Фінансові новини
- |
- 05.12.25
- |
- 19:16
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс в странах Балтии - НПЗ в Мажейкяе - оказался в тяжелой ситуации
20:00 18.06.2014 |
Нефтеперерабатывающий комплекс в Мажейкяе, входящий в группу компаний Orlen Lietuva, является не только крупнейшим НПЗ в регионе, но и крупнейшим налогоплательщиком Литвы. Поэтому проблемы, с которыми столкнулось предприятие в последнее время, вызывают беспокойство у многих в стране.
Из-за убытков комплекс оказался на грани закрытия. Руководство польского концерна Orlen, являющегося владельцем НПЗ, упрекает Вильнюс в бездействии. Власти Литвы эти обвинения отвергают и заявляют, что делают все, чтобы помочь заводу.
"Дружба" пересохла - проблемы посыпались
Одной из главных причин падения рентабельности НПЗ в Мажейкяе стали перебои с поставками нефти и ее высокая цена. Начались они в 2006 году, практически сразу после того, как Orlen выкупил комплекс, до этого принадлежавший российскому концерну ЮКОС. Поляки буквально выхватили литовский НПЗ из-под носа у "Лукойла", ТНК-BP и казахского "Казмунайгаза". Почти одновременно российская сторона, сославшись на многочисленные дефекты трубопровода "Дружба", прекратила по нему поставки нефти в Литву.
Ее пришлось покупать и перевозить танкерами из Ирака, Колумбии, Норвегии, Венесуэлы и Анголы. А это не могло не сказаться на доходах комплекса в Мажейкяе, вошедшего в Orlen Lietuva.
В финансовом отчете компания указала, что в 2013 году убыток составил рекордную для нее сумму в 94 миллиона долларов. Дело в том, что литовский НПЗ практически потерял североамериканский рынок после того, как в США началась добыча сланцевой нефти.
Кроме того, сократилась маржа нефтепереработки, то есть разница между стоимостью барреля нефти и корзины, выработанных из нее продуктов. В конце 2013 года маржа составила 0,7 доллара за баррель, упав до уровня 2008 года. "На сегодняшний день в Европе нефти в избытке. Поэтому такие компании, как Orlen Lietuva, у которых нет ни своей нефти, ни своего рынка живут очень плохо. Чтобы ситуация на европейском рынке пришла в норму, надо бы прикрыть 10 таких НПЗ, как в Мажейкяе", - заявил журналистам еще в конце апреля Иван Палейчик, генеральный директор компании-конкурента Lukoil Baltija.
Железная дорога раздора
Ухудшению дел в Orlen Lietuva способствовали и проблемы, связанные с перевозками грузов по железной дороге. В 2008 году государственная железнодорожная компания Lietuvos geležinkeliai демонтировала 18-километровый отрезок путей, ведущих из Мажейкяя в Латвию, тем самым лишив компанию возможности транзита нефтепродуктов через территорию этой страны. А за перевозку грузов по Литве Orlen Lietuva приходится платить больше, чем конкурентам. По данным генерального директора компании Иренеуша Фафары, тарифы на транспортировку ГСМ для конкурентов из Беларуси у Lietuvos geležinkeliai на 30 процентов ниже, чем для Orlen Lietuva.
Железнодорожники ссылаются при этом на договор, подписанный с польской компанией в 2009 году. В нем установлены расценки, действующие до 2024 года. Судя по всему, снижать их государственный монополист не собирается. Премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс обещает поддержать Orlen Lietuva за счет привлечения средств из структурной помощи ЕС, а также нового, пока неназванного поставщика нефти, который намерен перерабатывать ее на НПЗ в Мажейкяе.
Демонтировать и закрыть НПЗ?
За развитием ситуации вокруг НПЗ в Мажейкяе следят и в Польше. Политолог Петр Матенжек в беседе с корреспондентом DW не скрывал своего раздражения тем, что за словами руководства Литвы о помощи пока не последовали дела. Продать комплекс, по его мнению, вряд ли удастся. "Завод будет работать на минимальной мощности, или же его законсервируют, а рабочих уволят (на заводе занято около 1500 сотрудников. - Ред.)", - таким видит будущее НПЗ Матенжек.
Впрочем, по мнению эксперта, есть и другой вариант: демонтаж оборудования и закрытие предприятия. С тем, что раздосадованные поляки могут пойти на такие меры, согласен и президент литовского Института свободного рынка Жильвинас Шиленас. "Налогов поляки платят много, теперь работают в убыток, а тут еще и приличные расходы на железнодорожные перевозки", - пояснил DW эксперт. И не только расходы, но и долги перед Lietuvos geležinkelia, о которых сообщают местные СМИ.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
У п'ятницю, 5 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 4 коп. до 58,3 грн/л, на дизельне пальне - на 4
коп. до 58,36 грн/л.
У 2025 році кожен четвертий українець почав отримувати менший дохід.
Команда МВФ опрацьовує повний текст бюджету України на 2026 рік, але, за
попередніми оцінками, в цілому він відповідає зобовʼязанням української
сторони за новою програмою EFF.
Національний банк України працює над концепцією нового проєкту закону
щодо страхування воєнних ризиків, який розраховують зареєструвати в
парламенті у першому кварталі 2026 року.
Державні нафтопереробні компанії Indian Oil Corp і Bharat Petroleum
Corp розмістили січневі замовлення на завантаження російської нафти від
постачальників, які не перебувають під санкціями, через зростання
знижок, повідомили джерела у сфері торгівлі.
За оцінкою МВФ, Україна відчуватиме загальний
дефіцит фінансування до $136,5 млрд впродовж 2026-2029 років, коли має
діяти нова програма EFF.
Понад 13,7 млрд грн позичили українці у
мікрофінансових організацій за третій квартал, загалом із початку 2025
року - на понад 40 млрд грн.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.