Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Несмотря на реформу разрешительной системы бизнес остается на привязи

12:18 14.04.2005 |

Право

В деле реформирования отечественной разрешительной системы, кажется, намечаются обнадеживающие перемены. Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства при участии Международной финансовой корпорации (МФК) подготовлен законопроект "О разрешительной системе Украины".

"Необходимо сократить количество разрешений, а процедуру их выдачи сделать простой, прозрачной и понятной для предпринимателей", - заявил руководитель проекта МФК Андрей Гуревич на круглом столе "Пути реформирования разрешительной системы". Основополагающие принципы законопроекта, по его словам, таковы: обязательными будут только те разрешения, которые прямо устанавливаются законами, а регулирование порядка их выдачи будет находиться исключительно в компетенции центральных органов власти.

Правда, в первоначальной редакции законопроекта фигурировал еще и третий принципиально важный императив: предлагалось ввести заявительный принцип выдачи разрешений на начало работ, не связанных с использованием опасных технологий или механизмов. Однако на стадии согласования документа в министерствах и ведомствах эта законодательная норма была исключена. Остается только гадать, чем напугало госчиновников это новшество: то ли как нежелательный прецедент лишения рычагов влияния на бизнес, то ли это акт недоверия к предпринимательству, еще не созревшему к такой свободе. Наиболее мотивированными тут могли бы быть возражения налоговиков, которые неустанно, но без ощутимого прогресса ведут борьбу с фиктивными фирмами.

Тем не менее, простота, доступность и широкое применение заявительного принципа в странах ЕС оставляют открытым вопрос о нем и в Украине. По мнению Николая Проданчука, директора Института экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя, внедрение декларативного принципа регистрации предпринимательства с одной стороны - снимет груз ответственности с государственных органов, дающих разрешение, а с другой - повысит меру ответственности самих предпринимателей. Бывший предприниматель, а ныне сотрудник Секретариата Президента Украины Сергей Дородич считает, что демонополизировать разрешительную систему можно, предоставив предпринимателю право выбора - получать ему разрешение на ведение бизнеса или отправляться в "свободное плавание", предварительно застраховавшись от возможных рисков через специально введенный механизм.

Заявительный принцип - не единственная норма нового законопроекта, опущенная во время прохождения через министерские кабинеты. Та же участь постигла пункт об административной ответственности разрешающих органов за нарушение норм закона, а также положение о том, что субъект хозяйствования не несет ответственности за нарушение требований нормативного акта органов местного самоуправления, если он не был обнародован или не был размещен в интернете. Впрочем, даже несмотря на эти изъятия, эксперты прогнозируют трудное прохождение законопроекта: уж слишком многие интересы он затрагивает.

Однако на круглом столе оппонентов у разработчиков законопроекта так и не нашлось. Даже органы Госнадзорохранытруда, пожарного надзора и санитарно - эпидемиологическая служба, чьи действия вызывают наибольшие нарекания со стороны предпринимателей, поспешили доложить о своих шагах навстречу бизнесу. Так, Госкомитет по надзору за охраной труда собирается сокращать количество видов работ, признанных опасными (именно на них выдаются разрешения), с 88 до 27. Не чужды новых веяний и пожарники, утверждающие, что ими значительно сокращены сроки выдачи документов: теперь разрешение можно получить в течение пяти дней. Лишь санитарная служба скромно умолчала о своем вкладе в дело дерегуляции, посетовав только на непредвиденно высокие темпы развития предпринимательства и очень сложную систему надзора. Конечно, трудно было ожидать от контролирующих органов самокритичности, но, по крайней мере, они могли бы прокомментировать неутешительные данные последнего исследования, проведенного МФК.

Согласно ему, в Украине насчитывается более 1200 различных разрешений, выдача которых регламентируется 167 законами, 150 постановлениями Кабинета Министров, 1500 нормативными актами центральных и местных органов власти. В среднем на получение одного разрешения уходит 33 дня. Подавляющее большинство предпринимателей, и даже те, кто на ней специализируются, оценивают процедуру получения разрешений как весьма сложную. Неудивительно, что 82% предприятий прибегают к неофициальным платежам, чтобы ускорить получение разрешения на ведение бизнеса. К этому следует добавить, что требования и нормы действующих циркуляров неоднозначные, несогласованные и противоречивые, что создает возможности для принятия чиновниками произвольных решений. Но самое главное, как подчеркнул Гуревич, при этом не выполняется основная функция разрешительной системы - предотвращение опасных ситуаций.

"Хорошо, что наконец появился законопроект о реформировании разрешительной системы. Однако одного закона мало - нужна полная инвентаризация соответствующих нормативно - правовых актов", - уверен сотрудник секретариата Кабмина Владимир Приходько. Но вот директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко имеет другое мнение. "Когда государство захочет, чтобы в Украине существовал и развивался малый и средний бизнес, тогда он и будет развиваться, - сказал Рябченко. - Что для государства важнее: построение абсолютно логичной и монолитной системы разрешений или живой бизнес, дающий людям рабочие места? Это должно быть политическое решение".

Петр ИЖИК

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес