Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 14:08
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
proUA.com: Распределение сил на рынке АЗС
10:27 08.01.2002 |
Украинский топливный рынок давно уже превратился в арену конкуренции между различными российскими нефтяными кампаниями, причем те из них, которые смогли на нем закрепиться, уже получили очевидные преимущества. Пока первенство здесь удерживает "Лукойл" (в апреле 1999 г. эта кампания через СП "ЛУК - Синтез Ойл Лимитед" приобрела контрольный пакет акций Одесского НПЗ). Вслед за ней прочно удерживает оборону "ТНК - Украина", которая является дочерней структурой российской Тюменской нефтяной кампании (в июле 2000 года ТНК за 50 млн. грн. приобрела 67,41% акций Лисичанского НПЗ). В настоящее время кампания сосредоточила в своих руках 75% акций "ЛиНОСа". Несмотря на относительно низкую загруженность мощностей, на Лисичанском НПЗ вырабатывается почти 60% от всего производства бензинов, 50% - ДТ и 40% - мазута в Украине.
В последнее время стал наблюдаться повышенный интерес российских инвесторов, которые давно уже действуют под лозунгом "От скважины до бензоколонки", к украинскому рынку сбыта нефтепродуктов, и их можно понять - зачем отдавать топливо по оптовым ценам, если все "сливки" можно собирать самим. Потребительский спрос на бензин и дизельное топливо в Украине достаточно велик, ведь в стране, кроме постоянно растущего собственного автопарка, находится крупная развязка международных автомобильных маршрутов.
Для справки - крупнейшие автомагистрали с интенсивностью движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки:
Киев - Житомир - Ровно - Львов - Мукачево - Чоп.
Москва - Белгород - Харьков - Запорожье - Симферополь.
Санкт - Петербург - Киев - Одесса.
Киев - Харьков - Красный Луч - Ростов - на - Дону.
Брест - Кишинев - Кучурган - Одесса.
Киев - Ковель - Яготин.
Основная часть всех АЗС (от 40 до 60%) расположена на выездах из городов, окружных разъездах и автомобильных трассах, причем в настоящее время эти сооружения растут, как грибы. Власти и предприниматели прекрасно осознают степень привлекательности данного сегмента рынка и пытаются сделать все возможное, чтобы извлечь из этого максимальную прибыль.
Судя по рейтингу перспективности областей Украины для строительства АЗС, если его составить исходя из таких показателей, как протяженность и плотность автодорог, интенсивность движения автотранспорта, количество проживающего населения и его потребительский потенциал, наличие уже имеющихся АЗС и автомобилей, то пятерка наиболее привлекательных будет выглядеть так - Донецкая, Львовская, Киевская, Харьковская, Винницкая. Неплохие показатели, в глазах продавцов бензинов и ДТ, имеют Житомирская, Днепропетровская, Одесская, Полтавская области, а также Автономная Республика Крым.
Что касается ТНК, то она открыла автозаправочную станцию под своей торговой маркой еще в декабре 2000г в Алчевске (Луганская область), которая стала первая АЗС в Украине, работающей по джобберской программе под логотипом ТНК.
Суть джобберской программы заключается в том, что непосредственные хозяева АЗС подписывают договор, согласно которому поставщик снабжает автозаправки только собственными нефтепродуктами, гарантируя качество продукции и стабильность поставок. Владельцы АЗС, в свою очередь, гарантируют качество обслуживания и обязуются соответствовать стандартам кампании - поставщика, как по внешнему виду, так и по техническим характеристикам.
В настоящее время поставщики нефти в Украину (они же - держатели контрольных пакетов акций основных НПЗ) активно продолжают программу создания сети джобберских АЗС. В том числе, ТНК - в юго - восточных и центральных регионах Украины, где уже определена пятерка региональных дилеров, "Лукойл" - в Одесской области и Херсоне.
На подходе и "Казахойл", который в свою очередь, активно занялся внедрением своей дилерской сети АЗС в Херсонской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Кировоградской областях, на юге Днепропетровской области, а также в Крыму. Так, что лозунг "От скважины до бензоколонки" - не пустые слова, а реальная программа действий и правят балом сейчас на отечественных АЗС короли российской нефти.
Лев Краснокутский