Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Структура топливного рынка Украины в первом полугодии продемонстрировала ряд интересных тенденций

12:09 24.07.2017 |

Нефть и безнин

 Евгений Мочалов, редактор портала OilNews, Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95"

В первом полугодии 2017-го объемы потребления бензинов и дизельного топлива стабилизировались, а структура рынка продемонстрировала ряд интересных тенденций.

В 2014-2015 гг. топливный рынок Украины пережил болезненное пике. Война, потеря территорий, падение промышленного производства и покупательной способности населения привели к обвалу потребления бензинов и дизельного топлива почти на 22%. В 2016-м рынок оттолкнулся ото дна и показал рост на 9%. В первом полугодии 2017-го объемы стабилизировались, а структура рынка продемонстрировала ряд интересных тенденций.

В 2016-2017 гг. доминируют две тенденции в потреблении - стабильное падение продаж бензинов и рост потребления ДТ. Это наглядно показывает оживление экономики (подъемом это пока назвать сложно), поскольку рост потребности в дизельном топливе стимулирует преимущественно промышленность. В январе-июне 2017-го "дизельный" рынок вырос на 2,5%, до 2,57 млн т, тем самым компенсировав снижение баланса бензинов (-7,5%). Но это не значит, что суммарное потребление моторных топлив осталось прежним.

Из жидкости - в газ

Впрочем, не совсем правильно говорить, что потребление бензина упало, скорее, превратилось в сжиженный газ. По результатам 2016 г., объем продаж автогаза сравнялся с показателями по бензину (в литрах), а по итогам первого полугодия текущего года вырвался вперед. Все просто: газ дешевле бензина почти в 2,5 раза, а это сулит ускоренный возврат средств, вложенных автовладельцами в газобаллонное оборудование. И так три года подряд.

В итоге продажи бензина в 2017 г. по сравнению с докризисным 2013-м обвалились на 41%, до 972 тыс. т. А продажи пропан-бутана выросли на 85%. Когда-то это казалось фантастикой, теперь это реальность.

Уверенное вхождение сжиженного газа в число массово используемых моторных топлив позволяет взглянуть на национальный баланс иначе. Благодаря росту поставок газа и ДТ, рынок вырос до 4,29 млн т, что на 1,5% больше показателя 2016 г. (см. рис. 1). И это уже говорит о том, что драйверами подъема выступает не только промышленность, но и население.

Структура топливного рынка Украины в первом полугодии продемонстрировала ряд интересных тенденций

 
В плену российской нефти

В 2016 г. структура поставок претерпела важные изменения. Центральное место среди них принадлежит запуску в июне 2016-го нефтепродуктопровода "Прикарпатзападтранс", по которому начата прокачка российского дизтоплива. Качество Евро-5, грамотно выстроенная система продаж и гибкое ценообразование сделали свое дело. По результатам шести месяцев 2017 г. в Украину поступило 618 тыс. т "трубопроводного" дизтоплива, или почти 24% от общего объема рынка.

Российский продукт потеснил лидеров рынка белорусов. В 2017 г. они потеряли 14%, но все равно сохранили за собой первую строчку в рейтинге источников поставок. Мозырский и отчасти Новополоцкий заводы отправили в Украину 1,2 млн т и закрепили за собой половину рынка. Согласитесь, более чем достойный результат.

Но белорусов волнуют не только и не столько объемы. Российский продукт ударил по ценам, которые за истекший год снижались дважды и потеряли около 15 долл. на тонне.

Рынок замер в ожидании результатов недавно объявленного "Белорусской нефтяной компанией" тендера на поставку в Украину 1 млн т дизтоплива в течение ближайшего года.

"Мы ожидаем, что дифференциалы на белорусский продукт должны упасть на 10-15 долл./т относительно текущих контрактов. В противном случае рынок станет больше брать из трубы, там возможности неограничены", - рассказал один из трейдеров на условиях анонимности.

Зато нечего бояться "сябрам" на бензиновом фланге - конкурентов здесь у них практически нет. Особенно если речь о бензине А-92, который европейские заводы уже перестали выпускать. Поэтому Мозырский НПЗ остается недосягаемым лидером с долей в импорте 82% и в общем балансе 49%.

Продолжает уверенно терять свои позиции в Украине польский "Орлен". Поставки с Плоцкого НПЗ в Польше упали вдвое (суммарно до 1% рынка), из Литвы - остались на прежнем уровне (около 7%).

Постепенная утрата рыночных позиций в Украине обусловлена, прежде всего, переориентацией "Орлена" на обеспечение внутреннего рынка Польши, где возник острый дефицит дизельного топлива. Это, в свою очередь, связано с ликвидацией польскими властями почти 30-процентного теневого сегмента дизельного рынка, наполняемого многие годы импортом без уплаты НДС. На ликвидацию "дыры" в объеме около 6 млн т дизтоплива в год сегодня брошены все силы польского концерна, высасывающего все ресурсы не только с польского, но и своего литовского НПЗ в Мажейкяе.

Несмотря на относительную дороговизну, удерживают свою долю рынка поставки с моря. В январе-июне 2017 г. импорт танкерных партий бензина и ДТ составил 260 тыс. т, что даже на 1% выше прошлогодних показателей.

Увеличение поставок по трубе и падение цен на поставки с севера ограничили ареал распространения "морского" импорта приморскими регионами, хотя ранее он "добивал" до Днепра, Кропивницкого, Запорожья и Винницы (рис. 2).

 
Производитель берет свое

В прогнозах на 2017 г. украинским нефтеперерабатывающим заводам отводилась особая роль. Уже было известно о намерениях Кременчугского НПЗ группы "Приват" нарастить переработку за счет 1,3 млн т азербайджанской нефти. Старт получился тяжелым, и пока программа идет с отставанием от графика. За полгода "Укртатнафта" получила 386 тыс. т каспийской нефти, что существенно ниже ожидаемых объемов. Тем не менее контролируемый группой "Приват" завод в Кременчуге нарастил производство нефтепродуктов на 15% (638 тыс. т).

Увеличение переработки нефти на "Укртатнафте" полностью зависит от способности "Привата" эффективно продать увеличенные объемы топлива. Пока очередь не выстраивается. "Генералитет" днепропетровской группы утратил былую прозорливость и опоздал с решением наращивания производства на пару лет. Сейчас конкуренция на рынке усилилась, что уже привело к падению цен, и, как уже отмечалось применительно к белорусам, в ближайшее время приведет еще к большему их падению. В итоге рентабельность переработки снижается.

Ко всему "Приват" никогда не продавал, он только покупал, поэтому выстраивание сбыта идет с большим скрипом. Клиент требует гибкого, оперативного и уважительного отношения, тогда как "приватовцы" привыкли смотреть на коллег по рынку несколько свысока.

Вот с чем нет проблем, так это с сырьем. В "Сокаре" заверяют, что готовы выполнить поставки сырья в полном объем и даже больше. Например, "комом", но прошла пробная поставка иранского газового конденсата.

"Только спустя шесть месяцев таможенники признали, что мы привезли конденсат, а не продукт переработки. Этот вопрос (таможенное оформление. - Авт.) решался на уровне губернатора Одесской области и... посла Азербайджана в Украине", - сетует представитель компании "Сокар Трейдинг".

Одним из получателей азербайджанской нефти и иранского конденсата может стать "Укргаздобыча" (УГД), которая уже обозначила такой интерес. Недавно она купила 5 тыс. т легкой нефти из запасов "Укртранснафты".

Дополнительное сырье УГД точно понадобится. По итогам первого полугодия, Шебелинский газоперерабатывающий завод снизил выпуск бензинов и ДТ (на 29%). Второе полугодие обещает быть более результативным еще и в силу постепенного роста добычи газа, что попутно сопровождается повышением производства газового конденсата - ключевого сырья для "Шебелинки".

Доля украинских нефтепродуктов в 2017 г. увеличилась до 21%, и есть все возможности для дальнейшего роста. Сырье для этого есть, необходимы эффективная продажа и немного везения (рис. 3).

 
Новые лица

Произошли видимые изменения и в составе поставщиков. Лидером по импорту нефтепродуктов остается группа компаний WOG, которая завезла за полгода 475 тыс. т бензинов и ДТ. Но это на 11% ниже прошлогоднего результата, что свидетельствует о продолжающемся кризисе в компании. В лучшие времена луцкая компания заводила за полгода до 1 млн т нефтепродуктов. На днях WOG покинул глава трейдингового направления Владислав Войтенко, что одни источники связывают с уменьшением потребности в закупках, другие - с проблемами финансирования таковых (см. табл.).

Рейтинг импортеров за первое полугодие 2016-2017 гг., тыс. т

№ п/п

Получатель

2016 г.

2017 г.

%

1

WOG

535

475

-11

2

OKKO

385

364

-5

3

"Анвитрейд"

1

217

18345

4

"БНК-Украина"

219

157

-28

5

"Альянс Энерго Трейд"

47

106

125

6

Западная нефтегазовая компания

114

104

-9

7

"Глуско-Украина"

28

89

222

8

"Укрпалетсистем"

14

85

498

9

"Трейд Коммодити"

7

67

823

10

"БРСМ-Нафта"

80

64

-20

11

ТД "Элемент"

57

62

8

12

KLO

43

62

43

13

"Интекс Ком"

61

48

-20

14

"Альянс Ойл Украина"

88

45

-48

15

"Амик"

46

45

-1


Другие

1153

804

-30


Общий итог

2878

2797

-3

"Галнафтогаз" (управляет сетью ОККО) занимает вторую строчку в рейтинге импортеров (364 тыс. т) и первую - по поставкам бензинов (141 тыс. т). Однако компания также недосчиталась 5% объемов. Прежде всего, это можно связать с упомянутой переориентацией автомобилистов на сжиженный газ. И если на ОККО их влекло качество бензина, то после установки газа главным жизненным ориентиром становится цена. За ней едут на нелегальные "подзаборные" заправки, предлагающие привлекательные "безналоговые" цены.

Изменения произошли на третьей строчке рейтинга. Компанию "БНК-Украина" сменила компания "Анвитрейд" - эксклюзивный оператор автомобильных отгрузок "трубопроводного" дизтоплива (217 тыс. т). Помимо традиционных пунктов налива топлива в Новограде-Волынском (Житомирская обл.) и Смыге (Ровненская обл.), в июне оператор начал отгрузки с закарпатских Дубриничей. Отсюда начались и поставки бензовозами на экспорт.

Первое полугодие всегда менее динамично по сравнению со вторым, на которое приходится сезонный пик потребления топлива. Пересмотр контрактов на белорусские нефтепродукты, потенциал увеличения переработки на украинских НПЗ и неограниченные возможности "дизельной" трубы - все это позволяет безошибочно прогнозировать крайне насыщенный период для украинского топливного рынка.

По материалам: OilNews
 

ПО РУБРИКАМ

16:48 Доллар рухнул 20 июня к основным валютам на итогах заседания ФРС

16:43 Депозитные ставки для физлиц 20.06.19

13:02 Платежеспособные банки за 5 мес. увеличили чистую прибыль на 82,8%

12:51 Биржи Азии закрылись 20 июня ростом на новостях по монетарной политике в США

12:46 Замглавы НБУ Екатерина Рожкова. О манипуляциях Коломойского, будущем Приватбанка и НБУ

12:32 Нацкомфинуслуг утвердила требования к стресс-тестированию страховщиков

12:28 Справочный курса гривни понижен на 6,39 коп. до 26,3770 грн

11:49 Банки Украины 20 июня сократили портфель ОВГЗ на 9,33 млрд грн, нерезиденты - увеличили на 0,54 млрд грн.

11:08 Остатки средств на корсчетах банков 20.06.19

11:06 Курсы валют по карточным операциям на 20.06.19

10:34 19 июня НБУ выдал банкам рефинансирование 9 млн гривен

10:18 НБУ продал 19 июня банкам депозитные сертификаты на 13,8 млрд гривен

10:05 18 июня объем торгов долларом на межбанке уменьшился на $67,8 млн до $188,8 млн

09:46 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 19.06.19

09:24 Доллар дешевеет к мировым валютам 20 июня, золото дорожает на 2% на заявлениях ФРС

22:47 Оборот розничной торговли Украины в январе-мае вырос на 9,6% - Госстат

22:40 В январе-мае все виды транспорта увеличили перевозку грузов на 9% до 275 млн тонн

15:51 Домохозяйства на начало 2019 г. оплачивали лишь 46,2% себестоимости э/э

15:19 Нефть активно дорожает 20 июня на фоне снижения доллара, Brent торгуется у $63,6 за баррель

13:23 В Киеве провели независимое тестирование качества топлива АИ-92

12:49 Украина за 4 мес. импортировала газ на $550 млн - Госстат

12:46 Замглавы НБУ Екатерина Рожкова. О манипуляциях Коломойского, будущем Приватбанка и НБУ

12:25 Правила выбора организатора аукционов на заключение 2-сторонних договоров на рынке э/э выписаны под УЭБ - Нефедов

11:49 Банки Украины 20 июня сократили портфель ОВГЗ на 9,33 млрд грн, нерезиденты - увеличили на 0,54 млрд грн.

11:29 Южанина обвинила Гройсмана в попытке срыва реформы контроля над оборотом топлива

17:00 Европейский совет продлил «крымские санкции» еще на год

15:54 Только 8 стран ЕС готовы отказаться от угля к 2030 году

15:46 Лидер Китая приехал в КНДР впервые за 14 лет: почему именно сейчас?

11:59 Вопрос выплаты репараций потомкам рабов в США вызвал острые споры в конгрессе

11:54 США сообщили о сбитии дрона Ираном над Ормузским проливом

11:42 Сигнал Путину. Сколько еще проживет Гиркин-Стрелков

09:57 Китайские компании продают зарубежные активы на фоне опасений по поводу возможной нехватки долларов

09:52 ООН заявила о причастности саудовского принца к убийству Хашогги. Что ему грозит?

09:37 Экс-президент Франции Саркози предстанет перед судом по делу о коррупции

09:02 Россия намерена вернуться в ПАСЕ

08:00 ФРС повысила прогноз роста ВВП США на 2020 год, понизила прогнозы инфляции

07:59 ФРС сохранила ставку в диапазоне 2,25-2,5%, дала сигнал о возможности снижения

19.06 Huawei может лишиться главного оружия в борьбе с американскими властями

19.06 Подозреваемые в крушении самолета Malaysia Airlines координировали действия с Аксеновым и Сурковым, - Международная следственная группа

19.06 Доказательства причастности российских военных к крушению Malaysia Airlines на данный момент отсутствуют, - Международная следственная группа

19.06 Кабмин инициирует изменения в Конституцию в части децентрализации

19.06 Установка столбиков перед пешеходными переходами станет обязательной

14.06 4G в киевском метро планируют запустить в конце 2019 года

13.06 С июля в Украине можно будет безвозмездно присвоить адрес недвижимости

13.06 До 2021 года между всеми областными центрами будут качественные дороги - Гройсман

11.06 КП Киевгорразвитие показало, как будет выглядеть Гидропарк в Киеве после реконструкции

11.06 В Киеве построят мусороперерабатывающий комплекс мощностью 700 тысяч тонн в год

11.06 Автобусный лоукостер FlixBus назвал маршруты, которые запустит в Украине

11.06 В Украине повысили требования к качеству асфальта

06.06 Прорвало: «Взорвется» ли Закарпатье «без Москаля» новосозданными ОТО

05.06 В Украине изменили ширину крайних полос на автотрассах

03.06 Островки для снижения скорости на трассах стали обязательными

03.06 «Мост Кличко» усилят супербронированным стеклом

03.06 Новое украинское правописание вступило в силу

03.06 Европейский автобусный лоукостер FlixBus заходит в Украину

22:22 КС опубликовал официальное решение об указе про роспуск Рады

17:00 Европейский совет продлил «крымские санкции» еще на год

16:52 Климкин передумал баллотироваться в Раду из-за отсутствия команды единомышленников

15:33 Реванш нахрапом. Устроит ли Портнов Зеленскому студенческий Майдан

15:11 Зеленский отменил указ об использовании спецсигналов на служебных автомобилях

14:58 Ликвидация Порошенко: Почему суд УПЦ МП против ПЦУ - это только начало

14:52 Волкер советует Зеленскому порвать с Коломойским

14:46 Зеленский создает Офис президента Украины путем реорганизации АП - указ

12:46 Замглавы НБУ Екатерина Рожкова. О манипуляциях Коломойского, будущем Приватбанка и НБУ

09:02 Россия намерена вернуться в ПАСЕ

19.06 Жена Медведчука увеличила долю в нефтяном бизнесе в России

19.06 У Медведчука между строк. Почему куму Путина стоит станцевать гопак для Зеленского

19.06 Взрывы в Донецке. Когда Пушилин заговорит об уличных боях в «столице ДНР»

19.06 Роковой выстрел. Почему украинцы не поверят в случайную гибель Дмитрия Тымчука

19.06 Зеленский назначил Бондаря, Веремия, Лутковскую и Моцыка представителями Украины в подгруппах ТКГ

09:17 К 2025 году все модели Bentley будут электрифицированы

09:12 CFTC подала иск на организаторов криптовалютной пирамиды. Компания выманила у инвесторов $147 млн

19.06 Huawei может лишиться главного оружия в борьбе с американскими властями

19.06 Глава Huawei считает, что потеря $30 млрд не так уж страшна для бизнеса компании

19.06 Apple обсуждает возможность частичного ухода из Китая

19.06 Германия поддержит три альянса по выпуску аккумуляторных батарей

19.06 Huawei признала ошибку и убрала рекламу с экрана блокировки своих смартфонов

18.06 Microsoft хочет добавить в стандартную клавиатуру новую клавишу

18.06 Domino’s Pizza в конце года запустит доставку пиццы с помощью автономных роботов в Хьюстоне

18.06 Facebook представила криптовалюту Libra

18.06 Тягачи Volvo без кабины и водителей начали перевозить грузы

18.06 Nissan проникнет в мозг водителя

18.06 Мишель Платини арестован по подозрению в коррупции

14.06 Volvo и Uber построили серийный беспилотник

14.06 Visa, Mastercard, PayPal и другие крупные компании вложат по $10 млн в новую криптовалюту Facebook

30.05 Как правильно завести служебный роман

24.05 Бизнес-этикет: четыре вредные привычки

15.05 Google начнет зарабатывать на рекламе в приложениях

14.05 Почему начальнику противопоказан перфекционизм

13.05 Роботизация грозит потерей работы в первую очередь женщинам

02.05 15 правил этикета при написании электронных писем

08.04 Как сохранять продуктивность: топ-6 привычек успешных людей

22.03 Почему люди предпочитают руководителей-скептиков

21.03 Топ-10 высокооплачиваемых профессий будущего

18.03 JPMorgan набирает сотрудников через нейробиологические игры

13.03 10 успешных людей, которые не учились в университете

11.03 Facebook теряет молодых пользователей — исследование

07.03 К 2020 году бизнес будет осуществлять половину операций без участия человека

04.03 Facebook судится с китайскими компаниями из-за «накрутки» лайков

01.03 Пять секретов лучших специалистов по продажам

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно