Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Почему цены на автогаз идут ко дну

 Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95»

Февраль 2019 года ознаменовался хорошими новостями для автолюбителей, использующих автогаз. Его стоимость на отдельных колонках свалилась до 10,45 грн/л, а местами - до 9,15 грн/л.

Для сравнения: как в Украине, так и в Европе рабочей считается цена, когда автогаз дешевле бензина А-95 вдвое, а сейчас он дешевле почти втрое. Таких пропорций не было с начала 2016 года.

Недавно ценники на газ снова поползли вверх, но с точки зрения продавцов они лишь приближаются ко дну... с обратной стороны. Что происходит?

Стоимость автогаза на границе в декабре 2018 - феврале 2019 гг. традиционно опустилась до годовых минимумов. Это повлекло за собой розницу. Но здесь вмешался и сугубо наш фактор - дешевый ресурс везли все и в итоге обвалили цены ниже себестоимости.

Это хорошо иллюстрирует проблематику украинского рынка автогаза, который хоть и взрослеет, но медленно.

Летом 2017 года импортеры автогаза начали активно переходить на длинные формульные договоры, так называемые TERM-контракты. Первым крупным провайдером таких договоров стала швейцарская Proton Energy S.A., трейдер газа «Роснефти» в Украине.

К концу 2017 года с «длинными» договорами пришел казахстанский гигант «Тенгизшевройл», а в конце 2018-го - компания «Укрэнерджи», которая поставляет ресурс «Лукойла».

В итоге импорт по «термам» составляет 40-50% потребностей рынка, а вместе с внутренним производством это уже 65-75% в зависимости от сезона. Еще два года назад этот уровень не превышал 30%.

Почему это важно? Наполнение рынка становится более прогнозируемым, а значит вероятность возникновения кризисных ситуаций, как правило, сопровождающихся ценовыми скачками, снижается (об этом чуть ниже).

Основная масса держателей длинных договоров - крупные операторы: как розничные сети, так и оптовики. Всего их около 15 компаний. Однако в базе украинских импортеров более 130 компаний.

На «ценовом» дне они завозят свой объем и рассчитывают быстро продать, пускай и с небольшой прибылью. Но из-за избытка предложения продать не могут даже по себестоимости, а новые партии приходят и приходят.

По моим расчетам, в декабре-январе поставки в Украину превысили потребности на треть. Такой же дисбаланс, только со знаком «минус», в августе-сентябре 2017 года привел к рекордному взлету цен с 11 до 17 грн/л.

Низкий спрос и угроза затоварки заставили внутренних производителей пропан-бутана («Укргаздобыча» и «Укрнафта») снизить отпускные цены еще ниже.

В середине февраля отдельные партии «Укргаздобычи» продавались по 12 900 грн/т, в то время как обладатели TERM-контрактов плакали, но платили от 14 000 до 16 500 грн/т.

В этой ситуации все чаще возникает вопрос к объективности котировок, которые ложатся в основу расчета такой стоимости на импортный ресурс для украинских трейдеров.

Объективно еще в феврале цена в рознице должна была составлять около 12 грн/л. Обвал, происшедший на радость автолюбителям, случился благодаря острой конкуренции (вопреки распространенному стереотипу о монополизме и сговорах).

Отмечу лишь, что конкуренция эта не очень качественная, цены также тянут вниз «подзаборные» заправки, не имеющие таких затрат как налоги, разрешения и инвестиции в промышленную и экологическую безопасность.

На днях цены в опте пошли вверх, розница тоже начала расти, хотя работает все еще в «минус». Что дальше? По классике жанра из-за полученных убытков поставки газа в феврале резко сократились.

Теперь цену будет подстегивать внешний рынок и легкая нехватка продукта. Но каких-то кризисных сценариев не будет, очевидно цена стабилизируется на отметках 13-14 грн/л до конца марта. Основные события развернутся летом, в разгар сезона.

Но благодаря переходу трейдеров на «длинные» контракты вероятность кризисов образца 2017 года крайне мала. С большой вероятностью можно сказать, что газ в Украине будет, а по какой цене - покажет рынок.

За матеріалами: БИЗНЕС-ЦЕНЗОР
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3310
 0,0405
0,10
EUR
1
43,6910
 0,0565
0,13

Курс обміну валют на сьогодні, 10:17
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0420  0,03 0,07 41,6792  0,01 0,03
EUR 43,5120  0,10 0,24 44,2428  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3600  0,02 0,04 41,3750  0,02 0,04
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес