Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 22:12
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Два найважливіших дні у житті: день, коли ми з'явились на світ, і день, коли зрозуміли навіщо" Марк Твен |
Как власти борются с нелегалами на рынке автогаза
11:47 15.04.2016 |
* - данные Госстата ** - данные «Консалтинговая группа А-95» |
Государственная статистика по потреблению сжиженного газа в январе-феврале оказалась крайне увлекательной. Так, согласно Госстату, прирост наличных продаж составил 28% к аналогичному периоду прошлого года (см. диаграмму). Серьезный прирост, но есть одно «но». По словам владельцев заправок, по их ощущениям и бухгалтерии результат еще более внушительный -35-45%. Данное ощущение подтверждается статистикой наполнения рынка: согласно данным Консалтинговой группы «А-95», за январь-февраль 2016-го на рынок поступило около 197 000 тонн, что почти на 40% больше, чем за тот же период 2015-го.
Зачем трейдеры привозят намного больше топлива, чем продают, и что происходит на рынке розничной продажи сжиженного газа, специально для Forbes рассказал аналитик Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.
Из поставленных на рынок 197 000 тонн около 84 000 было продано за наличные. Еще порядка 15% продается по безналичному расчету. Также есть запасы. По максимальным оценкам, их на конец февраля было около 20 000 тонн. Дальше идет неавтомобильное потребление: баллонный газ, который в январе-феврале не продавался, и не более 2000 тонн, что ушли на промпредприятия и отопление.
В результате несложных вычислений становится очевидным, что порядка 75 000 тонн, или 133,36 млн литров пропан-бутана, то есть 43% всего потребления пропан-бутана в январе-феврале просто... затерялись.
На этом «газовая» математика не заканчивается. Исчезновение такого объема подакцизного товара из официальной статистики означает, что в неизвестном направлении за два месяца пропало около 143 млн гривен сбора с розничной реализации подакцизных товаров. Если спроецировать такие темпы на текущий год, набежит под 1 млрд. И это, отметим, по самым скромным оценкам.
Куда деваются эти деньги? Чтобы понять это, достаточно проехаться по любому спальному району Киева. Везде маячат газовые бочки, хаотично разбросанные по парковкам, АТП, гаражным кооперативам и т.д. Из-за минимальных на рынке цен торговля идет бойкая - наиболее удачно расположенные «бочки» отоваривают в сутки до 600 счастливых клиентов. Об этом говорят как личные наблюдения, так и инсайдерская информация от оптовых поставщиков. В регионах выторги не такие крупные, но тоже радуют - в кризисное время каждая копейка будет кстати.
Секрет в том, что на многих «подзаборных» заправках страдает кассовая дисциплина, а в большинстве случае она отсутствует напрочь. За «червончик» заправщик выбьет вам чек на любую сумму. Будь чек настоящим, а не липовым - с каждого пробитого литра в январе-феврале пришлось бы уплатить 1,07 гривны акцизного налога, а поскольку документ выдают бутафорный, то и налог в нем - такой же. Поэтому и цены на таких станциях на гривну дешевле - в них просто нет «розничного» налога. К слову, касается это не только «подзаборников», все чаще такое явление наблюдается и в «бензиновых» сетях.
А чего этим не заниматься, если рисков никаких? Недавно киевской суд по иску ГУ ГФС приговорил заправщика за «левый» чек к штрафу в 270 гривен. Вопрос неуплаты налогов просто остался за скобками. При этом иск подала сама ГФС. Во многих странах за нарушения при продаже подакцизных товаров грозят куда более серьезные наказания.
С 1 апреля налог был проиндексирован до 1,27 грн/л, премия за безналоговую торговлю снова выросла. Автоматически это означает и рост бюджетных потерь. Отметим одну немаловажную деталь: этот налог целевым образом вводился в рамках программы децентрализации, о чем просили вечно голодные регионы. Но теперь оказывается, что местные власти попросту не хотят или не могут взять причитающееся.
За более чем год действия этой нормы чиновники так и не нашли действенных инструментов для борьбы с нелегалами. Больше других продвинулись в Киеве, здесь нелегальные заправки начали сносить, хотя эффективность этой борьбы оставляет желать лучшего. Зачастую демонтированный объект возвращается на свое место спустя несколько дней.
Свое слово могли бы сказать фискалы, которые отчитываются о выявлении «подпольных» АЗС по всей стране, но в упор не хотят их видеть в Киеве и области. Настоящий триллер недавно развернулся в Белой Церкви. Чтобы закрыть очевидного нарушителя, налоговики неделю просидели в кустах, чтобы провести хронометраж продаж. Естественно, сверка результатов наблюдений с бухгалтерией показала полный дисбаланс. Но сколько же инспекторов нужно посадить в кусты, чтобы проверить 40% рынка?!
На первый взгляд, небольшой розничный акциз начал разрушать рынки нефтепродуктов и сжиженного газа. Увеличивающийся вместе со ставкой этого налога заработок нелегалов грозит как растущими потерями бюджетными, так и справедливой конкуренции. Чем дальше, тем очевиднее необходимость отмены этого налога с одновременным увеличением «основного» акциза с дальнейшим распределением по регионам. Последние обещают бунты, потому что размышляют категориями «синиц» и «журавлей». Ведь дойдут ли деньги из Киева - еще вопрос, а с «газового» нелегала можно хоть что-то отщипнуть. Даже если не в бюджет общины, то в свой личный - точно.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :