Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Евросоюз сделал окончательную ставку на украинско-польскую трубу

Как сообщил посол Украины в ЕС Роман Шпек Eврокомиссия уже признала проект достройки нефтепровода общеевропейским и отнесла его к разряду приоритетных.

Заявление Р.Шпека прозвучало на заседании Международного круглого стола "Нефтепровод "Одесса - Броды": коммерциализация, безопасность, интеграция", собранного в офисе ОАО "Укртранснафта" по случаю презентации и обсуждение концепции бизнес - плана по развитию проекта Евро - Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК).

Концепция разработана компанией американской консалтинговой компанией PriceWaterhouse Coopers. Ее представление широким бизнес - кругам Евросоюза состоится 27 мая в Брюсселе на промышленной конференции Еврокомиссии, посвященной проблемам развития ЕАНТК. Как сообщил специальный уполномоченный Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора, директор ОАО "Укртранснафта" Александр Тодийчук, Польша и Украина уже парафировали текст совместной брюссельской декларации.

Деньги, деньги, деньги:

По словам А.Тодийчука, на финансирование проектных работ Украина получила четыре гранта различных финансовых структур, однако сейчас Киев финансирует их самостоятельно. Полностью разработка проекта достройки магистрали Одесса - Гданьск будет завершена к концу июня.

Но это все - заботы будущего, хотя и не далекого. Между тем, уже сейчас польская сторона изучает вопрос выкупа земельных участков, через которые пройдет будущая нефтемагистраль. По словам директора Международного нефтяного общества Golden Gate Павла Головни, дело это может занять несколько месяцев, поскольку линия пройдет через многочисленные частные земельные владения, и их хозяева, естественно, захотят поторговаться с государством.

Вопрос о том, во сколько обойдется строительство линии Броды - Плоцк - первой части польского участка нефтепровода Одесса - Гданьск, по - прежнему волнует журналистов. По оценкам пана Головни, это зависит от того, в каком виде и с расчетом на какой годовой объем прокачки нефти будет сооружаться этот участок. Если без насосных станций, которые будут размещаться в Долгобычеве, Вильколазе, Легнице и Плебанке, и с мощностью не более 10 млн тонн в год - то расходы могут составить около $300 млн. Если же сооружать линию строго по проекту, то есть со всеми насосными станциями в расчете на проектную мощность нефтепровода в 45 млн тонн в год - то к этой сумме следует добавить еще $150 млн.

Кто будет финансировать все это, в какой - то мере прояснится в Брюсселе - в случае, если презентация проекта пройдет успешно. Пока что свое согласие вкладывать средства в достройку украинско - польской трубы - в кредитной либо инвестиционной форме - выразил только Европейский банк реконструкции и развития.

Что касается представителей польского бизнеса, то в разговоре с корреспондентом ProUA директор Golden Gate подтвердил информацию директора "Укртранснафты" Александра Тодийчука о том, что поляки заинтересованы в инвестировании проекта, что переговоры с отдельными фирмами идут, однако не называл ни одну из них, сославшись на деликатность переговорного процесса.

П.Головня также добавил, что при благоприятных обстоятельствах строительные работы начнутся не ранее второй половины 2004 года, а завершатся в конце 2005 - начале 2006 года.

Как это будет

Итак, каким образом компания - разработчик видит будущее украинско - польского проекта? По словам ее представителя Роберта Патерсона, его реализацию целесообразно разбить на три этапа.

Первый этап предусматривает освоение рынков, куда можно проникнуть БЕЗ создания дополнительной инфраструктуры. С этим может справиться уже существующая линия Одесса - Броды, а также часть магистрали "Дружба", проходящая в Центральную Европу через территорию Украины. Объемы прокачки каспийской нефти на этом этапе планируются в 7 - 9 млн тонн в год.

При этом практически полностью будет обеспечен сырьем НПЗ в Кралупах (Чехия), перерабатывающий 3 млн тонн нефти в год. Кроме того, около 3 млн нефти должно поступать на два завода в Южной Германии - в Вогбурге (мощность - 11,3 млн тонн нефти) и в Ингольштадте (мощность - 5,3 млн тонн). Предполагается, что в перспективе Ингольштадтский завод полностью перейдет на каспийскую нефть.

Второй этап предполагает доставку нефти на предприятия, нуждающиеся в некоторой технологической модернизации для приема и переработки легкой нефти - в Карлсруэ (Германия. Мощность - 14,5 млн тонн) и Швехате (Австрия. Мощность - 9,5 млн тонн в год). В это период мощность магистрали Одесса - Броды будет доведена до 11 млн тонн в год.

Третий этап. В этот период планируется транспортировка каспийской нефти к порту Вильгельмсхаффен с дальнейшей ее перевозкой в скандинавские страны и в США. Для этого предполагается прокладка ответвления трубы от Плоцка по направлению на Шведт (Германия), а оттуда и на Вильгельмсхаффен. Параллельно нефтью будут загружаться менее мощные НПЗ в Северной Германии. Расчетная мощность участка Одесса - Плоцк к этому времени должна составить 19 млн тонн. Именно третий этап потребует наибольшее количество капиталовложений от участников консорциума.

В результате реализации трех этапов плана развития проекта, существенно снизится доля африканской и ближневосточной нефти, на которой работают западноевропейские НПЗ. В то же время, поставки нефти из России останутся, по словам Р.Паттерсона, на прежнем уровне, так как западноевропейские НПЗ, работающие на российской смеси urals будут соблюдать все оговоренные квоты на нее.

Какие проблемы?

Для того, чтобы, согласно представленной концепции, участок Одесса - Броды заработал, необходимо на начальной фазе, как уже говорилось, пропускать через него около 7 млн тонн в год. На презентации концепции проекта достройки линии Одесса - Гданьск чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Украине Равиль Чердабаев дал понять, что у Украины есть шанс получить нефть из Казахстана, "если американские, французские, британские и казахстанские компании найдут понимание" с украинской стороной.

Впрочем, у них вряд ли будет выбор. А то, что Казахстан уже заинтересован в международном консорциуме по эксплуатации магистрали Одесса - Гданьск подтверждается намерением делегации этой страны принять участие в брюссельской презентации проекта.

С увеличением ежегодной добычи нефти в Казахстане до 100 млн тонн в год, около 80% будет по - прежнему отправляться на экспорт. При этом нынешняя пропускная мощность в 28 млн тонн в год магистрали Тенгиз - Новороссийск, по которой планируется доставлять нефть к терминалу "Южный", будет доведена до проектной - 67 млн тонн.

Однако следует решить вопрос доставки нефти к "Южному" морским путем. У Украины собственного танкерного флота нет, Россия им вряд ли поделится. Значит, придется обращаться к западным странам, как добытчикам каспийского "черного золота", так и его будущим получателям.

Еще одна задача, стоящая перед государствами, через территорию которых будет идти нефть - это согласование тарифных ставок на всем пути ее транспортировки. По словам А. Тодийчука, это является предметом коммерческих переговоров для каждого конкретного случая. Однако, украинская сторона уже сейчас делает шаги в этом направлении. Как сообщил вице - премьер - министр Украины Виталий Гайдук, Кабинет министров внес в Верховную Раду предложение освободить нефтепровод Одесса - Броды от платы за транзит. Возможно, аналогичные обращения к парламентам последуют со стороны правительств тех стран, через которые будет проложена магистраль.

Будущее есть!

То, что проект Одесса - Гданьск признан общеевропейским, означает, по меньшей мере, то, что он выходит за украинско - польские рамки. Следовательно, повышается вероятность его реализации и дальнейшего существования не в качестве двустороннего предприятия с инвестициями из Евросоюза, а полноценного многонационального консорциума.

Однако, многое зависит от итогов презентации в Брюсселе. По словам посла Украины в ЕС Р.Шпека, ее исход в значительной степени связан с тем, устроит ли потенциальных инвесторов программа менеджмента проекта. Основной чертой этой программы, считает посол, должна стать структура принятия финансовых решений, гарантирующая максимальную защищенность от возможных рисков. В этом случае у Украины будут основания рассчитывать на успех.

Кстати говоря, можно надеяться, что работа над проектом Одесса - Гданьск стимулирует приведение украинского законодательства в соответствие с требованиями ЕС. Если уж украинско - польская труба может приблизить нашу страну к Европе, то желательно, чтобы экономические правила игры в Украине были легко узнаваемы и принимаемы мировым сообществом.

Юрий Рудницкий

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес