Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 13:50
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Рынок нефти обезумел из-за мазута
09:07 10.02.2003 |
Главной движущей силой торгов на рынке нефтяных фьючерсов в пятницу был небывалый подъем цен на мазут. Комментируя ситуацию на физическом рынке мазута, трейдеры и аналитики охарактеризовали ее как "паническую". Ажиотаж начался в среду, когда министерство энергетики США и Американский институт нефти API представили очередные еженедельные данные о товарных запасах нефти и нефтепродуктов в Америке. Оба ведомства сообщили о резком сокращении запасов мазута на неделе, закончившейся 31 января. Особенно впечатляющими были данные министерства энергетики. По его подсчетам, за неделю запасы мазута упали на 5,4 млн. баррелей до 42,5 млн. баррелей, или на 11,3%. В результате, по сравнению с тем же временем прошлого года запасы мазута уменьшились на 25,7%. Спрос на мазут достиг рекордного уровня - 4,9 млн. баррелей в день. Повышению спроса на мазут и уменьшению его коммерческих запасов способствовали холодная погода в северо - восточных штатах Америки, которые являются крупнейшим региональным потребителем этого вида топлива в США, и закупка мазута впрок на случай повышения цен из - за войны в Ираке.
"Бычьи" данные по мазуту вызвали мощный подъем цен как на физическом рынке этого вида топлива, так и на рынке фьючерсов на мазут, функционирующем на Нью - Йоркской товарной бирже NYMEX. В среду, после публикации данных, мартовские фьючерсы на мазут на бирже NYMEX выросли на 3,21 цента до 99,40 цента за галлон. В четверг они поднялись на 3,3 цента до $1,03 за галлон. В пятницу, по словам участников торгов, ажиотаж на "мазутной" площадке NYMEX достиг панического накала. В этот день мартовские фьючерсы на мазут выросли на 6,86 цента до $1,0975 за галлон. В ходе торгов их котировки подскочили до $1,113 - самого высокого уровня для фьючерсов на мазут с декабря 1979 г., когда цены на этот вид топлива достигли $1,15.
С рынка мазута возбуждение передалось на рынок нефти. По итогам дня мартовские фьючерсы на нефть марки WTI на бирже NYMEX выросли на 96 центов до $35,12 за баррель - самого высокого уровня при закрытии с ноября 2000 г. Мартовские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне выросли на 90 центов до $32,34 за баррель. Комментируя подъем цен на нефть марки Brent, один трейдер на IPE сказал агентству Reuters, что "это все из - за технической покупки", вызванной событиями на рынке мазута в США. "Люди стали покупать как сумасшедшие после публикации данных в среду, а сегодня днем они начали паниковать", - сказал трейдер о мазутных торгах. По словам других лондонских трейдеров, спекулятивные фонды, играющие на рынке нефтяных фьючерсов, стали агрессивно покупать фьючерсы на Brent, когда цены пробили $32,05, что вызвало срабатывание стоп - приказов на покупку.
Поддерживающим фоном для цен на нефть оставалась в пятницу ситуация вокруг Ирака. Президент США Джордж Буш (George Bush) заявил в этот день, что Совет безопасности ООН должен принять решение о конфронтации с Ираком, или США разоружат режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein) без его санкции, с помощью коалиции союзников. "Если Совет безопасности позволит диктатору лгать и обманывать, то Совет безопасности распишется в собственной слабости", - сказал Буш. За два дня до этого, в среду, государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) выступил в Совете безопасности с докладом, целью которого было доказать международному сообществу, что Ирак продолжает хранить и разрабатывать оружие массового поражения, обманывая международных инспекторов (см. новости за 6 февраля). Но большинство членов Совета безопасности, хотя и признали угрозу, исходящую от Ирака, высказались за продолжение инспекций и разрешение кризиса мирным путем. В пятницу пресс - служба Белого дома сообщила, что в ближайшие две недели Буш и другие представители американской администрации будут вести активные переговоры с членами Совета безопасности, чтобы добиться принятия "серьезной, эффективной и приемлемой" резолюции, которая бы ужесточила требование ООН по разоружению Ирака. Между тем, глава комиссии ООН по мониторингу вооружений Ханс Бликс (Hans Blix) сообщил в пятницу, что Ирак, наконец, проявил некоторую волю к реальному сотрудничеству, разрешив международным инспекторам провести беседу с иракским ученым без присутствия правительственных наблюдателей. Инспекторы давно требовали, чтобы иракские власти разрешили им без надзора встречаться с иракскими учеными, участвовавшими в известных военных программах Багдада. Но главное, чего рынки ждут от Бликса и его коллеги Мохамеда Эль - Барадеи (Mohamed El - Baradei), председателя МАГАТЭ, это доклада Совету безопасности 14 февраля. В этом докладе руководители международных инспекторов должны дать заключение, стали ли иракские власти по - настоящему сотрудничать с инспекторами после 27 января, когда Бликс и Эль - Барадеи критиковали их за недостаток сотрудничества "по существу". В выходные 8 - 9 февраля Бликс и Эль - Барадеи проведут в Багдаде переговоры с иракским руководством, которые, вероятно, прояснят ситуацию в отношении сотрудничества.
Дополнительным поддерживающим фактором для рынка нефти стало, ко всему прочему, предупреждение американских властей о высокой вероятности террористической атаки на США. В пятницу генеральный прокурор США Джон Ашкрофт (John Ashcroft) объявил, что уровень террористической опасности повышается с "желтого", означающего повышенный риск, до "оранжевого", означающего высокий риск. После терактов 11 сентября 2001 г. американское правительство ввело 5 - балльную цветовую шкалу для извещения населения, полиции и местных властей о степени террористической угрозы. Желтый цвет находится в середине шкалы. Оранжевый цвет соответствует второму сверху баллу. Красный цвет, соответствующий наивысшему баллу, означает очень большой риск теракта.
Кроме всего, министерство энергетики США опубликовало в пятницу ежемесячный доклад о ситуации на рынке нефти. По его подсчетам, при нынешнем уровне нефтедобычи ОПЕК резервные производственные мощности у мировой нефтяной индустрии равны всего лишь 2 млн. баррелей в день, что оставляет очень мало возможностей для компенсации неожиданных изменений в уровне спроса или поставок нефти и делает нефтяной рынок очень чувствительным к таким изменениям.