Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 21:53
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Россия хочет создать "газовую ОПЕК" без протокола
11:13 09.04.2007 |
За сутки до открытия в столице Катара форума стран - экспортеров газа ситуация вокруг создания "газовой ОПЕК" остается неопределенной. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко вылетел в Доху, чтобы демонстративно не подписывать никаких документов, юридически оформляющих создание картеля. Миссия "Газпрома" в Катаре прямо противоположна. Ему предстоит политическая часть переговоров со странами, в которых есть проекты строительства заводов сжиженного газа, ведь даже слухи о "газовой ОПЕК" улучшают позиции всех национальных газовых компаний в таких проектах.
Сегодня в столице Катара Дохе открывается двухдневная конференция Форума стран - экспортеров газа (GECF) на уровне министров. Вчера в Доху прилетели основные участники предстоящего события из 14 стран - участниц GECF (Алжир, Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Иран, Ливия, Малайзия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Венесуэла) и двух стран - наблюдателей - Экваториальной Гвинеи и Норвегии. Основные события на GECF будут происходить сегодня в Дохе в отеле Ritz - Carlton - второй день конференции практически не содержит событий. Большая часть форума будет закрытой, открытыми предполагается сделать три выступления: стартовое - эмира Катара, затем - представителя министерства энергетики Тринидада и Тобаго, после него - выступление представителя министерства энергетики Катара. И именно по итогам сегодняшнего дня станет известно, можно ли трактовать происходившее в Дохе как создание "газовой ОПЕК" - ценового картеля стран - экспортеров газа.
Идея создания "газовой ОПЕК" стала одной из самых политизированных тем на мировом энергетическом рынке. В ходе своего первого визита в Катар в феврале 2007 года президент России Владимир Путин заявил: "Нужен ли он, будем ли мы его создавать - это отдельный разговор, но координировать свои действия производители газового сырья должны". Позже эту идею поддержали лидеры всех крупнейших стран - поставщиков газа, которые владеют 70% его мировых запасов. На днях и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил наличие дискуссии по вопросам газового картеля: "Мы обсуждаем это среди стран - экспортеров газа, и такое желание действительно есть".
Россия, Иран, Катар, Алжир и другие десять стран - участниц форума контролируют около 42% мировой добычи газа. Для сравнения: 12 стран - членов ОПЕК контролируют 43% мировой добычи нефти. В то же время чиновники стран - потребителей крайне негативно оценивают идею координации ценовой политики. Министр энергетики США Сэмюел Бодман заявил, что "попытки манипулировать рынками" в долгосрочной перспективе "не пойдут на пользу поставщикам" газа. Комиссар ЕС по вопросам торговли британец Питер Мандельсон также заявил, что создание ценового картеля может стать "неверным сигналом" для потребителей газа. А замглавы комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса США Илеана Рос - Летинен утверждала, что создание "газовой ОПЕК" с участием России станет "мощной долговременной угрозой для мировых энергопоставок": в письме госсекретарю США она призвала "энергично противодействовать созданию этого глобального вымогательства и рэкета".
Политические дискуссии вокруг "газовой ОПЕК" явно заслоняют коммерческую составляющую форума: последней "политизированной" конференцией GECF была первая его сессия в мае 2001 года в Тегеране. Именно тогда руководство Ирана впервые заявило о возможной "газовой ОПЕК", впрочем, без всяких реальных последствий. Остальные встречи - в феврале 2002 года в Алжире, в феврале 2003 года в Катаре, в марте 2004 года в Каире - были приурочены к обсуждению влияния на мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) конкретных проектов.
Последний же форум GECF, 25 апреля 2005 года в Тринидаде и Тобаго, почти не был замечен в мире. Между тем вне зависимости от того, что в реальности будет происходить на форуме, основы нынешней дискуссии о "газовой ОПЕК" были заложены именно на том форуме. GEFC тогда определила, что на будущей встрече министров будет утверждена "трехуровневая" система организации: министерская конференция, встречи экспертов и "исполнительное бюро". Тогда же в Катаре была создана так называемая контактная организация GEFC (Liaison Office). Именно сегодня 14 министров GEFC будут решать, превратить ли "контактную организацию" (сейчас она является, по сути, подразделением катарской компании Qatargas) в "исполнительное бюро". Если это произойдет, формально старт созданию "газовой ОПЕК" с постоянно работающим секретариатом будет дан.
Теоретически это должно было произойти еще год назад - в Каракасе весной 2006 года, когда очередная встреча GECF была сорвана, в том числе под давлением США. В этот раз никакого давления США на главного организатора форума, Катар, не наблюдается. Напротив, по данным Ъ, основным вопросом "неофициальной" повестки дня форума будет поддержка или ее отсутствие со стороны России создания "газовой ОПЕК".
По состоянию на вчерашний день российская делегация состоит и из формальных противников, и из формальных сторонников "газового ОПЕК". Возглавляет делегацию глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Его доклад на GECF будет закрытым, как и его двусторонние встречи в Дохе. Впрочем, свою позицию господин Христенко изложил в пятницу: он заявил, что никаких соглашений на форуме подписано не будет. "Даже чтобы подписать меморандум о чем - то, его надо готовить, должны работать специалисты. У нас не было, нет и не будет цели участвовать в организации дружбы против кого - то", - пояснил глава Минпромэнерго.
Другая составляющая делегации - представители "Газпрома" во главе с руководителем "Газпром экспорта" Александром Медведевым. Позиция "Газпрома" в вопросе ОПЕК пока выглядит прямо противоположной. Накануне начальник департамента внешнеэкономической деятельности "Газпрома" Станислав Цыганков в ходе форума "ТЭК России в XXI веке" подтвердил, что "газовые компании заинтересованы в согласованных действиях на рынке. Любой инструмент, который защищает интересы производителей газа, будет полезен. Мы, как производители, имеем возможность создать функционирующий орган (в виде газовой ОПЕК)".
Отметим, что, по данным Ъ, "Газпром" увязывает свою активность на конференции GECF с планами ЕС либерализовать газовые рынки стран ЕС с 1 июля 2007 года и продолжить политику диверсификации поставщиков газа в Европу. Господин Медведев накануне заявил Ъ: "Диверсифицировать поставщиков невозможно, поскольку выбор между Ираном, Россией и Катаром равносилен комбинации из трех пальцев".
"Газпром", таким образом, заинтересован в том, чтобы иметь возможность через "исполнительное бюро" GECF оказывать давление на ЕС - хотя бы политическое. Минпромэнерго же важно дистанцироваться от формальных обвинений в создании "газового картеля", поскольку это вызывает критику в США.
Напомним, технологически работа "газовой ОПЕК" по принципу нефтяного картеля ОПЕК, то есть прямое согласование цен, невозможно: из 2,75 трлн кубометров мирового потребления газа в 2005 году только 6,9% пришлось на СПГ, и, по прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), мировой спрос на СПГ к 2010 году увеличится до 476 млрд, то есть до 10 - 12% мирового рынка газа. Кроме того, большая часть и СПГ, и "трубного" газа поставляется в рамках долгосрочных контрактов - координировать цены невозможно.
Зато идея координации действий по новым трубным и СПГ - проектам стран GECF вполне работоспособна. Она вполне позволит и России, и Катару, и другим странам GECF "выбивать" из инвесторов и потребителей новых проектов более высокие цены на газ. Россия может такой координацией улучшить позиции на переговорах по трубопроводу Nord Stream и по Штокмановскому месторождению, Катар - повысить цены на СПГ, который будет поставляться в США с новых очередей заводов Qatargas в Катаре с 2012 года. Алжир сможет улучшить судьбу проекта расширения трубопровода Green Stream, Трининад - экономику проекта AtlanticLNG - 5, ориентированного на США. Проблема лишь в том, чтобы не перегнуть палку, - провал встречи GECF 2006 года всем участникам встречи памятен.
В борьбе за цены поставок газа, отметим, могут быть применимы не только "газовые" аргументы. Именно поэтому вероятность подписания GECF договоров, которые будут восприняты в США как создание "газовой ОПЕК", невелика - неработоспособный картель вряд ли вызовет рост цен на СПГ в новых проектах. Зато велика вероятность того, что реальные меры давления на США в энерговопросах участники GECF будут искать, причем не обязательно "газовые". Так, по данным источников Ъ, близких к Qatargas, в списках представителей России фигурируют и представители "Роснефти". В самой "Роснефти" при этом не комментируют ситуацию, а неофициально опровергают командировку в Доху каких - либо своих сотрудников.
ДМИТРИЙ Ъ - БУТРИН, НАТАЛЬЯ Ъ - ГРИБ
Нужна ли России газовая ОПЕК?
Валерий Язев,
президент Российского газового общества:
- Нужна. Россия должна участвовать в создании новой системы торговли энергоресурсами, а может, и возглавить ее. В будущем мы будем действовать в этой системе по своим правилам, а не так, как хотят другие.
Евгений Ясин,
научный руководитель Высшей школы экономики:
- Участвовать можно, но не быть членом. Конечно, создать газовую ОПЕК заманчиво, но учитывая, что США противятся, нам лучше не ссориться и быть в стороне, ведь мы в любом случае будем диктовать свои условия.
Эндрю Сомерс,
президент Американской торговой палаты в РФ:
- Это дело России, но надо всегда помнить о том, что преимущества монополистов краткосрочны.
Дмитрий Савельев,
депутат Госдумы, экс - гендиректор "Транснефти":
- Нужна. А наше вхождение в газовую ОПЕК не выгодно потребителям, им хотелось бы сепаратно договариваться с каждым, чтобы через политические рычаги решать проблемы.
Василий Дума,
член комиссии Совета федерации по естественным монополиям, экс - президент "Славнефти":
- Мы не входим в нефтяную ОПЕК, и нет смысла входить в газовую. ОПЕК - политическая организация, создана, чтобы регулировать квоты, объемы, цены. А мы и так можем это делать. Зачем нам эти союзы - кому - то создавать рабочие места? Да и в мире мы будем не очень хорошо выглядеть.
Александр Медведев,
зампред правления "Газпрома":
- Это будет зависеть от условий, которые нам предложат. И пока сравнение с нефтяной ОПЕК неуместно. Никто не может ограничить страны - производители в возможности координировать действия. Обвинения американцев - на их совести, но пусть они не путают божий дар с яичницей.
Ольга Вдовиченко,
председатель внешнеторгового объединения "Машиноимпорт":
- Не думаю, у нас и так большие конкурентные преимущества, так стоит ли увеличивать политические риски?
Александр Раппопорт,
управляющий партнер адвокатской конторы "Раппопорт и партнеры":
- Любой картель - палка о двух концах. С одной стороны, это возможность договориться с другими производителями, с другой - потеря самостоятельности. Мы крупнейший производитель газа, и в случае нашего доминирования на рынке создание картеля для нас не обязательно.
Анатолий Дмитриевский,
директор Института проблем нефти и газа РАН:
- Не надо связывать себя договоренностями, достаточно быть наблюдателем, согласовывать общие моменты. Россия работает по контрактам, где цена на газ привязана к цене на нефть. Поэтому газовая ОПЕК особых дивидендов нам не даст.
Герман Греф,
глава МЭРТ:
- Как официальное лицо, я не могу давать комментариев. Пусть независимые аналитики взвешивают за и против. А я смогу подключиться после того, как покину правительство.
Как Россия дружит со странами будущей "газовой ОПЕК"
Президент России встречался с главами девяти из пятнадцати стран - предполагаемых членов "газовой ОПЕК". Практически со всеми этими странами РФ поддерживает тесное военно - техническое сотрудничество.
Больше всех - пять раз - Владимир Путин встречался с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, последний раз в июле 2006 года. В Венесуэлу из РФ поставляются боевые самолеты, вертолеты, автоматы - общая сумма сделок более $3 млрд.
С руководителями Ирана Владимир Путин провел в общей сложности пять встреч, последняя из которых пришлась на июнь 2006 года. Среди "оружейных" контрактов наиболее крупный - на поставку зенитно - ракетных комплексов "Тор - М1".
С президентом Египта Хосни Мубараком Владимир Путин встречался трижды, последний раз в ноябре 2006 года. В 2005 году Россия заключила с Каиром несколько контрактов на поставки различных зенитно - ракетных комплексов.
С президентом Индонезии российский президент также проводил встречи трижды, последний раз в декабре 2006 года. Самые крупные контракты с этой страной - на поставку боевых самолетов Су - 27СК, Су - 30МК, вертолетов, бронетранспортеров.
С лидером Малайзии у господина Путина было три встречи, последняя - в декабре 2005 года. В эту страну РФ поставила 18 истребителей Су - 30МКМ за $900 млн.С президентом Алжира Владимир Путин встречался дважды, последний раз в марте 2006 года. Россия продает в Алжир самолеты МиГ - 29СМТ, Су - 30МК, Як - 130, зенитно - ракетные системы и танки. Общая сумма контрактов - порядка $5,5 млрд.
С эмиром Катара Владимир Путин встречался трижды (последний раз в феврале 2007 года), с султаном Брунея - два раза (последняя встреча состоялась в июне 2005 года), с президентом Нигерии Олусегуном Обасанджо - один раз в марте 2001 года. Этим странам оружие в 2000 - 2007 годах РФ не поставляла. С главами Боливии, Ливии, Омана, Тринидада и Тобаго, Экваториальной Гвинеи Владимир Путин встреч не проводил, оружия сюда в последние годы РФ также не поставляла.
С главой Объединенных Арабских Эмиратов президент РФ не встречался. В мае 2000 года между РФ и ОАЭ подписано соглашение о поставке 50 зенитных комплексов "Панцирь - С1".
Минпромэнерго распределило газ в Восточной программе
Минпромэнерго планирует направить в правительство Восточную газовую программу, сообщил глава департамента ТЭК министерства Анатолий Яновский. Программа будет основополагающим документом для развития газовой промышленности региона на период до 2030 года и газификации дальневосточных территорий. Существует несколько вариантов программы. Вариант "Восток" предполагает, что весь газ с Ковыктинского месторождения поступит в Единую систему газоснабжения (ЕСГ), газ с Сахалина - на рынок стран АТР, а разработка Чаяндинского месторождения будет отложена до 2030 года. Вариант "Запад" предполагает, что газ с Ковыктинского и Чаяндинского месторождений будет направлен на экспорт в Китай, Корею и в ЕСГ. Газ с Сахалина в сжиженном виде (СПГ) будет экспортироваться в страны АТР и по трубопроводам - в Хабаровский и Приморский края. Согласно варианту "Центр" газ Ковыкты полностью направляется в ЕСГ, Чаяндинского месторождения - в КНР, сахалинский газ - в Корею и страны АТР в виде СПГ. Вариант "Русиа Петролеум" предполагает, что газ Сахалина обеспечивает потребности стран АТР, Хабаровского и Приморского краев, Ковыкты - КНР и Южной Кореи.