Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Роль России в энергетике Евросоюза из-за Green Deal скоро начнет резко меняться

 

Пока Россия остается важнейшим поставщиком энергоресурсов в Евросоюз, Украина играет традиционную роль транзитной страны для российского газа, а энергетика Казахстана и Узбекистана большого интереса в Евросоюзе не вызывает. Но уже в ближайшие годы в энергетическом сотрудничестве с этими постсоветскими странами и целым рядом других государств могут и должны произойти серьезные изменения: программа Green Deal потребует от ЕС новой геополитики.

Green Deal: декарбонизация экономики Европы за 30 лет

Таков ключевой тезис доклада "Энергетическая дипломатия ЕС - растущее значение и переориентация в условиях новой эры", подготовленного группой экспертов берлинского Фонда науки и политики (SWP). Этот исследовательский институт консультирует по внешнеполитическим вопросам правительство и парламент ФРГ, а также органы ЕС.

Под "новой эрой" авторы подразумевают провозглашенную Евросоюзом в конце 2019 года программу Green Deal, которую на русский переводят как "Зеленый пакт для Европы" или "Европейский зеленый курс". Речь идет о концепции превращения Европы к 2050 году в первый климатически нейтральный континент планеты.

По сути дела, поставлена задача за 30 лет осуществить декарбонизацию энергетики и в целом экономики. Иными словами - добиться отказа от использования вредных для глобального климата ископаемых энергоносителей угля, нефти и природного газа, заменив их на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и на производимое с помощью экологичных технологий сырье, например - на "зеленый" водород.

Столь масштабная цель потребует не только огромных финансовых и технологических, но также политических и дипломатических усилий, тем более что программа Green Deal подразумевает весь европейский континент, а не только территорию Евросоюза, подчеркивают авторы. Таким образом, она напрямую затрагивает и все постсоветские страны в Европе. (К геополитическим последствиям создания водородной экономики ученые SWP недавно уже обращались).

Россию ждет сокращение доходов от экспорта энергоносителей

Две постсоветские страны - Россию и Украину - эксперты SWP включили в список 12 будущих стратегических или ключевых энергетических партнеров Евросоюза. А вот Беларусь, через которую в данный момент идут транзитом из России нефте- и газопроводы и которая строит АЭС в расчете на экспорт электроэнергии в ЕС, в разряд важных и перспективных партнеров не попала.

Говоря о России, "важнейшем поставщике энергии в ЕС и его крупнейшем соседе", авторы доклада указывают, что "декарбонизация ЕС приведет к сокращению доходов России". Поэтому, подчеркивают они, необходимо сотрудничество с Россией в таких, к примеру, сферах, как возобновляемая энергетика, водород и энергоэффективность. Это нужно "не только для того, чтобы сгладить последствия трансформации для российской экономики, но и чтобы заинтересовать Россию в более зеленом будущем и удержать эту страну в Парижском соглашении".

К тому же, говорится далее, Россия является важным партнером в диалоге о технических вопросах и о госрегулировании, ведь она определяет нормы и стандарты в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Газотранспортная система Украины может переключиться на водород

Что же касается нынешней роли России как поставщика энергоресурсов, то в другом месте доклада отмечается, что "традиционное обеспечение снабжения ископаемым топливом, особенно газом, останется во время трансформации важной задачей". В то же время эксперты SWP предлагают расширить понятие энергетической безопасности, распространив его, в частности, на электроэнергию, водород и сырье для производства аккумуляторных батарей, накопителей энергии и установок для производства энергии из возобновляемых источников.

Говоря об Украине, авторы доклада отмечают, что она "не только как соседняя с ЕС страна имеет большой стратегический вес", но и является также членом Энергетического союза ЕС. "Кроме этого, Киев хочет присоединиться к Green Deal", - напоминают эксперты. Традиционная роль Украины - транзитная страна для природного газа, однако в будущем, указывается в докладе, она будет также партнером по производству, транспортировке и хранению более экологичных газов.

Иными словами, в SWP исходят из того, что в перспективе газотранспортная система Украины и ее газохранилища будут наполняться не только и даже столько российским природным газом, сколько украинскими синтетическими газами, например, "зеленым" водородом. (Это не исключает, кстати, и закачку экологически произведенного H2 из России). Ко всему прочему в 2025 году планируется синхронизация электроэнергетических сетей Украины и континентальной Европы, говорится в докладе.

Рынки сбыта для европейских "зеленых" технологий

Однако Евросоюзу для успешной реализации Green Deal придется существенно расширить число своих энергетических партнеров, включив в него не только непосредственных соседей, но и более отдаленные страны в Африке и Азии. Этот основополагающий тезис доклада его авторы подкрепляют списком из 12 стран.

В него вошли не только потенциальные поставщики "зеленой" электроэнергии и "зеленого" водорода, как Марокко и Алжир, или такая важная для транзита природного газа в ЕС страна, как Турция, которая к тому же уже синхронизировала свои электросети с европейскими.

К будущим стратегическим энергетическим партнерам Евросоюза в берлинском институте относят страны, которые из-за своих амбициозных программ развития возобновляемой энергетики (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) или благодаря своему огромному потенциалу в этой сфере (Египет, Индия, Индонезия) могут стать крупными рынками сбыта для европейских технологий. А также сыграть важную роль при глобальном продвижении европейских норм и стандартов в энергетике в условиях обостряющейся конкурентной борьбы между ЕС, Китаем и США.

Казахстан и Узбекистан: большие перспективы в энергетике

Именно с этой точки зрения авторы доклада включили в свой список Казахстан и Узбекистан. Эксперты SWP считают эти две страны приоритетными энергетическими партнерами ЕС в Центральной Азии и видят большие шансы для европейских компаний в таких сферах, как межгосударственные системы водоснабжения и воссоздание единой энергосистемы в центральноазиатском регионе.

В докладе отмечается, что Казахстан в рамках диверсификации своей экономики стремится привлечь прямые иностранные инвестиции в производство оборудования для возобновляемой энергетики. К тому же эта страна - второй по значению член ЕАЭС и "главная цель китайских инвестиций в генерацию электроэнергии в Центральной Азии". Поэтому партнерские отношения с Казахстаном, подчеркивается в докладе, "будут иметь решающее значение для продвижения в этом регионе правил, норм и стандартов ЕС".

В свою очередь, привлекательность Узбекистана для европейских компаний состоит в высоком экономическом росте и быстром увеличении спроса на электроэнергию на фоне все еще ненадежной системы энергоснабжения с частыми перебоями в сельских районах.

В заключении авторы доклада пишут, что Евросоюзу при выстраивании его новой энергетической дипломатии потребуется "стратегическое терпение". Эксперты SWP рекомендуют ЕС при формировании энергетических партнерств ставить во главу угла борьбу с загрязнением окружающей среды на местах, содействие "зеленым" проектам, электрификации, интеграции энергосистем - и не требовать сразу снижения выбросов CO2 или отказа от использования угля.

За матеріалами: Deutsche Welle
Ключові теги: ЄС
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес