Фінансові новини
- |
- 14.11.24
- |
- 17:15
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
„Льготники" провели переговоры с владельцами НПЗ, предлагая „оптимизировать" НДС на импортную нефть
12:25 17.01.2011 |
В первый рабочий день 2011 года, 10 января, стало известно, что еще 22 декабря 2010-го Высший административный суд оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций, которыми украинско-польскому совместному предприятию «Тайстра» и всем его дочерним предприятиям были предоставлены права на безналоговый импорт. Решение суда обжалованию не подлежит.
В прошлом году появление безналогового импортера - компании „Ливела" (дочерняя структура „Тайстры") стало одним из ключевых событий на топливном рынке Украины. С начала ее работы в августе 2010-го и к ноябрю через эту полтавскую фирму „прошло" около 80% импорта нефтепродуктов, что составило порядка 30% всего рынка нефтепродуктов. За указанный период „Ливела" „оформила" более 1 млн. тонн бензина и дизтоплива, а также около полумиллиона тонн нефти. По подсчетам Антимонопольного комитета, бюджет Украины недополучил 3 млрд. грн.
Однако в конце ноября 2010-го, словно по команде, „Ливела" остановилась. Потом стало известно о поручении Виктора Януковича Антимонопольному комитету разобраться. Всплыла на поверхность и таможня, в лучших традициях поблагодарившая президента за прекращение этого беззакония. Все как по детскому классику Чуковскому: „Саблю вынимает, и ему на всем скаку голову срубает..." Казалось, вот и сказочке конец.
Хэппи-энда не случилось. Главный вопрос, над которым сегодня ломают голову участники рынка нефтепродуктов: „Решение суда - подстраховка от претензий по былым „подвигам" или начало нового этапа работы „Ливелы"?" Большинство мнений сводится к тому, что судебное решение такого уровня в нашей стране является серьезной инвестицией. А деньги, как известно, нужно возвращать. Иными словами, рынок спорит уже лишь о дате возобновления безналоговых поставок. По имеющимся данным, „льготники" уже провели переговоры с владельцами нефтеперерабатывающих заводов, предлагая „оптимизировать" НДС на импортную нефть. Между тем услуга по „очистке" от акцизного сбора, говорят, в прейскуранте пока не значится.
Владельцы НПЗ, к слову, в данной ситуации являются главной пострадавшей стороной. Как ранее сообщало „Зеркало недели", в октябре 2010 года под напором безналогового импорта и контрабанды через южные порты был вынужден остановиться Одесский НПЗ „Лукойла". Переработка нефти на Лисичанском НПЗ компанией ТНК-ВР была снижена до минимума (и резко увеличена после ноябрьской остановки „Ливелы"). Выход из ситуации обозначил третий ключевой представитель украинской нефтепереработки - „Укртатнафта", контролируемая группой „Приват": поставки импортной нефти на предприятие пошли через „Ливелу". В ноябре была отработана и схема по „обезакциживанию" бензина путем псевдоэкспорта: „кременчугский" бензин отправлялся на экспорт в морском порту, но, не покидая акватории порта, возвращался в режиме „импорт". Разумеется, через „Ливелу".
Появление судебного решения и новых ожиданий безналогового ввоза нефтепродуктов в Украину, вероятно, имеет серьезные предпосылки. Если проще - сулит большие деньги.
Во-первых, с 1 января 2011 года в Украине на 40% повышен акцизный сбор - со 132 до 182 евро/т для бензинов и в среднем с 65 до 90 евро/т для ДТ. Поскольку льготник получил право не платить акциз, его увеличение будет лишь приятным бонусом в размере 50 евро/т (плюс дополнительный бонус в 10 евро/т в виде НДС на акциз). С немного меньшим, но все равно завидным результатом проходят операции с дизтопливом. Но и на этом „подарки" не заканчиваются: с 1 января впервые будет облагаться акцизом сжиженный газ. Это еще 40 евро/т.
Во-вторых, продолжаются дебаты о введении пошлины на импорт нефтепродуктов. Размеры возможной пошлины будоражат воображение: 130 евро/т для бензина, 80 евро/т - ДТ и 40 евро/т - пропан-бутана. Если эта норма будет принята, пошлина автоматически станет „добычей" льготника, ведь он получил гарантии сохранения режима налогообложения образца 1992 года. Тогда, как известно, в независимой Украине не было ни НДС, ни акциза, не говоря уж о пошлинах. Размер возможной оптимизации (а это три перечисленных налога) может составить 620 долл. на тонне бензина и 400 долл. - на тонне дизтоплива.
Намного меньшая премия в прошлом году загнала в оптимизационную дыру почти весь топливный импорт, а резко возросшие ставки при описанном раскладе вообще не оставят ему шансов попасть в Украину иным путем. Год такой „работы", и на «сэкономленные» средства можно будет купить все, что на этом рынке вообще есть, - и заводы, и заправки. Тем более что стоить они будут недорого.
Сергей Куюн
Статьи по теме:
05.11.10 "Ливела" "импортировала" 20 тыс. тонн бензина "Укртатнафты" - эксперт
Таким образом, при совершении указанной сделки "Укртатнафта" не уплачивал акцизный налог как экспортер топлива, а при последующем импорте с "Ливелы" не были взысканы государством ни акциз, ни НДС. Эффект от проведенной "оптимизации" налогообложения составил порядка 58 млн грн.
03.11.10 Рынок нефтепродуктов активно монополизируется
"Ливела" стремительно выдавливает своих конкурентов с рынка нефтепродуктов. Эксклюзивное право на их ввоз без уплаты налогов и сборов позволило ей увеличить долю на украинском рынке уже до 44%. Остальные нефтетрейдеры терпят убытки и теряют клиентов, а нефтеперерабатывающие заводы вынуждены останавливаться.
Компания «Ливела» нашла путь для беспошлинного ввоза нефтепродуктов. Объем неуплаченных при растаможивании средств составил около 30 млн грн.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :