Фінансові новини
- |
- 14.11.24
- |
- 17:16
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Импортеры продолжают вытеснять отечественные НПЗ с рынка нефтепродуктов
09:32 17.01.2011 |
Как сообщает ‘КоммерсантЪ-Украина' в публикации "Украинскому горючему не хватает места на рынке", импортеры продолжают вытеснять отечественные НПЗ с рынка нефтепродуктов. В конце декабря Высший административный суд разрешил осуществлять их поставки компании "Ливела". А с начала года в Украину начали ввозить белорусский бензин, произведенный из российской нефти, поставляемой теперь в эту страну без экспортной пошлины. Если эта тенденция продолжится, то до конца года украинские НПЗ прекратят переработку нефти, и рынок полностью перейдет под контроль импортеров, уверены эксперты.
В первых числах января в реестре судебных решений было опубликовано решение Высшего административного суда от 22 декабря 2010 года, который оставил в силе налоговые льготы для импортера нефтепродуктов - компании "Ливела". Это решение является окончательным и обжалованию не подлежит. С августа прошлого года компания ввозит нефтепродукты в Украину без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины, руководствуясь судебным решением, вынесенным на основании закона, который действовал в стране еще в 1990-х годах. Деятельность "Ливелы" оспаривала Гостаможня.
Высший админсуд вынес решение после отзыва заявлений истцами - Энергетической таможней, Государственной налоговой администрацией в Полтавской области и прокуратурой Кременчуга. Причины отзыва иска в пресс-службе таможни не комментируют. В ведомстве лишь уточнили, что с начала года "Ливела" не импортирует нефтепродукты в страну, но уведомила таможню, что намерена возобновить импорт. В налоговой администрации Полтавской области и прокуратуре Кременчуга получить комментарии не удалось.
Возобновление деятельности компании на рынке делает экономически неэффективной работу украинских НПЗ, говорит пресс-секретарь "ТНК-ВР Украина" Дмитрий Зверев. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, убытки Лисичанского НПЗ в прошлом году превысили 1 млрд грн, Кременчугского - 1,5 млрд грн. Ущерб государства от деятельности компании, по оценкам Антимонопольного комитета, составляет еще 3 млрд грн (см. Ъ от 23 декабря).
В пресс-службе ЛУКОЙЛа напоминают, что с начала этого года была снята пошлина на импорт российской нефти на белорусские НПЗ, в результате чего импорт в Белоруссию должен вырасти с 12 до 21,7 млн т. В минэнерго республики говорят, что большая часть дополнительного объема нефтепродуктов будет поставлена в Украину. Это позволит довести долю импортного топлива на рынке до 80%. В 2010 году она составляла 43,6% для дизтоплива и 42,9% для бензина. По подсчетам ТНК-ВР, сейчас разница себестоимости нефтепродуктов белорусских НПЗ и украинских заводов составляет $130 за тонну. "Например, Мозырский НПЗ (Белоруссия.-Ъ) к Центральной Украине ближе, чем Лисичанский. Это позволяет заводу торговать по низким ценам, оставляя украинские заводы на мели",- отмечают в компании.
Источник Ъ в Минэнерго сообщил, что министерство настаивает на начале специального расследования в отношении импорта нефтепродуктов в страну. "Когда импорт займет весь рынок, Украине придется платить за бензин европейскую цену - до 2 евро за литр. Фактически все страны, полностью зависимые от импорта, платят именно столько,- говорят в Минэнерго.- Импортеры, в отличие от НПЗ, могут проводить монопольный диктат цен. Их ничего не обязывает вести себя по-другому, поскольку они не имеют имущества, к которому можно предъявить претензии". Следует отметить, что цены на нефтепродукты растут с конца декабря.
По мнению члена комитета Верховной рады по ТЭК Александра Гудымы, если пошлины на импорт нефтепродуктов не будут введены, а деятельность "Ливелы" не будет прекращена, до конца 2011 году Украина рискует стать полностью зависимой от внешних поставок. "Государство утратит контроль над рынком, потому что тысячи компаний-импортеров, в отличие от шести НПЗ, контролировать невозможно",- говорит он. По словам заместителя директора НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, поставки нефти на российские и казахские НПЗ по внутренним ценам, а на заводы Белоруссии по льготным ценам - это часть политики стран Таможенного союза, направленная на завоевание украинского рынка. "Речь идет об обычной экономической войне. В этой ситуации введение пошлин - нормальный способ защиты своего производителя",- соглашается господин Гудыма. Член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский напоминает, что на прошлой неделе Белоруссия ввела санкции против украинских производителей пива (см. стр. 1). А Россия продолжает квотировать импорт украинской трубной продукции.
Олег Гавриш, Александр Черновалов
Статьи по теме:
05.11.10 "Ливела" "импортировала" 20 тыс. тонн бензина "Укртатнафты" - эксперт
Таким образом, при совершении указанной сделки "Укртатнафта" не уплачивал акцизный налог как экспортер топлива, а при последующем импорте с "Ливелы" не были взысканы государством ни акциз, ни НДС. Эффект от проведенной "оптимизации" налогообложения составил порядка 58 млн грн.
03.11.10 Рынок нефтепродуктов активно монополизируется
"Ливела" стремительно выдавливает своих конкурентов с рынка нефтепродуктов. Эксклюзивное право на их ввоз без уплаты налогов и сборов позволило ей увеличить долю на украинском рынке уже до 44%. Остальные нефтетрейдеры терпят убытки и теряют клиентов, а нефтеперерабатывающие заводы вынуждены останавливаться.
Компания «Ливела» нашла путь для беспошлинного ввоза нефтепродуктов. Объем неуплаченных при растаможивании средств составил около 30 млн грн.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :