Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Кто заработает на производстве биоэтанола

 Кто заработает на производстве биоэтанола
Диаграмма. Крупнейшие производители биоэтанола в Украине. Данные Техинсервис на основе месячного объема реализации.

На рынке бензина грядут перемены. Как сообщает ЛIГАБiзнесIнформ, с 1 января начала действовать норма закона N4970-VI ("О внесении изменений в некоторые законы Украины о производстве и использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентов"), предписывающая, пока лишь в добровольном порядке, добавлять 5% биоэтанола в бензин. С 2014 года 5-процентная доля биоэтанола в топливе станет обязательной, а с 2016 года она должна будет увеличиться до 7%. С принятием закона производство биотоплива в стране заметно выросло, но сверхприбыли в этом сегменте пока нет.

Норма об обязательном добавлении биоэтанола станет стимулом к увеличению его производства как минимум вдвое, считает Андрей Чередников, генеральный директор Азовской нефтяной компании (АНК). Именно АНК стала компанией, с которой Нафтогаз в июле 2012 года (закон N4970-VI вступил в силу также в июле) подписала меморандум о сотрудничестве в производстве биотоплива. Нафтогаз стал эксклюзивным покупателем бензина с добавлением биоэтанола, который производит АНК. Продавать биотопливо НАК планирует под новой ТМ, через расширенную сеть собственных заправок.

Обязательство добавлять биоэтанол в бензин дало дополнительный толчок для развития отрасли, уверен Чередников. С законом или без, но объемы производства в Украине действительно растут: по данным компании Техинсервис, за год было произведено около 60 тыс. тонн биоэтанола, к концу года месячный объем производства достиг 10 тыс. тонн. Для сравнения, за весь 2011 год, по данным Минагрополитики, было произведено всего 9,73 тыс. тонн.

Однако для того, чтобы обеспечить 5-процентное содержание биоэтанола в бензине, Украине нужно 320 млн. литров биоэтанола ежегодно, подсчитали в Украинском клубе аграрного бизнеса (УКАБ). Если исходить из данных Техинсервиса, текущие объемы нужно увеличить впятеро. При этом импорт не выгоден экономически - биоэтанол расценивается как спирт этиловый, акцизный сбор для которого составляет порядка 47 грн. за литр, поясняет Чередников. Поэтому производить топливо придется собственными силами.

О планах существенно увеличить производство биоэтанола заявило руководство ГП Укрспирт. Если за 9 месяцев 2012 года ГП произвело 16 тыс. тонн биоэтанола (примерно 21 тыс. т в год), то в 2013 году производство планируется нарастить до 120 тыс. тонн в год. На базе заводов, входящих в состав концерна, развернуто несколько производств, но львиная доля рынка все же приходится на частные компании.

Рейтинг производителей

Крупнейшим производителем и реализатором, по собственным данным компании, является Техинсервис - месячный объем реализации составляет 4 тыс. тонн (41% от общего объема в 10 тыс. тонн в месяц). Далее следуют: Биохим груп с 1,9 тыс. т в месяц, Интеркрайт (Гайсин) с 1,2 тыс. тонн, Узинский сахарный комбинат с 1 тыс. тонн и Лужанский экспериментальный завод с месячным объемом 1 тыс. тонн каждый, а также Эко-Энергия с 0,8 тыс. т.

Техинсервис (Киев). Производит 40 тыс. тонн биоэтанола в год, максимальная мощность - 120 тыс. тонн. Производство запущено на предприятиях ГП Укрспирт - ГП Наумовский спиртовый завод ( Сумская обл.) и ГП Хоростковский спиртовый завод (Тернопольская обл.).

Биохим групп (Донецкая обл.). Подконтрольна владельцу ГК Олимп, депутату ВР V и VI созывов Павлу Климцу, который выступил автором первого законопроекта о стимулировании производства биоэтанола. Впоследствии парламентом был принят законопроект, предложенный Кабмином. Компания управляет биотопливным заводом мощностью 7,3 тыс. тонн в год.

Интеркрайт (Херсон). Владельцы инвестировали 3,5 млн.евро в модернизацию Гайсинского спиртзавода (входит в состав ГП Укрспирт) для выпуска биодобавки к топливу. Производственная мощность завода составляет 800 тыс. дал спирта в год.

Лужанский экспериментальный завод (Черновицкая обл.) и Лохвицкий спиртовой комбинат (Полтавская обл.) входят в состав ГП Укрспирт.

Эко-Энергия Производит биотопливо на базе Лохвицкого спиртового комбината и Будыльского экспериментального спиртзавода (Сумская обл.). По данным ГКЦБФР, по состоянию на III квартал 2012 года 90% акций были в собственности двух физлиц - Алексея Дятленко (50%) и Александра Маслака (40%).

КоронАгро (Золотоноша, Черкасская обл.). Строительство завода оценивается в 110 млн евро. По данным СМИ, строительство завода начал американский бизнесмен Алекс Орнов. Сегодня его владельцами называют бывшего министра угольной промышленности Виктора Тополова и Вадима Новинского. Проектная мощность завода - 100 тыс. т биоэтанола в год.

Азовская нефтяная компания (АНК, Мариуполь, Донецкая обл.). В промышленной эксплуатации с 2005 года, проектная мощность - 450-600 тыс. тонн нефти/газового конденсата в год. Среди прочего выпускает топливо с добавлением биоэтанола Innovative E-95.

Заработать на производстве

Самого по себе "кнута" в виде законодательного требования с 2014 года добавлять 5% биоэтанола в топливо недостаточно, чтобы отрасль начала стремительно развиваться, уверены в Биоэнергетической ассоциации. Рентабельность производства биоэтанола в Украине все еще остается спорной.

Сырья для производства (таковым в основном будет выступать кукуруза, говорят эксперты УКАБ) в Украине более чем достаточно. Однако себестоимость будет напрямую зависеть от того, по каким технологиям и из какого именно сырья будет производиться этанол, подчеркивает Николай Кобец, член экспертного совета Биоэнергетической ассоциации. Если в Бразилии производство биоэтанола из сахарного тростника экономически выгодно даже без дотаций, то рентабельность производства в Украине, например, из мелассы или кукурузы, все еще вызывает сомнения.

По словам эксперта УКАБ Романа Сластена, производить биоэтанол из кукурузы в Украине нерентабельно. В качестве доказательства он приводит пример США, где после недавней практически полной отмены господдержки отрасли маржа многих производителей биоэтанола из кукурузы приблизилась к нулю. Производство биотоплива из сельхозкультур имеет экономический смысл, например, в странах ЕС, где действует господдержка производителей, добавляет Сластен.

Себестоимость производства литра биоэтанола в Украине, возможно, и будет дешевле, чем бензина, однако единица энергии в биотопливе будет все же дороже, утверждает Георгий Гелетуха, директор Научно-технического центра "Биомасса". Литр чистого спирта содержит меньше энергии, чем литр бензина, и при добавлении биоэтанола в бензин последний становится дороже обычного. В Европе этот вопрос решается путем освобождения производителей биотоплива от уплаты акциза. В результате цена обычного бензина сравнивается с ценой на бензин с приставкой био, а в некоторых случаях альтернативное топливо продается даже дешевле конвенционального.

В Украине тоже есть подобные примеры. Так, литр бензина "А-95Е Премиум +" (с добавлением биоэтанола) на АЗС БРСМ предлагается более чем на 1 грн. дешевле, чем литр обычного бензина А-95. В самой компании БРСМ Нафта это объясняют более низкой себестоимостью производства А-95Е за счет льгот для выпуска такого вида топлива. Судя по всему, речь идет о законодательной норме (закон N178 "О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки"), предусматривающей нулевую ставку на биоэтанол, который используется для изготовления смесевых бензинов. "Сейчас производители этих видов топлив действительно освобождены от акцизного налога, но этот налог относительно низкий и на нефтепродукты, поэтому разница хоть и есть, но небольшая", - добавляет Гелетуха.

Заработать на импорте

Учитывая, что 70% бензина, реализуемого в Украине, приходит из-за рубежа, небольшое добавление этанола вряд ли обеспечит заметное снижение импорта. По расчетам Минагрополитики, производство биоэтанола в объеме около 370 тыс. тонн (плюс 310 тыс. к сегодняшним объемам) позволит заменить всего лишь около 7% моторных бензинов. А годовой объем выпуска бензинов в Украине сегодня составляет примерно 1,66 млн. тонн (по данным Минэнергоугля, за январь-ноябрь 2012 - 1,52 млн. т) при потреблении примерно 4,2 млн. тонн. (3,87 млн. т).

Сомнение вызывают и и перспективы экспорта украинского биотоплива за рубеж. Тягаться со странами Южной Америки, а также странами ЕС Украине будет не по силам, считает Андрей Чередников. "Я не думаю, что наш биоэтанол кому-то интересен. Нужно заняться тем, чтобы наш топливный биоэтанол производился из нашего сырья и реализовывался у нас в государстве. Тогда все взаимодействующие стороны, от сельского хозяйства до производителей бензина, будут находиться в правовом поле единого государства, и вся налоговая нагрузка будет находится здесь", - отмечает гендиректор АНК.

Интерес к экспорту биоэтанола может появиться по мере приближения к созданию Зоны свободной торговли с ЕС. Еще в конце прошлого года украинская сторона договорилась о предоставлении экспортной квоты в ЕС в размере 27 тыс. тонн биоэтанола в год с последующим ее увеличением до 100 тыс. тонн.

Дотации автомобилистам

Предусмотренные законом темпы повышения содержания биоэтанола в бензине чересчур велики, считают эксперты. К примеру, в Германии норма о содержании биоэтанола до 5% в бензине действовала более 5 лет, и лишь потом начал обсуждаться вопрос об увеличении уровня до 7%. А в Украине скачок с 5% до 7% предполагается осуществить за два года.

К такому резкому переходу не успеют подготовиться ни производители, ни автомобилисты. "До 5% (содержание этанола в бензине, - ред.), действительно, двигатели выдержат, а 7% - это будет вредительством в государственном масштабе", - говорит Николай Кобец. Поэтому, считает он, закон должен был предусмотреть меры по стимулированию ввоза в Украину двигателей, позволяющих работать на смесевых бензинах. Не предусматривает закон и мер, которые стимулируют потребление смесевых бензинов. В ряде стран, говорит эксперт, государство, например, компенсирует часть затрат на приобретение автомобиля, потребляющего биотопливо. Покупателю также дается скидка на парковку в размере 50% стоимости.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4716
 0,1144
0,29
EUR
1
42,1833
 0,0787
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:26
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3646  0,03 0,06 39,9142  0,05 0,11
EUR 42,1417  0,03 0,06 42,9504  0,03 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4500  0,13 0,32 39,4700  0,13 0,32
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес