Фінансові новини
- |
- 28.12.25
- |
- 21:37
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
![]() | |
|
"Як посієш наволоком, то і вродить ненароком, а як посієш густо, то не буде пусто" Українське прислів'я |
У отечественной нефтепереработки все меньше шансов на выживание
12:53 13.06.2013 |
Производить топливо вдали от мест его добычи становится невыгодно во всем мире, отмечает "Инвестгазета".
Когда по всей Европе останавливаются нефтеперерабатывающие заводы - это не так обидно, как если бы упадок коснулся лишь отечественных производителей топлива. Похоже, мировой рынок решил утешить собственников украинских НПЗ: переработка нефти вдали от мест ее добычи становится все менее рентабельной.
Европейское поветрие
Многие европейские НПЗ если еще не остановились, то находятся на грани остановки. Например, в апреле 2013 года собственник «Лукойла» Вагит Алекперов «осчастливил» власти Сицилии заявлением о том, что ему больше невыгодно перерабатывать нефть на принадлежащем ему комбинате ISAB, расположенном на этом острове. И надо либо сокращать мощности и увольнять сотрудников, либо модернизировать предприятие - если, конечно, местный бюджет хочет в этом поучаствовать. Причина - обилие импортного топлива отличного качества, из-за которого в Италии спрос на собственный бензин упал до минимального значения почти за 10 лет.
Далекие от моря НПЗ в Чехии и Восточной Германии вообще столкнулись с проблемами, которые, казалось бы, возможны только в Украине - им перекрыли поставки сырья по нефтепроводу «Дружба». Российские нефтяные компании решили, что теперь им выгоднее качать нефть в порты Балтийского моря. Оставшись без работы, чешские НПЗ «Кралупы» и «Литвинов», а также немецкий НПЗ Miro попытались было увеличить закупки нефти через Италию по трансальпийскому нефтепроводу, но мощностей этой трубы не хватает для полноценной работы. Здесь бы очень помог проект по транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Одесса - Броды - Кралупы (к нему готовы и украинская, и чешская стороны). Но пока что этот проект блокируется словацким оператором нефтепроводов Transpetrol, который частично принадлежит россиянам.
В целом с 2008 года в Европе закрылись 16 нефтеперерабатывающих заводов - мощности по переработке нефти сократились на 10%. До 2020 года этот показатель уменьшится еще на 10% - многие экспортеры нефти сейчас строят НПЗ недалеко от скважин. В одной только Саудовской Аравии возводятся три мощнейших и современнейших перерабатывающих завода - один в Персидском заливе и два на Красном море. Первый из них будет запущен уже в нынешнем году, а совместные мощности страны к 2017 году будут способны полностью закрыть спрос таких рынков, как Испания или Италия. Не стоят в стороне и другие добытчики. Азербайджанская госкомпания SOCAR намерена самостоятельно перерабатывать свою нефть в Турции - там в городе Алиага на Эгейском побережье строится НПЗ Star стоимостью 5,1 млрд. евро. Заработает этот объект также к 2017 году.
А вот Россия уже сейчас «давит» на европейские рынки даже без какой-либо реконструкции своих НПЗ. Дело в том, что в РФ в прошлом году существенно сократился внутренний рынок нефтепродуктов - в стране продолжается рецессия. В результате весь избыток дизтоплива ушел на экспорт, и на европейских рынках тонна ДТ в опте подешевела за год с $946 до $865,75, а прибыль европейских нефтеперерабатывающих заводов уменьшилась с $17,1 до $14,8 на барреле. Наращивает экспорт в Европу и белорусский завод «Нафтан».
Российская нефтепереработка долгое время была одной из самых отсталых: за рубеж продавалась преимущественно сырая нефть, а для внутреннего рынка хватало и некачественного бензина. Но теперь правительство обязало нефтяные компании заняться модернизацией: с нынешнего года в России запрещена продажа топлива стандарта Евро-2. Евро-3 останется «в законе» только до конца 2014 года, Евро-4 - до конца 2015-го. «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром-нефть» намерены в сумме вложить в модернизацию около $60 млрд.
Реконструкция большинства их НПЗ предусматривает повышение не только качества, но и глубины переработки, а значит - выхода светлых нефтепродуктов.
Правда, отечественные эксперты сомневаются в своевременном выполнении этих планов. «Ситуация там не очень способствует инвестициям. Поэтому большинство нефтяников надеются на очередное продление сроков действия старых стандартов», - комментирует Геннадий Рябцев, заместитель руководителя НТЦ «Психея». Но все же рано или поздно волна топлива - арабского, российского и прочего - захлестнет Европу.
Завод закрытия
На отечественном топливном рынке наиболее пагубными для нефтеперерабатывающих предприятий оказались демпинг группы «Приват», засилье белорусского и особенно контрабандного топлива. Поэтому начиная с 2005 года в стране закрылись практически все НПЗ, кроме «Укртатнафты», принадлежащей упомянутой днепропетровской группе. Последним сдался в 2012 году лисичанский НПЗ: ТНК-ВР объявила о возможной продаже завода и занялась более прибыльным делом - импортом топлива, преимущественно из Беларуси. точно так же, как и «Лукойл», остановивший Одесский НПЗ еще раньше из-за сырьевой блокады со стороны «Привата», который, контролируя госоператора трубопроводов «Укртранснафту», остановил прокачку российской нефти по Приднепровским трубопроводам, переведя их в реверсный режим работы.
Официально заводы останавливались на реконструкцию, однако на протяжении многих лет в них не вкладывалось ни копейки. Например, руководитель дольше всех простаивающего Херсонского НПЗ Владимир Семеген повторил «Инвестгазете» практически то же, что и два года назад: «Сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами о реконструкции завода. Если они будут продолжаться в том же направлении, что и сейчас, то к концу лета они, возможно, дадут более-менее конкретный результат». Это предприятие было наиболее отсталым на момент остановки, приблизительно в таком же состоянии были НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья».
По оценкам Рябцева, минимальная стоимость реконструкции лисичанского НПЗ до того состояния, при котором переработка станет рентабельной даже при условии уплаты всех налогов, составляет $500 млн., а сам процесс займет не менее четырех лет. Приблизительно такие же суммы нужны и Одесскому НПЗ, а устаревшим заводам - намного больше, поскольку их пришлось бы строить практически с нуля.
Но инвестировать никто не решается, ведь у собственников НПЗ нет уверенности в том, как быстро окупятся вложения, не «задавят» ли до того времени зарубежные конкуренты, опередившие отечественные НПЗ в развитии, и, главное, сколько будет на рынке контрабанды и фальсификата. Некоторое время производители пытались лоббировать введение антидемпинговых пошлин на импорт нефтепродуктов. Но правительство до сих пор не может решиться на такой шаг, поскольку это существенно повысит цену бензина, а значит, усилит недовольство электората.
Варианты
«Укртатнафту» пока спасают только специфические схемы работы. Конечно, большое преимущество этого предприятия - возможность получать 2,5 млн. тонн дешевой нефти от полугосударственной, но контролируемой «Приватом» «Укрнафты». Однако этих объемов мало - заводу невыгодно работать с такой небольшой загрузкой. Некоторое время удавалось разбавлять украинскую нефть азербайджанской, поставляемой с моря по Приднепровским трубопроводам. Но вскоре и это стало невыгодным, и предприятие придумало новую схему для выживания. «Укртранснафта» закупает азербайджанскую нефть и поставляет ее для давальческой переработки в Кременчуг. В прессе неоднократно называли цену такой переработки завышенной и объясняли ее лишь тем, что «Укртранснафту» возглавляет лояльный к группе менеджмент.
Группа «Приват» является уже своеобразной константой топливного рынка, владея приблизительно половиной заправок страны и продавая достаточно дешевую продукцию. Но теперь ей может составить конкуренцию группа ВЕТЭК Сергея Курченко. Участники рынка до сих пор не уверены, действительно ли эта компания собирается запустить купленный в начале года Одесский НПЗ либо будет использовать этот завод для прикрытия, продавая под видом отечественных продуктов импортные. «Без модернизации их может спасти только уклонение от налогов», - говорит Геннадий Рябцев.
В ВЕТЭК «Инвестгазете» довольно расплывчато объяснили, за счет чего компания планирует получать прибыль: «Наличие морского соединения - это выгодное преимущество данного завода. трубопроводное соединение ограничивает предприятие в выборе поставщика сырья. В случае с Одесским НПЗ, если на заводе правильно применить наши трейдерские навыки, предприятие получит целый список поставщиков, которые могут прийти на ОНПЗ морем». В компании утверждают, что в сырьевой корзине ОНПЗ появятся не только Urals, но и, к примеру, легкая азербайджанская нефть, с учетом которой завод будет проводить модернизацию.
Между тем группа заявляет еще и об интересе к покупке лисичанского НПЗ, который не успела продать Дмитрию Фирташу в 2012 году ТНК-ВР: сделку остановил ее новый собственник - компания «Роснефть». «На данный момент на лисичанском НПЗ проходит технический аудит. Компания изучает возможные варианты дальнейшей работы завода», - рассказала «Инвестгазете» специалист по связям с общественностью ТНК-ВР в Украине Олеся Гончар. Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин пытается убедить Владимира Путина предоставить льготы для поставок нефти на это предприятие, однако пока что переговоры не увенчались успехом.
Каким образом в ВЕТЭК надеются вывести на рентабельность лисичанский НПЗ - в группе не коммен- тируют. Один из озвученных ранее вариантов - это создание на базе завода СП между «Роснефтью» и ВЕТЭК, в котором первый участник обеспечил бы поставки сырья, а второй - комфортные условия работы. Это значит, что когда в Европе у НПЗ нулевая рентабельность, он останавливается. А вот когда такая ситуация складывается в Украине - возможны варианты.
Статьи по теме:
08.04.2013 В Европе до 2020 года закроют 10% НПЗ
Топливно-энергетические компании Европы закроют 10% от общего числа нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до конца 2020 г. Причины - сокращение общего объема спроса на автомобильное топливо и убыточность предприятий.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
| Верховна Рада зможе проголосувати дату виборів президента після підписання мирної угоди – Зеленський |
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Україна 24 грудня оголосила про успішне завершення розрахунків за
операцією з реструктуризації ВВП-варантів 2015 року на 2,635 млрд дол.
Власники паперів отримали нові держоблігації; всі ВВП-варанти
анульовано.
Президент України Володимир Зеленський зазначає, що у визначений момент
після підписання мирної угоди або в процесі її реалізації Верховна Рада
буде спроможна проголосувати дату проведення президентських виборів в
країні.
Референдум щодо повної угоди, яка закріпить закінчення війни, може бути
проведений в Україні, але для його проведення необхідно мінімум 60 днів і
повне припинення вогню на цей термін, повідомив президент України
Володимир Зеленський.
Президент Володимир Зеленський представив версію рамкового документа на
20 пунктів між США, Європою, Україною та росією щодо завершення
російсько-української війни.
Діалог щодо підпункту мирного плану, згідно якого США мали отримувати
компенсації за надані Україні гарантії безпеки, продовжується, повідомив
президент Володимир Зеленський під час спілкування з журналістами.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Місцеві ради станом на 26 грудня затвердили 1542 бюджети із 1597, що
становить 97% від їх загальної кількості, йдеться в публікації на сайті
Міністерства фінансів України.
В Україні 26 грудня набирають чинності закони
про розширення переліку та подовження дії митних пільг при імпорті
деяких товарів для оборони та енергетики.
Це не просто заміна паперу на цифру - це перехід української
військової медицини на стандарти НАТО, створення доказової бази для лікування бойових травм та забезпечення соціальної справедливості для захисників.
"Розпочинаємо пошук кандидатів на посади незалежних членів наглядових рад з досвідом у таких сферах: корпоративне управління, управління персоналом, наукомістке машинобудування", - йдеться у повідомлені компанії
Держбюджет на 2026 рік розширює фінансування
публічних інвестицій до ₴111,5 мільярда, ресурсу, який держава спрямовує
на модернізацію критичної інфраструктури, відновлення областей,
підсилення енергетичної стійкості та розвиток транспортних, соціальних,
медичних і освітніх об'єктів.
В Україні з'явився новий вид дозволу - інтегрований довкіллєвий
дозвіл. Він потрібен підприємствам, які мають установки, що можуть
впливати на довкілля і без нього починати роботу заборонено.
Порівняно із минулим тижнем імпорт електроенергії із Європи зріс майже удвічі.
У Південні Кореї затримали 10 колишніх співробітників Samsung, яких
підозрюють у витоку 10-нанометрової DRAM-технології до ChangXin Memory
Technologies (CXMT). Керівники та дослідники нібито злили
DRAM-технології китайській CXMT, що призвело до збитків на трильйони
вон.
Експерти з цифрової безпеки назвали браузери, які мають найгірший рівень
конфіденційності. Google Chrome майже дістався "п'єдесталу".
Michelin представить на виставці Consumer Electronics Show (CES) 2026
в Лас-Вегасі нову лінійку «розумних» шин, здатних в режимі реального
часу відстежувати власний знос і стан.
За даними корейських медіа, ці чипи пройшли кваліфікаційні випробування
NVIDIA та отримали найвищі оцінки серед усіх виробників у ключових
параметрах.
Jaguar завершив виробництво автомобілів з двигунами внутрішнього
згоряння, зібравши останній кросовер F-Pace на заводі в Соліхаллі у
Великій Британії.
Бізнес дещо поліпшив оцінку судової системи України у 2025 році.
Загальний показник судового індексу зріс до 2,75 бала (проти 2,60 бала
торік) за п'ятибальною шкалою. Це найвищий показник за 12 років.
Журналіст-розслідувач New York Times Джон Каррейру, відомий викриттям
шахрайства компанії Theranos, подав позов проти кількох великих
технологічних компаній, які працюють у сфері ШІ. Про це пише Reuters.