Фінансові новини
- |
- 06.12.25
- |
- 06:39
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Одними только акцизами правительству вряд ли удастся добиться успехов в борьбы с контрафактным топливом - мнение
09:47 07.11.2012 |
Вчера Верховная Рада по инициативе Минэнерго приняла законопроект о введении акциза на бензол и метанол - EUR250 и EUR400 за тонну соответственно. Но для химпредприятий Дмитрия Фирташа эти компоненты облагаться сбором не будут. Как сообщает газета "Экономические известия", ожидается, что вследствие данных новаций на заправках станет меньше разведенного бензина.
В ней значится, что в прошлом году в стране было произведено около 160 тыс. т бензола, а в химпром из этого объема поступило лишь около 34 тыс. т. Министр заподозрил, что оставшиеся объемы - 125 тыс. т - были применены для производства контрафактных моторных топлив, а проще говоря - использовались для разбавления нефтепродуктов. То же было и с метанолом, который также применяли при выпуске бензинов. Исходя из этого, господин Бойко предложил включить данные продукты - бензол серый каменноугольный и метанол технический - в список подакцизных товаров. Ожидается, что в бюджет, вследствие этих мер, поступит дополнительно 300 млн. грн., но главное - уменьшатся случаи производства контрафактных моторных топлив с добавлением указанных веществ, которые загрязняют окружающую среду и наносят вред здоровью человека.
Минэнерго предлагает также наказывать тех производителей, которые скрыли факт использования бензола и метанола. Если они попадутся на изготовлении контрафакта, то должны будут выложить сумму, в полтора раза превышающую неоплаченный акциз. Контроль за использованием бензола и метанола возложен на Государственную налоговую службу (ГНС).
Интересно то, что бензол и метанол используются в цепи органического синтеза, проще - химиками при производстве органических продуктов. Например, бензол применяют при выпуске лекарств, пластмасс, синтетической резины, красителей. Он также содержится в бензинах и является токсичным веществом, сильным канцерогеном. Вызывает наркотическую зависимость.
Метанол применяют при выпуске формальдегидов, формалина, уксусной кислоты, а также эфиров (МТБЭ - метил-трет-бутиловый эфир, и ДМЭ - диметиловый эфир). Последнее - присадки к топливу, стабилизирующие его состав, что позволяет щадить двигатели внутреннего сгорания. Справедливости ради следует отметить, что во многих странах применение МТБЭ строго ограничено, а в США, к примеру, уже лет пять как запрещено вовсе. Преимущество сейчас отдается добавке ЭТБЭ на основе этилового спирта, но его производство несколько дороже, чем МТБЭ.
Уксусную кислоту, карбамидо-формальдегидные смолы, а также сам метанол производит предприятие бизнесмена Дмитрия Фирташа - ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот». Метанол реализуется, в частности, газотранспортным компаниям, а именно «Нафтогазу Украины», поскольку этот компонент хорошо справляется с гидратами (кристаллические соединения, образующиеся в трубах). Они засоряют магистральные газопроводы. Обработка труб метанолом улучшает пропускную способность магистральной системы, скважин.
Для производителей, которые используют метанол и бензол в химической промышленности, законопроект предусматривает нулевую ставку акцизного сбора. Но при этом предприятия химпрома, использующие эти вещества в качестве сырья, должны будут выдавать налоговый вексель на сумму разницы между ставкой акцизного налога - EUR250 и EUR400 - и нулевой ставкой сбора. Держателем данных налоговых векселей будет выступать ГНС. Срок действия налогового векселя не должен будет превышать 90 дней.
Еще одна интересная новация заключается в том, что на химпредприятиях, использующих бензол и метанол в качестве сырья, будут установлены налоговые посты. Их задача - осуществлять контроль за целевым использованием данных веществ.
Импорт метанола и бензола, необходимых для химического производства, не будет иметь акцизного сбора. В данном случае налоговый вексель оформляет производитель в трех экземплярах. Кабмин утверждает квоты на ввоз метанола и бензола, а также перечень предприятий, которые занимаются импортом. Он же выдает порядок выпуска, оборота и погашения налоговых векселей. Таким образом, производство и импорт метанола и бензола будут контролировать налоговая и таможенная службы.
Операторы рынка полагают, что налоговые меры не коснутся тех дистрибуторов топлива, которые не грешат смешиванием бензинов. «К членам нашей ассоциации данные акцизы неприменимы, так как они ввозят готовое сертифицированное топливо, не требующее добавок или еще каких-либо компонентов»,- сказал «і» президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
Он оценивает теневой рынок сомнительных бензинов примерно в 20-30%. «Как правило, это не брендовые, региональные заправки, малоизвестные, куда завозится топливо сомнительного качества. Оно производится кустарным методом и к моторному топливу прямого отношения не имеет. Идет элементарный обман потребителя, за что предусмотрена в том числе и уголовная ответственность. Об экологическом аспекте этой проблемы даже упоминать не хочется»,- говорит господин Косянчук.
Он уверен, что только акцизами правительству вряд ли удастся добиться успехов на поприще борьбы с контрафактным топливом. «Некоторые компании, промышляющие «бодягой», крышуются на самом высоком уровне. Поэтому с ними таким способом бороться неэффективно»,- говорит глава ассоциации.
Эксперт предполагает, что введение акцизов снизит прибыльность и привлекательность данного бизнеса. А попытки «оптимизировать» уплату нового акциза могут повлечь уголовную ответственность. Поэтому польза от законопроекта Минэнерго, несомненно, будет.
В компаниях, владеющих АЗС, правительственные меры открыто не комментируют. Правда, на условиях анонимности представители топливных брендов охотно называют конкурентов, которые якобы разбавляют топливо. Однако за собой таких прегрешений не признали ни в одной из опрошенных «i» фирм.
По итогам выборочных проверок качества топлива, которые проводились Госпотребинспекцией с января по сентябрь 2012 г., отдельные заправки сетей Shell, WOG, ТНК и «Лукойл» продавали некачественные нефтепродукты. Из крупных операторов в черный список внесли также заправки «Укрнафты», «Весты» и «Укр-Петроль». Всего Госпотребинспекция выписала штрафов на 200 млн. грн. Забракована была пятая часть из 180 образцов нефтепродуктов, отобранных для проверки.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
У РУБРИЦІ
| "Клуб білого бізнесу" збільшився майже на пів тисячі підприємств: Податкова затвердила новий перелік |


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Відповідне рішення прийняте на засіданні регулятора у п'ятницю, яке транслювалося онлайн, передає кореспондент Енергореформи.
До Переліку платників податків з високим рівнем добровільного
дотримання податкового законодавства (так званого, "клубу білого
бізнесу") станом на листопад включено 7 638 суб'єктів господарювання.
У п'ятницю, 5 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 4 коп. до 58,3 грн/л, на дизельне пальне - на 4
коп. до 58,36 грн/л.
У 2025 році кожен четвертий українець почав отримувати менший дохід.
Команда МВФ опрацьовує повний текст бюджету України на 2026 рік, але, за
попередніми оцінками, в цілому він відповідає зобовʼязанням української
сторони за новою програмою EFF.
Національний банк України працює над концепцією нового проєкту закону
щодо страхування воєнних ризиків, який розраховують зареєструвати в
парламенті у першому кварталі 2026 року.
Державні нафтопереробні компанії Indian Oil Corp і Bharat Petroleum
Corp розмістили січневі замовлення на завантаження російської нафти від
постачальників, які не перебувають під санкціями, через зростання
знижок, повідомили джерела у сфері торгівлі.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.