Фінансові новини
- |
- 11.12.25
- |
- 00:43
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Задержанные на 3 суток будут ждать бесплатную правовую помощь месяц - закон
«Крупные реформы» законодательства в нашем государстве с каждым днем все больше удивляют. Очередной законопроект «вселенского масштаба», как ни удивительно, прошел второе чтение в стенах нашего парламента!
Конечно, стремление привести законодательство Украины в соответствие с международными стандартами - благородная цель и даже весьма необходимый процесс. Однако наш законодатель «мастерски» приводит нормативную базу в соответствие с местными уличными реалиями, а не с европейскими стандартами. Ярким проявлением этого стал Закон Украины «О бесплатной правовой помощи», не выдерживающий никакой критики, в частности, носит явно коррупционный характер.
Непонятно стремление законодателя этим проектом абсолютно и полностью «рассорить» законодательную базу Украины. Ведь, анализируя Закон Украины «О бесплатной правовой помощи», находим массу несоответствий его положений законодательству Украины, даже отдельные нормы закона «ссорятся» между собой.
Прежде всего удивляет тот факт, что этим законом определены многие новые понятия для украинской правовой системы. Но ст.1 только дублирует толкование терминов другими законами, «новинки» же почему-то не заслуживают, по мнению авторов, внимания! «Ярким» является определение указанным законом понятия «бесплатная правовая помощь». В соответствии со ст. 1 закона, это правовая помощь, гарантированная государством и полностью или частично предоставленная за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, других источников. На этой почве возникает вопрос: за счет каких, а точнее - чьих средств будет предоставляться такая правовая помощь? Ни в Государственном бюджете, ни в местных бюджетах их нет.
Ст. 59 Конституции Украины гарантирует каждому гражданину право получить бесплатно правовую помощь в случаях, предусмотренных законом. При этом Конституцией Украины не предусмотрено бесплатное предоставление правовой помощи органами местного самоуправления или коммунальными учреждениями, их предприятиями, в отличие от конституционного права на бесплатное образование (часть третья статьи 53) или же бесплатную медпомощь (часть третья статьи 49). Для защиты граждан предусмотрена самоуправляемая организация - адвокатура! Следовательно, это право гарантировано государством, и предоставление его должно финансироваться централизованно и исключительно из Государственного бюджета Украины.
Понятие «другие источники» финансирования само по себе абсурдно и явно коррупционное, ведь, не устанавливая четко, что именно следует понимать под указанным понятием, законодатель полностью выхолащивает суть закона. Например, п. 3 ст. 12 закона определяет: специализированные учреждения, предоставляющие бесплатную первичную правовую помощь, финансируются за счет средств местных бюджетов, других не запрещенных законодательством источников. Здесь уже применять норму можно будет так, как кому захочется, а именно: можно под видом «других источников» ввести обязательные платные услуги, например заполнение каких-то бланков. Это же не запрещено, но без этих бланков субъекты права на бесплатную правовую помощь (инвалиды, пенсионеры, дети, малообеспеченные граждане) не смогут ее получить. А глава районной государственной администрации создаст «благотворительные фонды», по примеру тех больничных касс, которые есть сегодня в гарантированной Конституцией бесплатной медицине, через которые в негласном и обязательно «добровольном» порядке будет вноситься «вознаграждение» в виде благотворительных взносов за предоставление тех или иных «бесплатных» высококачественных услуг. В некоторых государственных организациях для таких «бесплатных» услуг давно даже название придумали: информативные, информационные, технические и др.
Не зря говорят, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке.
Во-первых, немало нормативных актов в Украине гарантируют «бесплатность» определенных услуг, но наша бюрократическая система самая собой порождает противоположный смысл. Например, в ст. 10 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» закреплено, что информация о проведении конкурсных торгов обязательно публикуется на сайте уполномоченного органа бесплатно. Однако при проведении отдельных процедур закупок публикация установленной законом информации с соблюдением сроков фактически нереальна. Вместе с тем «негласно» предусмотрен перечень информационных услуг, которые предоставляются за определенную плату (следует отметить, что плата эта немалая по сравнению с прожиточным минимумом).
На сайтах отдельных судов также можно найти некий «прейскурант» с расценками на услуги по выдаче копий определенных процессуальных документов и т.п. Поэтому возникает вопрос: зачем законодатель в который раз определяет «бесплатные» услуги и тут же законодательно перечеркивает все «благие намерения» на этой ниве, создавая основу для коррупции! Стране до сих пор боком вылезает издевательство под названием «бесплатный общественный транспорт»!
Во-вторых, Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» своей «бесплатностью» делает невозможным качество правовой помощи, которая будет предоставляться, - хотя в ст. 26 закона и указано, что адвокат, предоставляющий бесплатную вторичную правовую помощь, обязан предоставлять ее качественно и в необходимом объеме (то есть после того, как юрист при районной администрации предоставил помощь не в полном объеме и некачественно?). Потому что в этом законе нет механизма определения качества правовой помощи, к тому же общеизвестен факт: за качество нужно и платить качественно!
Итак, возникает вопрос: будет ли указанный закон соответствовать реалиям жизни? Ведь сама организация введения бесплатной помощи нуждается в немалых затратах: выделение помещений, обустройство рабочих мест, предоставление материально-технической базы. Как известно, сегодня не каждая бюджетная организация может позволить себе не то что юрисконсульта как штатную единицу, - средств не хватает на текущие элементарные нужды для обеспечения нормального функционирования организаций.
Трудно даже представить, сколько будет стоить государству реализация этого закона (комитеты, рабочие группы, готовя документ, должны были сделать соответствующие подсчеты). Ведь, когда мы говорим о качественной правовой помощи, опираясь на п. 3 ст. 26 закона, то под этим следует понимать: адвокат, предоставляющий бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе по контракту, не может заниматься другой адвокатской деятельностью, а соответствующее вознаграждение за предоставленные юридические услуги ему как квалифицированному специалисту должно выплачивать государство. В соответствии с ценами на рынке юридических услуг Украины, оплата только одного часа работы адвоката в среднем составляет не менее 500-
800 грн. В зависимости от сложности дела, уровня квалификации специалиста и других критериев, верхняя граница вознаграждения вообще непосильна для украинского бюджета!
К тому же, согласно ст. 3 закона, право на бесплатную правовую помощь - это гарантированная Конституцией Украины возможность гражданина Украины, иностранца, лица без гражданства, в том числе беженца, получить в полном объеме бесплатную первичную правовую помощь, а также возможность уязвимых категорий лиц получить бесплатную вторичную правовую помощь. Нагрузка на специалистов организаций, которые будут оказывать бесплатную правовую помощь, будет достигать невероятного уровня, ведь только нетрудоспособного населения в Украине - 13 млн. (детей - 7 млн., инвалидов - 2 млн.). Это без учета одного миллиона беженцев, лиц без гражданства и просто малообеспеченных.
В соответствии со ст. 14 закона, субъектами права на вторичную правовую помощь среди уязвимых категорий лиц также есть лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах». Они имеют право на все виды правовых услуг до момента принятия решения о предоставлении статуса беженца и в случае, когда лицо оспорит решение относительно статуса беженца. Таким образом, чтобы выполнить это положение закона, для предоставления бесплатной помощи, например, в случае задержания пограничной службой иностранца, беженца, государство должно не только профинансировать оплату труда юриста, адвоката, но и обеспечить его средствами для возможности добраться до места, где было задержано такое лицо, или к пунктам содержания.
В заключительных положениях закона указано, что для улучшения предоставления правовой помощи необходимо в государственном бюджете увеличить затраты на оказание гражданам правовой помощи в уголовных делах за счет государства. За счет чего законодатель планирует их увеличить? Отдать весь ВНП государства на обеспечение выполнения этого несовершенного закона или просить очередной транш в МВФ?
Итак, логическим будет вопрос: а Государственный бюджет Украины будет иметь возможность оплатить такое недешевое «удовольствие» социально незащищенных лиц даже при том, что сейчас заработная плата юриста в бюджетной организации не превышает 1500 грн.? А частный квалифицированный специалист за мизерную плату никаких услуг предоставлять не станет!
Конечно, одним из вариантов обеспечения кадрами организаций бесплатной помощи может стать привлечение молодых специалистов (вчерашних студентов), которых определенным образом удовлетворит низкий уровень оплаты труда в обмен на получение опыта. Но, во-первых, каким же тогда будет качество оказываемых юридических услуг? Во-вторых, многие ли специалисты смогут продемонстрировать надлежащий уровень квалификации и подготовки в процессе установленного законом отбора? Надо иметь в виду, что сдать экзамен и пройти конкурсный отбор еще не означает, что отобранный специалист сможет применить продемонстрированные знания на практике. И здесь возникает вопрос: кто будет проводить отбор юристов, адвокатов (которые будут внесены в реестр адвокатов), по каким принципам, по каким механизмам? Учитывая отсутствие законодательного механизма организации и реализации процесса, для тех же юристов и адвокатов будет сюрпризом распределение поступающих дел. Ведь распределение будет проходить не по принципу здоровой конкуренции или по выбору клиента, а так, как решит тот или иной «крупный руководитель»!
От организации и создания определенных законом государственных структур по предоставлению бесплатной правовой помощи и формированию реестра адвокатов есть основания ожидать появления неких «карманных адвокатов», которые по указанию свыше будут или инструментом для вынесения судьями таких решений, которые попросит тот, кто больше заплатит... в «специальные фонды», или же - звеном для передачи взяток судьям.
Следующими проблемными, даже нереальными, в соответствии с положениями этого закона, является вопросы практической реализации права социально незащищенных граждан на бесплатную правовую помощь. Ведь, согласно ст. 11, субъект права на бесплатную помощь может обратиться за такой помощью в определенное графиком органов самоуправления время - для получения первичной правовой помощи. Что делать лицу, если с ним случилась беда, и он нуждается в правовой помощи в то время, как, в соответствии с установленным графиком, прием граждан не проводится? К тому же, как следует из ч. 4 ст. 10 закона, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в случае письменного обращения лиц о предоставлении любого из видов правовых услуг по вопросам, относящимся к их полномочиям, обязаны предоставить такие услуги в течение тридцати календарных дней со дня поступления обращения. То есть, согласно этому положению, только через месяц после обращения лицо получит первую реакцию на него. Но за такой срок, например, человека могут выселить из его помещения: согласно ч. 2 ст. 25 Закона Украины «Об исполнительном производстве», решение о принудительном выселении должника должно быть выполнено в срок до пятнадцати дней. Срок задержания вообще составляет 72 часа, поэтому получается, что конституционная гарантия на незаконное задержание уже не распространяется? И обращаться лицу придется уже по совсем другим вопросам, а то и вообще обращаться будет некому!
Надо также обратить внимание на то, что по этому закону субъект получения бесплатной правовой помощи не принимает участия в выборе адвоката (представителя), в заключении соглашения, которое непосредственно его касается. А это противоречит предписаниям ч. 1 ст. 59 Конституции Украины, в соответствии с которыми каждый свободен в выборе защитника своих прав, в том числе и оплаченного государством.
Итак, сам факт принятия Закона «О бесплатной правовой помощи», возможно, внешне и будет соответствовать европейским стандартам как якобы имеющий социальную направленность, но явным образом не в той редакции, которую приняла Верховная Рада. Ведь такой вариант закона едва ли будет иметь положительный эффект, а вот причиной возникновения коллизий и проблем в правоприменении станет однозначно, кроме того - и очередной колыбелью бессмертной коррупции!
Кстати, недавно, через неделю после того, как закон прошел второе чтение, президент Украины сделал заявление по поводу борьбы с вымогательством в государственных учреждениях за предоставление административных услуг. В частности, В.Януковича интересовал вопрос прекращения содержания за государственные средства предприятий и организаций, созданных отдельными ведомствами для предоставления государственных услуг, ставших центрами коррупционных действий.
Подбивая итоги, можно сделать вывод, что единственным действенным механизмом реализации права на бесплатную правовую помощь может быть создание в структуре Министерства юстиции или при адвокатуре соответствующего фонда, в который могут подавать предложения о сотрудничестве юристы-практики, не нуждающиеся ни в выделении и оборудовании специальных помещений (они у них уже есть, как и транспорт), ни в руководителях (они им не нужны), а качество для них - вообще не проблема, ведь их выбирает рынок. Таким юристам необходимо обеспечить возможность реализации обязанности (уже предусмотренной Законом «Об адвокатуре») оказывать определенное количество часов бесплатную правовую помощь гражданам. Но работа юриста должна быть оплачена по рыночным ценам или хотя бы юристам, практикующим оказание бесплатной правовой помощи в установленном законодательно объеме, государство предоставляло реальные налоговые льготы.
Игорь Годецкий
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Євросоюз хоче якнайшвидше завершити створення спецтрибуналу щодо
злочину агресії проти України, який стосується наказу володаря Кремля
Владіміра Путіна напасти на Україну.
Володимир Зеленський є демократично обраним президентом України, а
наступні президентські вибори мають відбутися, коли цього дозволять
умови.
"Україна та члени Спеціального комітету досягли згоди щодо умов
Пропозиції (щодо обміну) та умов Нових цінних паперів, а Спеціальний
комітет підтвердив свою підтримку умов зміненого та переглянутої
Пропозиції", - йдеться в біржовому повідомлені України у вівторок.
16 грудня Європейський Союз доєднається до створення Міжнародної комісії
з розгляду претензій України до Росії, яка створюється у рамках роботи
Реєстру збитків, завданих Україні та українцям російською агресією.
Про це він сказав під час спілкування з пресою на заході Центру
виконавських мистецтв імені Джона Ф. Кеннеді у Вашингтоні ввечері 7
грудня, цитує "Європейська правда".
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Зазначається, що станом на 1 грудня 2025 року також профінансовано
проєкти зі зберігання енергії та генерації тепла на 540 МВт, за листопад
цей показник збільшився на 24,4%, або на 106 МВт.
Міністерство оборони ініціювало офіційну
передачу частини повноважень щодо державної промислової політики до
Міністерства економічного розвитку і торгівлі, щоб зосередитись на
військово-промисловому секторі.
Україна вже залучила 1,3 млрд євро міжнародної допомоги для екстрених закупівель газу взимку.
У середу, 10 грудня, Україна здійснює імпорт електроенергії із Європи у кожній годині доби.
Створюючі нове житло, девелопери пропонують майбутнім мешканцям різні варіанти енергетичної свободи.
У листопаді 2025 року споживчі ціни в Україні
зросли на 0,4%, як порівняти з жовтнем; у річному вимірі темпи інфляції
сповільнилися до 9,3%.
Кількість українців, які планують різдвяний та новорічний шопінг, зросла
за рік до 75% з 65%, незважаючи на четвертий рік повномасштабної війни,
свідчать дані дослідження Deloitte Ukraine "Святковий шопінг 2025",
надані пресслужбою компанії.
Сумарний обсяг сегмента легкових електромобілів за підсумками
листопада становить 13,5 тис., що на 2,3% менше, ніж було у жовтні але
на 143,8% більше відносно показників листопада-2024.
Сполучені Штати дозволять Nvidia (NVDA.O) експортувати процесори H200,
які є другими за потужністю чипами штучного інтелекту. Ці чипи
відправлятимуться до Китаю, а з таких продажів стягуватиметься 25% мита.
Продукти на основі штучного інтелекту компанії OpenAI економлять
працівникам у середньому від 40 до 60 хвилин на день на виконанні
професійних завдань.
Компанії Google та Apple об'єднали зусилля для покращення процесу
переходу між мобільними платформами. В останній тестовій збірці Canary
помітили нову функцію, яка має спростити передачу даних між Android і
iOS під час першого налаштування пристрою.
Слот для карт microSD довгий час залишався простим і недорогим способом
збільшити пам'ять смартфона без переплати за версію з більшим
накопичувачем. Користувачі отримували свободу вибору, а от виробники
втрачали на продажах версій з більшим обсягом сховища.
Google оновлює свій експериментальний застосунок Doppl. У ньому
з'являється нова шопінг-стрічка, створена штучним інтелектом. Doppl
працює як інструмент для віртуальної примірки одягу за персоналізованими
3D-зображеннями
Засновника ChatGPT, компанію OpenAI, більше не вважається передовим у
галузі технологій штучного інтелекту через питаннями щодо
нерентабельності та необхідності швидкого зростання, щоб оплатити свої
величезні витрати.