Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Разгребание завалов в «Дружбе» будет долгим и дорогим

 

Проблема с грязной нефтью в трубопроводе "Дружба" "практически решена", объявил министр энергетики России Александр Новак 7 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Целый ряд прозвучавших там же других заявлений заставляют усомниться в столь оптимистичной оценке последствий крупнейшей аварии в истории российской нефтяной промышленности, парализовавшей 24 апреля ее важнейший экспортный трубопровод.

Работы еще как минимум на несколько месяцев

Так, президент российской государственной компании "Транснефть" Николай Токарев рассказал журналистам в рамках ПМЭФ-2019, что на полную очистку нефтепровода уйдут "порядка 6-8 месяцев". Заместитель главы РЖД Алексей Шило подтвердил, что российская железнодорожная госкомпания продолжит вывозить грязную нефть (из Беларуси и с территории России в резервуары Новороссийского порта) и что "это будет продолжаться еще в течение нескольких месяцев".

А вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что "размер ущерба еще не определен, и мы не торопимся его определять", поскольку это надо сделать "разумно, по-честному". По мнению Александра Новака, этот процесс будет идти в течение всего лета.

Итак: как минимум сотни тысяч тонн загрязненной хлоридами нефти из "Дружбы" все еще не выкачены и не утилизированы, убытки ни зарубежных клиентов, ни российского бизнеса и государства не подсчитаны, деньги на компенсации не выделены и не выплачены. И даже поставки кондиционной нефти по основной, северной ветке нефтепровода на принципиально важные для России рынки Польши и особенно Германии все еще не восстановлены.

Польский ультиматум возымел действие

Эти поставки, согласно планам "Транснефти", должны начаться 10 июня, когда кондиционная нефть по одной из очищенных ниток "Дружбы" подойдет к белорусско-польской границе. Однако тут могут возникнуть уже не столько технические, сколько коммерческие или даже политические проблемы.

Ведь польская сторона в конце мая фактически выдвинула России ультиматум: прокачка нефти в Польшу и транзит в Германию возобновятся только после того, как будут достигнуты договоренности о компенсациях импортерам, пострадавшим от некачественного сырья, вызывающего коррозию трубопроводов и особенно оборудования НПЗ. Ультиматум прозвучал после того, как на переговорах в Варшаве 23 мая удалось согласовать всего лишь график технических работ.

 

И вот после новой встречи 3 июня в Москве, в которой участвовали представители польских, немецких и российских компаний, заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин объявил, что "грузоотправители и получатели" определились с главными принципами расчета сумм компенсаций ущерба от загрязненной нефти.

После этого российское государственное информагенство ТАСС процитировало руководителя польской нефтеперерабатывающей компании Orlen Даниэля Обайтека, заявившего о наступившем в этой истории переломе: "Стратегия жесткой переговорной позиции дала результаты. Мы смогли позволить себе это при поддержке нашего правительства, но в первую очередь потому, что в прошлом году мы диверсифицировали поставки нефти в Польшу".

Николай Токарев: "Как они могут требовать от нас компенсации?"

Однако уже через три дня в интервью главы "Транснефти" Николая Токарева российской медиакомпании РБК зазвучала совершенно иная оценка итогов московских переговоров: "У поляков был договор с "Гомельтранснефть Дружба", это белорусский оператор, он поставил им нефть. У нас прямого договора с поляками нет. Как они могут требовать от нас компенсации?".

На вопрос про французскую компанию Total, чей немецкий НПЗ в Лойне тоже пострадал, Николай Токарев дал аналогичный ответ: "С ними тоже договора нет. Заводы в Германии у них. Это непростая история, так просто ее не решить".

О том, насколько трудными могут оказаться переговоры о понесенных зарубежными партнерами убытках, свидетельствуют также упреки в адрес польской стороны, выдвинутые главой "Транснефти" во все том же интервью РБК: "Когда все станет понятнее, мы выполним свои обязательства, которые должны. Но придуманные истории вроде закаченных в Польшу 600 тысячах тонн нефти, которые потом почему-то превратились в 1 миллион тонн, - мы так не компенсируем. Они разбавляли и доразбавлялись, и в итоге о чем разговор? Надо выяснить и разобраться".

Эти "выяснения и разбирательства" могут затянуться надолго. Тем не менее Николай Токарев уверен, что Польша, удовлетворившись полученными в Москве обещаниями, 10 июня даст зеленый свет возобновлению прокачки нефти по своей территории. "Через два дня нефть будет в Польше, и еще через пять дней она должна уже поступить в Германию", - заявил президент "Транснефти" в интервью российскому агентству "Интерфакс" 6 июня.

Глава Total Патрик Пуянне ведет переговоры с Дмитрием Козаком

Предположим, что так оно и будет. В таком случае снабжение Германии, третьего по размерам экспортного рынка для российских нефтяников, возобновится по "Дружбе" примерно к 13-15 июня, полтора месяца после того, как оно было прервано 24 апреля. Какую неустойку и кто именно с российской стороны заплатит за недопоставки немецким НПЗ в Шведте и Лойне?

Те долгое время предпочитали хранить молчание о своих проблемах, и лишь 29 мая, в день встречи с акционерами, когда отмалчиваться уже было невозможно, глава Total Патрик Пуянне признал, что завод в Лойне из-за нехватки сырья из России работает лишь вполовину своей мощности. Более того, топ-менеджер впервые назвал сумму, которую будет требовать за очистку российской нефти от хлоридов: 15 долларов за баррель.

Напомним, что во всю трубопроводную систему "Дружба", по некоторым оценкам, могли попасть около 5 миллионов тонн или 37 миллионов баррелей грязной нефти. Сколько именно оказалось в Германии, по-прежнему утаивается. В Польше, как видим, это либо 600 тысяч, либо 1 миллион тонн, т.е. приблизительно от 4,5 до 7,5 миллионов баррелей.

Глава Total Патрик Пуянне 6 июня встречался на ПМЭФ-2019 с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком, и они наверняка подробно обсуждали тему компенсаций, хотя журналистам об этом ничего не рассказали. Но можно не сомневаться: разговор о возмещении издержек зарубежным клиентам и партнерам, в том числе белорусским и казахстанским, сейчас, по мере постепенного восстановления поставок нефти по "Дружбе", будет все больше выходить на первый план.

Конечная цена "форс-мажора на нефтепроводе "Дружба" не ясна

Об этом, в частности, свидетельствуют заявления Александра Лукашенко, сделанные 7 июня во время посещения НПЗ "Нафтан" в Новополоцке. Указав на информацию СМИ о том, что ряд иностранных компаний предъявляют России требования возместить ущерб в размере 800 миллионов долларов, президент Беларуси возмутился: "Но мы больше всего пострадали. А нам говорят: ну, что там, белорусы, - они ничего не потеряли. Как так?!".

Поэтому, подчеркнул Александр Лукашенко, "не надо орать, наступать и прочее, но свои интересы надо блюсти", сообщило белорусское государственное информационное агентство "Белта". В свою очередь, заместитель министра энергетики Казахстана Асет Магауов еще в середине мая указал на то, что объем казахстанской нефти, испорченной при транспортировке по трубопроводу "Дружба", составил порядка 600 тысяч тонн.

За все это кому-то, скорее всего "Транснефти" и/или российской казне, рано или поздно придется заплатить. Причем компенсации станут лишь частью (по-видимому, даже не самой главной) тех суммарных убытков, которые в конечном счете понесет Россия в результате того, что в правительстве РФ решили называть теперь "форс-мажором на нефтепроводе "Дружба". В СМИ уже идет речь о суммах от 3 до 5 миллиардов долларов.

За матеріалами: Deutsche Welle
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9910
 0,1149
0,27
EUR
1
43,6454
 0,1340
0,31

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5962  0,08 0,20 42,2854  0,11 0,27
EUR 43,4685  0,16 0,37 44,2804  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,9800  0,13 0,31 41,9900  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес