Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Двумя основными источниками безналоговых нефтепродуктов в Украине является контрабанда и кустарное производство

Сколько существует украинский топливный рынок, ровно столько же и жива проблема нелегального бензина. В Украине «теневой» рынок играет всеми возможными красками - контрабанда, фальсификат, пересортица. По итогам первого полугодия 2015 г. потери государственного бюджета от этого великолепия составили около 3,5 млрд. грн. С такими темпами годовой «результат» может достичь 8 млрд. грн

На всем европейском континенте торговля моторными топливами является крупным источником бюджетных поступлений. Везде бензин и дизтопливо облагаются акцизом, НДС, прочими налогами. Украина не исключением и на сегодня около 45% от уплачиваемых потребителем денег за топливо должно идти в госказну. Поскольку деньги немалые, есть немало и тех, кто хочет их направить в свой карман.

Например, согласно официальным данным Госкомстата, за первое полугодие 2015 года Украина потребила без малого 1,124 млн т бензина. При этом производство составило 305 тыс. т. Очевидно, что остальное - 819 тыс. т - должно было приехать по импорту. Но таможня зафиксировала всего 705 тыс. т ввезенного бензина. Откуда же взялись 114 тыс. т или почти 10% рынка?

Но и это еще не все. Эксперты говорят, что есть все основания считать официальные данные по потреблению нефтепродуктов заниженными минимум на 15%. «По самым скромным оценкам «неучтенка» составляет 15% от легального оборота, реальные объемы прячут, чтобы уйти от акциза с розничной продажи, который был введен с 2015 года», - говорит Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95». Таким образом, размер теневого рынка бензина в первом полугодии текущего года эксперты оценивают в 275 тыс. т.

Такой же подход при вычислении нелегального рынка дизельного топлива выводит на цифру в размере около 100 тыс. т в первом полугодии. Почему «левого» дизтоплива меньше? Ответ прост: акциз на бензин составляет 202 евро/т, а с 20%-ным НДС - более 240 евро/т или около 5500 грн/т или более 4 грн на литре. В то же время акциз на дизтопливо равняется 100 евро/т, т.е. заработок на его нелегальной поставке вдвое меньше, соответственно бодяжить и контрабасить бензин при той же доле риска намного выгоднее.

В итоге сумма неуплаченных «топливных» налогов на 375 тыс. т нефтепродуктов составила около 3,5 млрд грн.

Откуда берется «левак»?

Двумя основными источниками безналоговых нефтепродуктов является контрабанда и кустарное производство.

По наблюдениям экспертов «А-95», к концу первого полугодия поток контрабанды удалось во многом снизить. Ранее наиболее обильные контрабандные потоки нефтепродуктов шли через небольшие морские порты в Николаеве, Очакове, Скадовске, Рени, Килии, Измаиле. Главную роль в обнулении контрабанды сыграло начало работы с 1 июня Энергетической таможни. По словам заместителя главы Госфискальной службы Сергея Ликарчука, в июле «Энергетичка» показала хороший результат, собрав около 2,5 млрд грн налогов.

В связи с сокращением контрабандного потока «теневой» рынок переместился внутрь страны. Существует несколько методов получения нелегального топлива: кустарная переработка, смешение топливных компонентов, повышение октанового числа бензина.

Итак, кустарная переработка. Мини-НПЗ приобретают нефть и газовый конденсат, который системно похищается из мест добычи либо путем врезок в трубопроводы. Поэтому основное сосредоточение мини-НПЗ наблюдается в Полтавской, Сумской, Харьковской, Днепропетровской и Кировоградской областях. В результате такой переработки получают прямогонные бензин и дизельное топливо, который используются как основа для дальнейшего производства топлив. Как такие габаритные производства могут работать на протяжении длительного времени, вопрос к силовикам.

Наиболее массовым способом производства кустарных нефтепродуктов является смешение топливных компонентов. Такие «производства» располагаются на обычных нефтебазах, поэтому не привлекают к себе лишнего внимания. Способствует такому бизнесу также и то, что в Украине операции с подобными компонентами не требуют никаких специальных лицензий и разрешений. Перечень основных составляющих «самодельных» топлив приведен в таблице 1. Согласно данным «Укрзализныци», за 6 месяцев 2015 г. на нефтебазы поступило 155 тыс. т компонентов топлив.

Одно из таких производств вскрылось в результате пожара на нефтебазе компании БРСМ в г. Васильков. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что возгорание произошло вследствие перекачки компонентов при кустарном производстве нефтепродуктов. Для участников рынка это не стало новостью. По данным «Консалтинговой группы А-95» в 2014 г. объемы продажи бензина в сети АЗС «БРСМ» превышали объемы поставок товарного бензина на нефтебазы на 75 тыс. т или на 75%. Обращал на себя внимание также тот факт, что сеть закупала исключительно бензин А-92, хотя на своих АЗС продавала три марки с октановым числом 95. В то же время поставки различных компонентов на нефтебазы БРСМ в 2014 г. составили порядка 100 тыс. т (36,6 тыс. т в 2015 г.).

Есть и другие примеры. В текущем году в лидеры по поставкам топливных компонентов стала компания «Эксимол», связанная с группой компаний «Крокус-К». За 7 месяцев 2015 года на нефтебазу в Мироновке, что в столичной области, «Эксимол» сотоварищи привез 25,85 тыс. т компонентов. При этом в июле фирма поставила собственный рекорд закупки компонентов - 9,8 тыс. т. 14 августа на Мироновскую нефтебазу зашла СБУ и нашла необходимые доказательства производств нелегального топлива.

Есть еще более «облеченные» схемы нелегального производства. Речь о повышении октанового числа - низкооктановых бензинов до марки А-92, либо доведения А-92 до элитной А-95. Прогресс не стоит на месте: если раньше для этого использовались биоэтанол, метанол, МТБЭ и т.д., то в последнее время отмечается активный импорт высокотехнологичных присадок на основе марганца из Китая и США.

Такая практика может стать массовой. По данным источников в ГФС, недавно ПП «Викинг» и ООО «Нефтетрейд 2015» обратились с заявкой на создание таможенных складов с целью «давальческой» переработки бензина А-92. Заявленный объем - 100 тыс. т в месяц. Отметим, что общее потребление бензина в стране около 200 тыс. т в месяц.

Имитация борьбы

Сказать, что налоговики никак не противодействуют нелегальным поставкам нефтепродуктов было бы неверно. Но и назвать эту работу эффективной тоже пока не получается. Учитывая масштаб бюджетных потерь, ГФС в 2015 г. провела две операции: «Акциз-2015» и «Нефтепродукт-2015». Однако их итоги больше походят на отписки (см. табл. 2)

Так, из открытых источников узнаем, что ГФС изъяла до 15 тыс. различных продуктов в первом полугодии 2015 г, что составляет менее 4% от оценочного объема теневого рынка. Наиболее действенным шагом ГФС стал фактический запрет импорта в Украину платформата и риформата, продуктов переработки, которые использовались как высокооктановые компоненты при производстве бензинов.

Зачастую чиновники не понимают, что нелегальный топливный рынок бьет по всем без исключения. Это и токсичные выхлопы, и испорченные моторы, и пустой бюджет страны. В первом полугодии госбюджет терял 19,6 млн грн на «левом» топливе в сутки. Если изменений не будет, по итогам 2015 года казна недополучит более 8 млрд грн. Эта сумма была бы совсем не лишней для воюющего государства.

 

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес