Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 09:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Одесса-Броды: вместо каспийской нефти придут скандинавские инвесторы?
10:06 14.05.2007 |
Казахстан готов приобщиться к проекту Одесса - Броды - Гданьск в обмен на акции польских НПЗ, заявил президент страны Нурсултан Назарбаев во время визита польского президента Леха Качиньского в Астану. Также, по мнению казахстанского лидера, к участию в проекте нужно обязательно пригласить Россию. На практике это означает лишь одно - казахи дипломатично отказали полякам, приехавшим в Центральную Азию искать альтернативные (нероссийские) источники поставки нефти.
Астана была одним из нескольких пунктов "энергетического турне" Леха Качиньского по Центральной Азии и Закавказью, состоявшегося в марте и апреле. Кроме столицы Казахстана, Лех Качиньский посетил также Баку и Тбилиси. Несмотря на большие надежды, которые над Вислой связывали с этими поездками, большинство экспертов считают, что польская делегация вернулась ни с чем. Правда, Саакашвили и Алиев поддержали энергетические намерения польского президента, но дальше общих деклараций дело не пошло. Однако официальная Варшава не сдается. В Тбилиси, Баку и Астану постоянно прибывают все новые делегации польских политиков (глава сената, министр иностранных дел, представители министерства экономики) и менеджеров (прежде всего представители компаний "Орлен" и PGNiG). Эта активность связана прежде всего с подготовкой к проведению энергетического саммита глав государств Черноморско - Балтийского региона, который должен состояться 11 - 12 мая в Польше.
Аналитики польского нефтяного концерна "Орлен", играющего ключевую роль в проекте продления нефтепровода Одесса - Броды до Плоцка, весьма скептически оценивают шансы осуществления этого проекта. Похоже, и на энергетическом саммите это дело еще не приобретет конкретных очертаний. Впрочем, энергетическое сотрудничество в Черноморско - Балтийском регионе дает довольно неожиданные эффекты в совершенно иных сферах, нежели энергетическая. Консолидация стран ГУАМ и их партнеров (Румыния, Польша) привлекла внимание к этому перспективному региону потенциальных инвесторов из Северной Европы, стремящихся вкладывать средства в портовые терминалы, логистические центры и пароходные перевозки, а также переводить производство в припортовые промышленные парки.
Однако первые конкретные результаты этих тенденций проявятся не ранее чем через три - десять лет. Сейчас же делом первоочередной важности является энергетическое сотрудничество. Похоже, Варшава хочет сыграть в этом вопросе ведущую роль. Впрочем, хозяева энергетического саммита вернулись из Каспийского региона совсем не с теми вестями, которых ожидали. "Участие России в проекте поставок каспийской нефти через Одессу, предложенное Назарбаевым, меняет суть этого проекта. Мы его понимали как путь к диверсификации источников энергии, а с Россией он лишился бы этого статуса", - прокомментировал предложения казахстанского лидера министр экономики Польши Пётр Возняк. Характерно, что после отлета Качиньского в Астану прибыл председатель российского правительства Михаил Фрадков. Как отмечают аналитики, визит российского премьера был весьма демонстративным и должен был засвидетельствовать, кто для Казахстана является стратегическим партнером. Кремль получил, что хотел: в разговорах с Качиньским и Фрадковым Назарбаев постоянно подчеркивал, что Казахстан хочет прежде всего увеличивать экспорт нефти через Россию, а другие маршруты считает второстепенными.
Однако не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. По словам Назарбаева, Астана хочет увеличить экспорт нефти через Россию только при условии увеличения пропускной способности северо - каспийской трубы Каспийского трубопроводного консорциума (CPC). Если этого не будет, казахи готовы рассматривать другие, кроме российского, направления транзита. Следовательно, казахстанский лидер убил двух зайцев: с одной стороны, продемонстрировал свою лояльность к Кремлю (что крайне важно для страны, зависящей от хороших отношений со своим "старшим братом"), а с другой - открыл себе поле для свободного маневрирования.
Ведь Назарбаев прекрасно знает, что Кремль не может просто так согласиться на увеличение пропускной способности CPC. Поскольку нынче единственный путь выхода транспортируемой им нефти за пределы Черноморского региона ведет через Босфор и Дарданеллы, а эти проливы сейчас перегружены. Альтернативой является направление танкеров в Одессу и дальнейшая транспортировка казахстанско - российской нефти по трубе в направлении Бродов и Польши. Однако этот вариант всего лишь теоретический, поскольку на такой формат использования нефтепровода (с участием России) никогда не согласится Польша.
Однако, с точки зрения Астаны, это уже внутренние проблемы тех же Польши, Украины, России и остальных партнеров. "Мы четко высказали свои требования, а что с этим сделают наши потенциальные партнеры, это уже их выбор", - говорят казахстанские дипломаты. И тут возникает вопрос: как к этому отнесутся Россия и ее соперник - так называемая балто - черноморская коалиция? Кто предложит Назарбаеву больше?
Похоже, что в этом соперничестве пока побеждает Кремль. Ведь польские эксперты только размышляют над тем, как снискать расположение Назарбаева, тогда как Москва уже имеет для него конкретное предложение. Речь идет о присоединении Казахстана к консорциуму, который построит балканскую трубу в обход проблемного Босфора. Нефтепровод Бургас - Александрополис должен соединить болгарское побережье с греческим. В компании, которая будет строить и управлять нефтепроводом, 51% участия имеют российские государственные предприятия, а по 24,5% - правительства Болгарии и Греции. Между тем в обмен на согласие увеличить экспорт нефти через Россию (что означало бы проблемы с нефтью для нефтепровода Одесса - Броды) Назарбаев стремится к участию Казахстана в балканском проекте. Переговоры по этому поводу уже ведутся - Астана должна была бы откупить часть предприятия у правительств Греции и Болгарии. Осуществление этого проекта устранило бы главное препятствие для увеличения пропускной способности СРС, что удовлетворило бы и Казахстан, и Россию.
Могут ли Польша и другие страны эвентуальной "балто - черноморской коалиции" (Украина, Грузия, Литва, Словакия, Румыния) в этом случае предложить Назарбаеву что - то лучше? Теоретически - да. Назарбаев даже выразил свои пожелания: "Для начала продайте нам по преференциальной цене акции какого - нибудь прибалтийского нефтеперерабатывающего завода". "Это будет свидетельствовать о взаимном доверии, на котором значительно лучше строить подобные проекты. В конце концов, тогда наши предприятия будут зависеть от транспортировки нефти на заводы, на которых ее будут перерабатывать", - добавил президент Казахстана. Хотя казахстанский лидер не назвал ни одного конкретного НПЗ, речь идет о гданьском "Лотосе" или литовском Мажейкяе.
Стоит также заметить, что "КазМунайГаз" дважды проигрывал польскому "Орлену" в тендере на покупку нефтеперерабатывающего завода в Центральной Европе: сначала чешского "Унипетрола", со временем литовского "Мажейкас Нефть". Стратегия "КазМунайГаза" и казахстанских властей предполагает собственное строительство или приобретение НПЗ в странах, транспортирующих каспийскую нефть. Например, такой завод должны построить в грузинском Батуми.
Казахстанское предложение "нефть в обмен на "Лотос" не слишком привлекательно для поляков. И даже если бы они на это пошли - этого будет маловато для Назарбаева. Дело в том, что Польша - для Казахстана не партнер. Зато коалиция стран, заинтересованных в альтернативных (нероссийских) поставках нефти и четко координирующих свою позицию, - это совершенно другое дело. Как эту коалицию назвать: Сообщество демократического выбора, "ГУАМ плюс" (плюс Польша, Литва, Румыния), Балто - Черноморское содружество (БЧС) - не столь важно. Главное, чтобы она существовала в действительности, а не только в воображении политиков, и чтобы ее члены наконец - то смогли выработать совместную позицию.Лех Качиньский вроде бы понимает необходимость такой консолидации. Именно с этой целью Польша организует энергетический саммит, и именно поэтому он состоится независимо от того, приедет Назарбаев или нет. Однако в Польше можно услышать и такое мнение: Качиньские озабочены прежде всего тем, чтобы произвести хорошее впечатление на избирателей, дескать, "мы столько делаем для энергетической независимости Польши, поэтому голосуйте за нас на следующих выборах". К сожалению, анализ польской восточной политики позволяет предположить, что подобное мнение может быть вероятным. Ведь официальная Польша представляет "балто - черноморскую коалицию" только как дискуссионный клуб лидеров государств, которые в тишине роскошных залов непрерывно обсуждают виртуальные проекты.
Однако такой формат "энергетической коалиции" не дает больших надежд на успех. Ведь достаточно, чтобы в этой стране изменилась власть (в результате обычных демократических выборов), и целый проект может рухнуть. Например, если к власти в Польше вернутся левые силы, о продлении нефтепровода от Бродов до Плоцка вообще можно будет забыть. Ведь они предпочитают усиливать энергетическое сотрудничество с Россией и приобретают популярность благодаря критике энергетических проектов Качиньских.
По словам многих экспертов (например, Станислава Гусака), предпосылкой для жизнедеятельности такой коалиции является высокий уровень интеграции экономик и обществ ее стран - членов. Речь идет о создании сильных связей (экономических, ментальных, транспортных, межличностных) между Польшей, Украиной, Грузией и Азербайджаном, которые будут более продолжительными, нежели власть того же Алиева или Качиньских. Создание зоны свободной торговли ГУАМ и подписание в рамках этой организации ряда дву - и многосторонних соглашений - это первый шаг для такой консолидации.
Вместе с тем у Польши с этим большие проблемы, нежели у Украины. Польское общество не очень понимает необходимость осуществления совместных проектов с Азербайджаном и Грузией. Анализ поведения польской делегации в Баку и Астане показывает также, что ее члены совершенно не ориентируются в реалиях этого региона и поэтому допускают ошибки, которые украинская или молдавская делегация никогда бы не сделала.
И тут нечему удивляться. Рядовой поляк даже не знает, где именно расположены Грузия и Азербайджан. Туристическая поездка в эти страны сейчас считается чем - то экстремальным. Не говоря уж о том, чтобы поляки учились в Тбилиси и Баку и возвращались на Вислу в качестве экспертов по Кавказу, досконально ориентирующихся в тамошних реалиях. Обмен информацией между странами Каспийского и Балтийского регионов также почти нулевой (если он вообще и происходит, то только лишь при посредничестве российских СМИ). Вследствие этого во время официальных визитов можно было видеть, что польская делегация не готова к переговорам с представителями властей в Баку и Астане и потому провалила их. Причем речь не идет о знании таких вещей, которые можно почерпнуть из учебников или аналитических материалов (с этим было неплохо), а скорее о ментальном восприятии каспийских партнеров, понимании тамошних обычаев и характеров. Справедливости ради нужно отметить, что поляки сделали конструктивные выводы из своего поражения и быстро учатся на своих ошибках.
Этот пример показывает, насколько значимыми являются ликвидация ограничений в передвижении людей и распространение информации между странами, намеревающимися создать стратегические союзы. Тем временем официальная Польша, кажется, не обращала внимания на эту проблему.
Впрочем, то, что не получилось у политиков, может осуществиться под действием рыночных механизмов. Консолидирующие процессы в Балто - Черноморско - Каспийском регионе не остались без внимания потенциальных инвесторов с балтийского побережья, прежде всего из Скандинавии. Как стало известно "ЗН", менеджеры ведущих скандинавских, немецких и восточнобалтийских компаний, связанных с морским транспортом, вскоре получат возможность подробно ознакомиться с инвестиционными возможностями Черноморского региона. Ведущий англоязычный журнал, посвященный морскому транспорту и попадающий к менеджерам в Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Дании, Литве, Латвии и Эстонии, планирует вскоре начать крупномасштабную информационную кампанию на этом рынке. Как отмечают издатели журнала, такое мероприятие - это просто ответ на ожидания читателей - менеджеров.
106 миллионов потребителей, высокий экономический рост, дешевая рабочая сила и большие перспективы развития черноморского транспорта - это основные преимущества, которые должны привлечь сюда балтийских (прежде всего скандинавских) инвесторов. Заслуживает внимания тот факт, что все здесь нужно создавать практически с нуля - мультимодальные системы, современные паромные, контейнерные перевозки, контейнерные терминалы и логистические центры. По мнению журналистов упомянутого журнала (просящих пока не сообщать его название), широкие возможности связаны также с переводом промышленного производства из стран Скандинавии и из Германии на черноморские побережья Украины, Грузии, Румынии и Болгарии - стран с дешевой рабочей силой. Продукцию можно потом удобно и дешево экспортировать морским путем на запад и север Европы и на другие континенты, а также на другие черноморские рынки, поскольку покупательная способность жителей региона растет очень динамично.
Представители деловых кругов Гданьской агломерации признают, что заинтересованность в черноморских рынках потенциальных инвесторов связана с интеграционными процессами в этом регионе. Скандинавские менеджеры еще недавно не обращали внимания на Украину, Румынию или Грузию по отдельности, однако рынок с 106 миллионами потребителей - это уже совсем другое дело. Создание зоны свободной торговли ГУАМ, политическая поддержка интеграционных инициатив этого региона и объединительная роль совместных энергетических проектов (хоть и неудачных) - это четкий и положительный сигнал для инвесторов. Конечно, все будет зависеть от развития ситуации, уровня бюрократических и коррупционных барьеров и т.п., а инвестиции на черноморском рынке, хоть потенциально и очень рентабельные, вместе с тем и рискованные.
Некоторые экономисты называют черноморский рынок "новой Балтикой". Мол, нынешняя ситуация с морским транспортом и развитием экономического сотрудничества на Балтике - это своеобразная проекция того, как через десяток - другой лет будет выглядеть рынок Черноморского региона. Если эти экономические прогнозы сбудутся, страны ГУАМ вместе с Румынией и Болгарией станут достаточно интегрированным, экономически сильным регионом, крупным игроком на европейской геополитической сцене. Тогда уже никто не будет говорить, что совместные энергетические проекты экономически нецелесообразны.
Якуб ЛОГИНОВ