Фінансові новини
- |
- 05.12.25
- |
- 18:39
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Россия получает хорошую возможность заставить Украину сделать внешнеполитический разворот в интересах российской политики - вступление в ЕЭП и Таможенный союз
09:29 26.03.2010 |
Москва заявляет, что не против создания консорциума по управлению газотранспортной
системой Украины. Однако намерена ждать от Киева конкретных предложений. Новая украинская власть едина в желании создать консорциум. Но свои условия оглашать не торопится.
Россия по-прежнему испытывает интерес к участию в консорциуме по управлению газотранспортной системой (ГТС) Украины, несмотря на строительство «Южного» и «Северного потока», заявил вчера российский премьер-министр Владимир Путин. «Конечно, это снижает наш интерес. Но он еще есть»,- отметил глава правительства России по итогам переговоров с премьер-министром Украины Николаем Азаровым.
При этом господин Путин подчеркнул, что «в конструктивном диалоге» российская сторона готова обсуждать вопросы консорциума и вкладывать определенные средства. Однако, по его словам, Россия сможет окончательно определиться со своим участием в проекте только после изучения конкретных предложений.
Российский премьер также подчеркнул, что консорциум не предусматривает отчуждения украинской газотранспортной системы: «Никто не собирался выкупать, присваивать себе газотранспортную систему. По нашему предложению она должна была остаться в собственности украинского государства». В свою очередь, господин Азаров отметил, что Украина заинтересована в этом проекте, и также заверил, что создание газотранспортного консорциума не предусматривает отчуждения украинской ГТС.
Напомним, немногим ранее первый вице-премьер Андрей Клюев выступил за передачу ГТС в концессию газотранспортному консорциуму, собственниками которого выступят Украина, Россия и Европейский союз. А еще российская и украинская пресса сообщала, что глава Минтопа Юрий Бойко предложил «Газпрому» прямой выход на украинский рынок и создание газотранспортного консорциума. До этого, в начале марта, президент Виктор Янукович сообщил, что Украина намерена добиваться доступа к газовым месторождениям в России при создании газотранспортного консорциума.
После прозвучавших вчера из уст премьеров двух стран заявлений ключевым остается вопрос, на каких условиях делаются предложения. Именно от них и зависит, кто выиграет: Украина как страна или группа предпринимателей, которая получит на пару-тройку лет отсрочку острой необходимости переходить на цивилизованное ведение бизнеса и мировые цены на топливо.
Есть мнение, что идея создания консорциума с передачей наших труб во временное пользование — сомнительный проект. «Газпром» никогда не вкладывает деньги в объекты, которые не являются его собственностью, а Европа никогда не дает кредиты на начинания, у которых отсутствует механизм возвращения инвестированных средств.
Пример Беларуси широко известен: она получила существенное снижение цен на газ в обмен на 50% своей газотранспортной системы. Только многие забывают сказать, что действие данной схемы заканчивается ровно 31 декабря 2010 г., а потом — либо рыночная цена, либо продавайте остальные 50%. При этом за время выкупа половины белорусской ГТС «Газпром» не внес ни копейки на ее реконструкцию.
Второй пример — Польша, через которую проходит нитка Ямал — Западная Европа. Тариф на прокачку там изначально был заложен с таким расчетом, чтобы покрыть расходы на ее строительство. Как только деньги вернулись, «Газпром» устроил Польше форменный террор, требуя снизить ставку чуть ли не до нуля.
Результатом этого противостояния стало то, что из акционеров российско-польской обслуживающей трубопровод компании EuropolGas стороны исключили третьего участника, эдакого «польского Фирташа», разделив акции между собой по 50%. А тариф на прокачку установили на уровне всего 2%-ной рентабельности проекта. Стоит ли говорить, что ни на какие ремонты и реконструкции польской трубы «Газпром» тоже не раскошелился.
Европа уже давно поняла: по отношению к России и Украине она должна действовать по принципу «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Совсем недавно Европарламент принял стратегию, по которой все страны Европы должны построить у себя газохранилища с запасом на 45 дней, а также обеспечить работу своих ГТС в двух направлениях. Поскольку единственной страной мира, которой удалось обеспечить работу огромной трубопроводной системы еще и в реверсе, является Украина,— в этом плане мы и нужны Европе.
Все остальное — коммерческие интересы: кредит на модернизацию — рыночные тарифы на транспортировку и газ — возврат кредита с процентами. Мнение технической и инженерной части сотрудников «Укртрансгаза» — таких кредитов нам не надо. (Правда, их мнением не то что не интересуются, а и говорить-то особенно не разрешают). «Укртрансгаз» мог бы сам провести все необходимые работы, если бы власть обеспечила компании рыночный тариф и возможность использовать полученные средства на техперевооружение, а не на субсидирование и покрытие долгов НАК «Нефтегаз Украины». Ведь на технические нужды остаются копейки.
Сегодня Украина одна получает всю прибыль от транспортировки газа по своей территории, и ей не хватает денег ни на реконструкцию, ни на покрытие долгов за потребленный газ. А при сдаче ГТС в концессию прибыль придется делить на троих. Неужели от этого у нашего газового монополиста появится больше денег?
Самый интересный вопрос — сколько же нужно Украине на реконструкцию ГТС? Ответа на него нет. Звучали суммы от $2,5 млрд. до $5 млрд. Обе суммы — корректны. Просто все зависит от того, чьи трубы и комплектующие для всей инфраструктуры мы будем покупать. Свои или импортные, напрямую или через посредников, посредник божеский откат возьмет или решит отмерять себе на три жизни.
Год назад «Укртрансгаз» готовил для Европейской комиссии «Мастер-план модернизации и реконструкции ГТС». Общая сумма там выведена — 3 миллиарда 18 с половиной миллиона долларов США. Как рассчитывали — тайна за семью печатями, потому что техническую часть писали в одних кабинетах, а суммы ставили — в других. Причем эти кабинеты находились в разных зданиях.
С оглядкой на вышесказанное, отзывы эксперт ов о ситуации никак не могут выглядеть радужно. «Сегодня цена на российский газ в Украине выше, чем в европейских странах долларов на 70, с учетом транспортной составляющей. Удерживая Украину в таких условиях, Россия получает хорошую возможность заставить ее сделать внешнеполитический разворот в интересах российской политики — вступление в ЕЭП и Таможенный союз»,— отмечает Владимир Омельченко, эксперт Центра им. А. Разумкова.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
У п'ятницю, 5 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 4 коп. до 58,3 грн/л, на дизельне пальне - на 4
коп. до 58,36 грн/л.
У 2025 році кожен четвертий українець почав отримувати менший дохід.
Команда МВФ опрацьовує повний текст бюджету України на 2026 рік, але, за
попередніми оцінками, в цілому він відповідає зобовʼязанням української
сторони за новою програмою EFF.
Національний банк України працює над концепцією нового проєкту закону
щодо страхування воєнних ризиків, який розраховують зареєструвати в
парламенті у першому кварталі 2026 року.
Державні нафтопереробні компанії Indian Oil Corp і Bharat Petroleum
Corp розмістили січневі замовлення на завантаження російської нафти від
постачальників, які не перебувають під санкціями, через зростання
знижок, повідомили джерела у сфері торгівлі.
За оцінкою МВФ, Україна відчуватиме загальний
дефіцит фінансування до $136,5 млрд впродовж 2026-2029 років, коли має
діяти нова програма EFF.
Понад 13,7 млрд грн позичили українці у
мікрофінансових організацій за третій квартал, загалом із початку 2025
року - на понад 40 млрд грн.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.