Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Грядет либерализация энергорынка

Со следующего года энергетические ведомства планируют приступить ко второму этапу реализации Концепции функционирования и развития оптового рынка электроэнергии, который предусматривает внедрение конкуренции на ОРЭ.

Об этом сообщил председатель Нацкомиссии регулирования электроэнергетики Валерий Кальченко на заседании парламентского комитета по ТЭК в начале октября. Кальченко в своем выступлении перед депутатами отчитался о ходе реализации положений Концепции функционирования и развития ОРЭ.

Как известно, документ предусматривает своей конечной целью создание в Украине конкурентной модели энергорынка, основанной на прямых договорных взаимоотношениях между производителями тока - с одной стороны, и поставщиками и потребителями - с другой. Проект должен ориентироваться на лучшие западноевропейские аналоги в виде конкурентных энергорынков Британии или стран Скандинавии.

В настоящее время в Украине действует модель "единого оптового покупателя", которая признана в мире наименее эффективной из четырех базовых моделей энергорынков.

В соответствии с этой моделью вся электроэнергия, произведенная в стране крупными электростанциями, реализуется в едином оптовом рынке. Функции этого рынка выполняет госпредприятие "Энергорынок", подчиненное напрямую Кабмину. Государственная монополия на оптовую торговлю электричеством является для правительства крайне удобной, так как позволяет чиновникам полностью контролировать движение финансовых потоков в отрасли. Однако участники энергорынка выражают недовольство моделью единого покупателя еще с момента ее образования. Представители энергобизнеса хотят большей экономической свободы и не хотят жить под постоянным административным гнетом госуправленцев. Поэтому Концепция функционирования и развития ОРЭ представляется для них весьма прогрессивным документом.

Первое упоминание об этом документе в истории отечественной энергетики датируется августом 2002 года. Тогда Концепция была впервые представлена как правительственный документ широкому кругу общественности.

Согласно задумке авторов документа, переход к прямым контрактам между участниками рынка будет осуществлен только на втором этапе реализации Концепции. Первый же этап предусматривает выполнение ряда общеотраслевых подготовительных мероприятий общеотраслевого значения, без которых, по твердому убеждению чиновников, разрешить прямые контракты между генкомпаниями и облэнерго или крупными потребителями не представлялось возможным. Иначе такие хитроумные частные собственники энергообъектов, как Константин Григоришин, могли разворовать отрасль.

К числу первоочередных мероприятий в 2002 году были, в частности, отнесены достижение 100 - процентной оплаты электроэнергии, реструктуризация миллиардных энергетических долгов, усиление ответственности за несанкционированное потребление электроэнергии, упразднение административного вмешательства в рыночные механизмы работы ОРЭ, внедрение систем коммерческого учета электроэнергии, создание рынка топлива, принятие Кодекса электросетей, внедрение механизма страхования ценовых рисков.

Как и водится в Украине, после широкой презентации Концепции о ней сразу же все забыли. Впрочем, не навсегда.

Не прошло и двух лет, как история зафиксировала второе упоминание о документе. Произошло это 15 июня 2004 года на открытом заседании Межведомственной комиссии по координации работы, связанной с реализацией положений Концепции функционирования и развития ОРЭ. Так звучит полное название органа, созданного при Кабмине в марте 2004 года с целью реализации документа.

Участники заседания пришли к неутешительным выводам: за два года с момента презентации Концепции не удалось выполнить ни одно из мероприятий первого этапа. Впрочем, никто из чиновников, входящих в состав Межведомственной комиссии, особо по этому поводу не расстроился. Так случилось, что, согласно постановлению Кабмина, подавляющее количество мест в комиссии получили представители различных госведомств, а не самих компаний - участников энергорынка. Вполне естественно, что вопрос создания в стране конкурентного энергорынка не является основной головной болью для чиновников из Минтопэнерго, Минфина, Минэкономики, Минюста или секретариата Кабмина. Как, впрочем, и для руководителей госпредприятия "Энергорынок" или НЭК "Укрэнерго", которым и при государственном монополизме в оптовом рынке жить неплохо.

Члены межведомственной комиссии на заседании утвердили план мероприятий по реализации положений Концепции, который, в частности, предусматривал достижение 100 - процентных расчетов за электричество, реструктуризацию долгов, усовершенствование системы экономического регулирования в отрасли, развитие производственно - технологической системы и системы обеспечения работы ОРЭ, формирование целостной правовой базы в отрасли.

Впрочем, после открытого заседания слова "Концепция функционирования и развития ОРЭ" вновь надолго исчезли из информационного эфира страны.

