Согласно пресс-релизу ассоциации, приказы Минфина устанавливают формы документов (заявление на регистрацию плательщиков акцизного налога и акцизных складов, заявление на пополнение объемов топлива производителями и уплату акцизного налога, новые формы акцизных накладных, отчетов об обороте топлива и др.), необходимые для обеспечения механизма перехода от старой СЭАРТ к новой, уплаты акцизного налога, подтверждения целевого использования авиационного топлива, и непосредственно для работы новых систем прозрачного учета и контроля оборота топлива в стране.
"Без этих документов участники рынка не могут выполнять обязательства по учету топлива. При этом с 1 июля за хранение, реализацию и движение топлива в незарегистрированных в СЭАРТ акцизных складах и транспортных средствах предусмотрены санкции в виде ареста топлива и самих акцизных складов (нефтебаз, АЗС) и транспортных средств", - отмечают в НАУ.
Кроме того, вероятен срыв обеспечения заправки авиатопливом самолетов и перебои в авиасообщении, поскольку без новых форм акцизных накладных производители и импортеры не смогут подтвердить целевое использование авиатоплива, а платить за это огромные штрафы для них не рентабельно.
В ассоциации напоминают, что Налоговом кодексе был утвержден четкий июльский график перехода от старой системы учета топлива к новой, но из-за проволочек со стороны ответственных министерств, он сорван. Появился ряд требований к компаниям, которые в текущей ситуации невозможно выполнить, поскольку соответствующие акты не вступили в силу.
"Создается правовой вакуум, старая система закончила свою работу, новой системы нет, а штрафы и требования по Налоговому кодексу вступили в силу. Это ведет к коллапсу, и без срочного вмешательства Министерства юстиции может обернуться остановкой работы всей системы и окончательному срыву реформы", - отметила президент НАУ Неля Привалова.
Как сообщалось, принятый в ноябре 2018 года закон о лицензировании производства, хранения и торговли топливом предусматривает модернизацию системы электронного администрирования реализации топлива (СЭАРП) на каждом акцизном складе, запуск новой системы контроля над фактическим оборотом и остатками топлива, усиление ответственности за нелегальные операции с топливом.
Кабинет министров Украины в конце июня обнародовал постановление №545 от 19 июня 2019 года, которым утвержден порядок ведения единого госреестра субъектов хозяйствования, получивших соответствующие "топливные" лицензии.
Для подготовки компаниям и государственным органам было предоставлено семь месяцев. С 1 июля реформа вступила в силу только в части лицензирования, но модернизированная система СЭАРТ и контроль за фактическим оборотом топлива на акцизных складах запущены не были.
Ранее в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) оценили потери государственного и местного бюджетов в 2018 году от теневого рынка нефтепродуктов в 10 млрд грн, отметив, что внедрение закона о лицензировании топлива станет серьезным шагом для разрешения этой проблемы.