Фінансові новини
- |
- 19.01.25
- |
- 02:19
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Случилось. Теперь тендеры можно не проводить вообще
15:35 03.02.2010 |
Суды начали отвергать иски, апеллирующие к постановлению Кабмина, которое является единственным документом, регулирующим сферу госзакупок.
Госзакупки, коих в Украине ежегодно проводится на сотни миллиардов гривен, оказались ничем и никем не контролируемы.
Особо смелые чиновники и госкомпании могут вообще теперь не проводить тендеры, так как единственный документ, на который они опираются в этой сфере, признан недействительным. Это решение даже не Конституционного суда, а обычного хозяйственного. А этот прецедент выводит правовой беспредел в этой сфере на новый уровень.
Прецедент создал Киевский хозсуд. 23 ноября 2009 года он вынес решение по иску ООО "Мегапринт сервис" к "Укртелекому" с требованием отменить один из тендеров. Истец ссылался на нормы постановления Кабмина #921 "О проведении закупок за госсредства". И именно этой ссылки хватило, чтобы в удовлетворении иска было отказано.
Напомним историю мытарств тендерного законодательства. В марте 2008 - го парламент, задолбаный нравами "тендерной мафии", отменил свой закон о госзакупках. И решил принять новый закон. А на время пока это все будет делаться, нардепы делегировали Кабмину право регулировать сферу госзакупок. Это выразилось в передаче правительству права принять Временное положение. Кабмин его принял, хотя это было незаконно - парламент вообще не имеет права делегировать свои полномочия кому - либо еще. И Конституционный суд по иску президента это быстро показал, отменив решение Кабмина.
Впрочем, правительство не сдалось и в том же 2008 - м переиздало свое постановление о госзакупках. И что теперь?
"За вказаних обставин суд вважає, що постанова Кабінету Міністрів України "Про затвердження Положення про закупівлю товарів, робіт і послуг за державні кошти" від 17.10.2008р. #921 прийнята без наданих законом повноважень та не відповідає ст.1, ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 42, п. 8 ч. 1 ст. 92, ч. 3 ст. 113 Конституції України", - указывает судья КХС Тамара Трофименко в решении. И выносит решение "в иске отказать полностью".
У этого решения сразу несколько последствий. Первое лежит на поверхности - в судах бессмысленно оспаривать результаты тендеров. Таким образом жалобщики "загоняются" в департамент по обжалованиям при Минэкономики. Но его довольно легко обойти (подробнее здесь).
А второй вывод более глобален - тендеры можно не проводить вообще. К такому выводу к разговору с "proUA" пришла Ксения Ляпина, народный депутат от НУНС.
- После решения Конституционного Суда в этой сфере возник правовой вакуум. Теперь вообще неясно, чем регулируются госзакупки. Вообще неясно, нужно ли проводить тендеры.
Если орган власти нахальный, он может перестать проводить тендеры, и делать покупки на миллиарды гривен по собственным процедурам. И ни прокуратура, вообще никто не сможет вынести предписание о нарушении, потому что нечего нарушать. Тем более сейчас не у дел департамент по обжалованиям Минэко, который также не имеет процедуры по обжалованию (его работа регламентируется отмененным постановлением Кабмина - "proUA"). Вообще, я считаю, что все тендеры, проведенные после решения КС, подвешены в воздухе, так как проводились в условиях правового вакуума, - считает Ляпина.
Почему так получилось "proUA" уже писал не раз. Сначала из нелюбви к Тендерной палате нардепы отменяют свой закон. И весь контроль перемещается в Кабмин, где быстро разобрались что почем. Известны выводы Счетной Палаты о том, что в прошлом году несколько миллиардов гривен были выведены с тендеров на более непрозрачные процедуры отдельными распоряжениями премьера и первого вице - премьера. Поэтому правительство не шибко напрягалось в продвижении нового закона через Раду.
Впрочем, у Кабмина было два стимулятора - МВФ и те самые тендерщики. Валютный фонд одним из условий выделения своего кредита поставил требование принять новый закон о госзакупках (иностранцы очень хорошо понимают цену вопроса с точки зрения борьбы с коррупцией). Однако "тендерная мафия" так наводнила новый проект своими фишками, что в декабре парламент снова провалил этот закон.
Так что Конституционный суд действительно усугубил ситуацию. Однако он показал и выход. Раз правительство и его глава вкупе с нардепами игнорируют проблему, то ее могут игнорировать и рядовые исполнители. Нет порядка проведения госзакупок - нет самих госзакупок. И все - нет оснований платить правительственным чиновникам за желание провести закупку у одного участника вместо открытых торгов. Есть основания устанавливать свои правила игры. Например, благодаря той же ловушке с решением КС Коломойский отсудил деньги "Укрнафты", которые отныне неправомерно считать государственными. А значит можно распоряжаться на свое усмотрение.
Ведь было ясно, что сферу госзакупок нельзя регулировать постановлением Кабмина. Просто почему - то была иллюзия, что мы сможем быстро принять новый закон. Прошло уже почти два года, а воз и ныне там. Закон через Раду практически не продвигается.
Судиться об отмене тендеров все - таки стоит, только нужно подавать иск о нарушении не постановления Кабмина, а других законов, например Хозяйственного кодекса. В общем, нужно нанять хорошего юриста. Короче, все как обычно: защити себя сам.
Юрий Николов