И вот 2 октября этого года о Концепции публично вспомнили в третий раз. Произошло это на заседании парламентского комитета по ТЭК, где председатель НКРЭ Валерий Кальченко, возглавляющий одновременно упомянутую межведомственную комиссию, доложил о ходе реализации положений документа. Вполне возможно, что третье в истории упоминание о Концепции было вызвано не в последнюю очередь кредитными средствами Всемирного банка в размере 3 млн. долларов, которые будут предоставлены НКРЭ для реализации документа. Деньги будут потрачены, в частности, на уточнение структуры рынка и главных принципов функционирования, подготовку нормативных документов, определение перечня вспомогательного оборудования, включая программное обеспечение, системы связи, счетчики.

Так что отныне председателю НКРЭ придется вспоминать о Концепции гораздо чаще. В противном случае комиссия рискует оказаться в нелицеприятном положении: ведь деньги, которые банк предоставит Нацкомиссии, будут возвращаться из бюджета страны. Все вместе это означает, что программа создания конкурентного рынка в Украине - это уже не прихоть либералов от энергетики, как продолжает до сих пор казаться многим чиновникам.

Курс на реформирование отечественного энергорынка превращается в проект международного масштаба в общем контексте интеграции энергосистемы Украины в энергетическое пространство Евросоюза.

Как следует из доклада Кальченко, переход к полномасштабному конкурентному энергорынку планируется завершить к 2008 году. К этому времени атомные и тепловые электростанции (АЭС и ТЭС), а также теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) получат право свободной и беспрепятственной продажи электроэнергии напрямую как энергопоставщикам, так и потребителям. Финансовый посредник в виде госпредприятия "Энергорынок" к тому времени прекратит свое существование.

Гидроэлектростанции (ГЭС) напрямую продавать электричество не смогут - их товар будет реализовываться на так называемом балансирующем рынке. Как известно, ГЭС вырабатывают пиковую электроэнергию, которая позволяет балансировать спрос - предложение в периоды максимальной загрузки энергосети. Именно на балансирующем рынке поставщики и потребители смогут докупать недостающее электричество сверх основного объема, приобретенного у производителей по долгосрочным фьючерсным сделкам.

По словам Кальченко, постепенное внедрение двухсторонних контрактов между производителями и поставщиками или потребителями тока начнется на втором этапе реализации Концепции в 2006 году. В ходе второго этапа планируется также отработать элементы работы балансирующего рынка. Предполагается, что в этот период в Украине будут параллельно сосуществовать "старый" государственно - монопольный и "новый" конкурентный энергорынки. На третьем этапе "старый" рынок полностью прекратит свое существование.

Кальченко ознакомил народных депутатов с перечнем мероприятий, которые уже удалось выполнить в рамках первого этапа реализации Концепции, а также со списком тех нерешенных проблем, которые переносятся на второй этап.

Следует признать, что с момента проведения открытого заседания межведомственной комиссии в июне 2004 года в энергетической отрасли произошло немало позитивных изменений.

Так, практически решен вопрос полной оплаты электроэнергии. В первой половине 2005 года уровень расчетов в стране составил 97,3%. Предусмотрено выделение средств на оплату электричества бюджетными организациями, которые ранее являлись наиболее злостными неплательщиками за ток. Определены источники финансирования дотаций, субсидий и льгот по оплате электроэнергии. В этом году, как известно, Верховная Рада также приняла закон, который позволит реструктуризировать миллиардные долги энергокомплекса. Постепенно усовершенствуются правила ОРЭ, примерные договора между участниками рынка, система ценообразования в сфере фактических и естественных энергетических монополий. Продолжается работа над внедрением автоматической системы коммерческого учета электроэнергии (АСКОЭ).

В то же время в отрасли который год подряд сохраняется серьезная проблема в виде заниженных тарифов на электричество для населения, которые покрывают лишь 47% фактической себестоимости киловатт - часа. Нет источников компенсации заниженных тарифов для электротранспорта, которому расценки на киловатт - час также установлены на уровне тарифов для населения.

Для успешного внедрения конкурентного энергорынка следует также создать хотя бы предпосылки для формирования в Украине эффективных рынков газа и угля, а также создать в отрасли рынок вспомогательных услуг. Нуждается в законодательном определении и статус НКРЭ. Комиссия должна превратиться в независимый от других источников исполнительной власти орган, что предотвратит административное вмешательство чиновников в работу рынка. Важной задачей является также разработка и принятие кодекса электросетей.

В целом депутатам Концепция понравилась. При этом председатель парламентского комитета по ТЭК Андрей Клюев посоветовал Кальченко лишь определиться в сроках реализации документа. Так как реальные действия чиновников в 2005 году, по мнению Клюева, не соответствовали написанному в Концепции.

Олег КИЛЬНИЦКИЙ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6688
 0,0673
0,17
EUR
1
42,4972
 0,0563
0,13

Курс обміну валют на вчора, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4063  0,03 0,07 39,9633  0,02 0,05
EUR 42,2488  0,03 0,08 43,0083  0,01 0,02

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6900  0,10 0,25 39,7100  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес