Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 23:24
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Двумя основными источниками безналоговых нефтепродуктов в Украине является контрабанда и кустарное производство
15:13 31.08.2015 |
Сколько существует украинский топливный рынок, ровно столько же и жива проблема нелегального бензина. В Украине «теневой» рынок играет всеми возможными красками - контрабанда, фальсификат, пересортица. По итогам первого полугодия 2015 г. потери государственного бюджета от этого великолепия составили около 3,5 млрд. грн. С такими темпами годовой «результат» может достичь 8 млрд. грн
На всем европейском континенте торговля моторными топливами является крупным источником бюджетных поступлений. Везде бензин и дизтопливо облагаются акцизом, НДС, прочими налогами. Украина не исключением и на сегодня около 45% от уплачиваемых потребителем денег за топливо должно идти в госказну. Поскольку деньги немалые, есть немало и тех, кто хочет их направить в свой карман.
Например, согласно официальным данным Госкомстата, за первое полугодие 2015 года Украина потребила без малого 1,124 млн т бензина. При этом производство составило 305 тыс. т. Очевидно, что остальное - 819 тыс. т - должно было приехать по импорту. Но таможня зафиксировала всего 705 тыс. т ввезенного бензина. Откуда же взялись 114 тыс. т или почти 10% рынка?
Но и это еще не все. Эксперты говорят, что есть все основания считать официальные данные по потреблению нефтепродуктов заниженными минимум на 15%. «По самым скромным оценкам «неучтенка» составляет 15% от легального оборота, реальные объемы прячут, чтобы уйти от акциза с розничной продажи, который был введен с 2015 года», - говорит Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95». Таким образом, размер теневого рынка бензина в первом полугодии текущего года эксперты оценивают в 275 тыс. т.
Такой же подход при вычислении нелегального рынка дизельного топлива выводит на цифру в размере около 100 тыс. т в первом полугодии. Почему «левого» дизтоплива меньше? Ответ прост: акциз на бензин составляет 202 евро/т, а с 20%-ным НДС - более 240 евро/т или около 5500 грн/т или более 4 грн на литре. В то же время акциз на дизтопливо равняется 100 евро/т, т.е. заработок на его нелегальной поставке вдвое меньше, соответственно бодяжить и контрабасить бензин при той же доле риска намного выгоднее.
В итоге сумма неуплаченных «топливных» налогов на 375 тыс. т нефтепродуктов составила около 3,5 млрд грн.
Откуда берется «левак»?
Двумя основными источниками безналоговых нефтепродуктов является контрабанда и кустарное производство.
По наблюдениям экспертов «А-95», к концу первого полугодия поток контрабанды удалось во многом снизить. Ранее наиболее обильные контрабандные потоки нефтепродуктов шли через небольшие морские порты в Николаеве, Очакове, Скадовске, Рени, Килии, Измаиле. Главную роль в обнулении контрабанды сыграло начало работы с 1 июня Энергетической таможни. По словам заместителя главы Госфискальной службы Сергея Ликарчука, в июле «Энергетичка» показала хороший результат, собрав около 2,5 млрд грн налогов.
В связи с сокращением контрабандного потока «теневой» рынок переместился внутрь страны. Существует несколько методов получения нелегального топлива: кустарная переработка, смешение топливных компонентов, повышение октанового числа бензина.
Итак, кустарная переработка. Мини-НПЗ приобретают нефть и газовый конденсат, который системно похищается из мест добычи либо путем врезок в трубопроводы. Поэтому основное сосредоточение мини-НПЗ наблюдается в Полтавской, Сумской, Харьковской, Днепропетровской и Кировоградской областях. В результате такой переработки получают прямогонные бензин и дизельное топливо, который используются как основа для дальнейшего производства топлив. Как такие габаритные производства могут работать на протяжении длительного времени, вопрос к силовикам.
Наиболее массовым способом производства кустарных нефтепродуктов является смешение топливных компонентов. Такие «производства» располагаются на обычных нефтебазах, поэтому не привлекают к себе лишнего внимания. Способствует такому бизнесу также и то, что в Украине операции с подобными компонентами не требуют никаких специальных лицензий и разрешений. Перечень основных составляющих «самодельных» топлив приведен в таблице 1. Согласно данным «Укрзализныци», за 6 месяцев 2015 г. на нефтебазы поступило 155 тыс. т компонентов топлив.
Одно из таких производств вскрылось в результате пожара на нефтебазе компании БРСМ в г. Васильков. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что возгорание произошло вследствие перекачки компонентов при кустарном производстве нефтепродуктов. Для участников рынка это не стало новостью. По данным «Консалтинговой группы А-95» в 2014 г. объемы продажи бензина в сети АЗС «БРСМ» превышали объемы поставок товарного бензина на нефтебазы на 75 тыс. т или на 75%. Обращал на себя внимание также тот факт, что сеть закупала исключительно бензин А-92, хотя на своих АЗС продавала три марки с октановым числом 95. В то же время поставки различных компонентов на нефтебазы БРСМ в 2014 г. составили порядка 100 тыс. т (36,6 тыс. т в 2015 г.).
Есть и другие примеры. В текущем году в лидеры по поставкам топливных компонентов стала компания «Эксимол», связанная с группой компаний «Крокус-К». За 7 месяцев 2015 года на нефтебазу в Мироновке, что в столичной области, «Эксимол» сотоварищи привез 25,85 тыс. т компонентов. При этом в июле фирма поставила собственный рекорд закупки компонентов - 9,8 тыс. т. 14 августа на Мироновскую нефтебазу зашла СБУ и нашла необходимые доказательства производств нелегального топлива.
Есть еще более «облеченные» схемы нелегального производства. Речь о повышении октанового числа - низкооктановых бензинов до марки А-92, либо доведения А-92 до элитной А-95. Прогресс не стоит на месте: если раньше для этого использовались биоэтанол, метанол, МТБЭ и т.д., то в последнее время отмечается активный импорт высокотехнологичных присадок на основе марганца из Китая и США.
Такая практика может стать массовой. По данным источников в ГФС, недавно ПП «Викинг» и ООО «Нефтетрейд 2015» обратились с заявкой на создание таможенных складов с целью «давальческой» переработки бензина А-92. Заявленный объем - 100 тыс. т в месяц. Отметим, что общее потребление бензина в стране около 200 тыс. т в месяц.
Имитация борьбы
Сказать, что налоговики никак не противодействуют нелегальным поставкам нефтепродуктов было бы неверно. Но и назвать эту работу эффективной тоже пока не получается. Учитывая масштаб бюджетных потерь, ГФС в 2015 г. провела две операции: «Акциз-2015» и «Нефтепродукт-2015». Однако их итоги больше походят на отписки (см. табл. 2)
Так, из открытых источников узнаем, что ГФС изъяла до 15 тыс. различных продуктов в первом полугодии 2015 г, что составляет менее 4% от оценочного объема теневого рынка. Наиболее действенным шагом ГФС стал фактический запрет импорта в Украину платформата и риформата, продуктов переработки, которые использовались как высокооктановые компоненты при производстве бензинов.
Зачастую чиновники не понимают, что нелегальный топливный рынок бьет по всем без исключения. Это и токсичные выхлопы, и испорченные моторы, и пустой бюджет страны. В первом полугодии госбюджет терял 19,6 млн грн на «левом» топливе в сутки. Если изменений не будет, по итогам 2015 года казна недополучит более 8 млрд грн. Эта сумма была бы совсем не лишней для воюющего государства.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :