Фінансові новини
- |
- 18.11.24
- |
- 11:14
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Одними только акцизами правительству вряд ли удастся добиться успехов в борьбы с контрафактным топливом - мнение
09:47 07.11.2012 |
Вчера Верховная Рада по инициативе Минэнерго приняла законопроект о введении акциза на бензол и метанол - EUR250 и EUR400 за тонну соответственно. Но для химпредприятий Дмитрия Фирташа эти компоненты облагаться сбором не будут. Как сообщает газета "Экономические известия", ожидается, что вследствие данных новаций на заправках станет меньше разведенного бензина.
Автором пояснительной записки к законопроекту №11395 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставок акцизного сбора налога на вещества, которые используются как компоненты моторных топлив», принятому сегодня, 6 ноября, за основу и в целом 252 депутатами, является глава Минэнерго Юрий Бойко.В ней значится, что в прошлом году в стране было произведено около 160 тыс. т бензола, а в химпром из этого объема поступило лишь около 34 тыс. т. Министр заподозрил, что оставшиеся объемы - 125 тыс. т - были применены для производства контрафактных моторных топлив, а проще говоря - использовались для разбавления нефтепродуктов. То же было и с метанолом, который также применяли при выпуске бензинов. Исходя из этого, господин Бойко предложил включить данные продукты - бензол серый каменноугольный и метанол технический - в список подакцизных товаров. Ожидается, что в бюджет, вследствие этих мер, поступит дополнительно 300 млн. грн., но главное - уменьшатся случаи производства контрафактных моторных топлив с добавлением указанных веществ, которые загрязняют окружающую среду и наносят вред здоровью человека.
Минэнерго предлагает также наказывать тех производителей, которые скрыли факт использования бензола и метанола. Если они попадутся на изготовлении контрафакта, то должны будут выложить сумму, в полтора раза превышающую неоплаченный акциз. Контроль за использованием бензола и метанола возложен на Государственную налоговую службу (ГНС).
Интересно то, что бензол и метанол используются в цепи органического синтеза, проще - химиками при производстве органических продуктов. Например, бензол применяют при выпуске лекарств, пластмасс, синтетической резины, красителей. Он также содержится в бензинах и является токсичным веществом, сильным канцерогеном. Вызывает наркотическую зависимость.
Метанол применяют при выпуске формальдегидов, формалина, уксусной кислоты, а также эфиров (МТБЭ - метил-трет-бутиловый эфир, и ДМЭ - диметиловый эфир). Последнее - присадки к топливу, стабилизирующие его состав, что позволяет щадить двигатели внутреннего сгорания. Справедливости ради следует отметить, что во многих странах применение МТБЭ строго ограничено, а в США, к примеру, уже лет пять как запрещено вовсе. Преимущество сейчас отдается добавке ЭТБЭ на основе этилового спирта, но его производство несколько дороже, чем МТБЭ.
Уксусную кислоту, карбамидо-формальдегидные смолы, а также сам метанол производит предприятие бизнесмена Дмитрия Фирташа - ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот». Метанол реализуется, в частности, газотранспортным компаниям, а именно «Нафтогазу Украины», поскольку этот компонент хорошо справляется с гидратами (кристаллические соединения, образующиеся в трубах). Они засоряют магистральные газопроводы. Обработка труб метанолом улучшает пропускную способность магистральной системы, скважин.
Для производителей, которые используют метанол и бензол в химической промышленности, законопроект предусматривает нулевую ставку акцизного сбора. Но при этом предприятия химпрома, использующие эти вещества в качестве сырья, должны будут выдавать налоговый вексель на сумму разницы между ставкой акцизного налога - EUR250 и EUR400 - и нулевой ставкой сбора. Держателем данных налоговых векселей будет выступать ГНС. Срок действия налогового векселя не должен будет превышать 90 дней.
Еще одна интересная новация заключается в том, что на химпредприятиях, использующих бензол и метанол в качестве сырья, будут установлены налоговые посты. Их задача - осуществлять контроль за целевым использованием данных веществ.
Импорт метанола и бензола, необходимых для химического производства, не будет иметь акцизного сбора. В данном случае налоговый вексель оформляет производитель в трех экземплярах. Кабмин утверждает квоты на ввоз метанола и бензола, а также перечень предприятий, которые занимаются импортом. Он же выдает порядок выпуска, оборота и погашения налоговых векселей. Таким образом, производство и импорт метанола и бензола будут контролировать налоговая и таможенная службы.
Операторы рынка полагают, что налоговые меры не коснутся тех дистрибуторов топлива, которые не грешат смешиванием бензинов. «К членам нашей ассоциации данные акцизы неприменимы, так как они ввозят готовое сертифицированное топливо, не требующее добавок или еще каких-либо компонентов»,- сказал «і» президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
Он оценивает теневой рынок сомнительных бензинов примерно в 20-30%. «Как правило, это не брендовые, региональные заправки, малоизвестные, куда завозится топливо сомнительного качества. Оно производится кустарным методом и к моторному топливу прямого отношения не имеет. Идет элементарный обман потребителя, за что предусмотрена в том числе и уголовная ответственность. Об экологическом аспекте этой проблемы даже упоминать не хочется»,- говорит господин Косянчук.
Он уверен, что только акцизами правительству вряд ли удастся добиться успехов на поприще борьбы с контрафактным топливом. «Некоторые компании, промышляющие «бодягой», крышуются на самом высоком уровне. Поэтому с ними таким способом бороться неэффективно»,- говорит глава ассоциации.
Эксперт предполагает, что введение акцизов снизит прибыльность и привлекательность данного бизнеса. А попытки «оптимизировать» уплату нового акциза могут повлечь уголовную ответственность. Поэтому польза от законопроекта Минэнерго, несомненно, будет.
В компаниях, владеющих АЗС, правительственные меры открыто не комментируют. Правда, на условиях анонимности представители топливных брендов охотно называют конкурентов, которые якобы разбавляют топливо. Однако за собой таких прегрешений не признали ни в одной из опрошенных «i» фирм.
По итогам выборочных проверок качества топлива, которые проводились Госпотребинспекцией с января по сентябрь 2012 г., отдельные заправки сетей Shell, WOG, ТНК и «Лукойл» продавали некачественные нефтепродукты. Из крупных операторов в черный список внесли также заправки «Укрнафты», «Весты» и «Укр-Петроль». Всего Госпотребинспекция выписала штрафов на 200 млн. грн. Забракована была пятая часть из 180 образцов нефтепродуктов, отобранных для проверки.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :