Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Кто заменит Фирташа на газовом рынке

Если энергетические холдинги Виктора Пинчука и Рината Ахметова найдут общий язык властью, их компании смогут потеснить Дмитрия Фирташа и оказаться в центре новой модели газового рынка.

На днях парламенту предложили внести четкость в вопросе функционирования новой модели газового рынка. Напомним, в апреле Рада приняла закон "О рынке природного газа", который должен был привести украинский газовый рынок в соответствие с европейскими правилами. Однако, как оказалось, сделать это без принятия дополнительных законов не так уж и просто. В частности, для разделения функций транспортировки и реализации газа необходимо что-то сделать с украинский обл и горгазами, львиная доля которых сейчас контролируются компаниями Дмитрия Фирташа. К сфере влияния олигарха также относятся предприятия его проверенных партнеров, которые контролируют "Киевоблгаз", "Волыньгаз" и другие крупные региональные компании.

На данный момент, именно в бессрочном пользовании этих компаний сейчас находятся газораспределительные сети: еще в 2012 году Кабмин принял соответствующее постановление. Но со сменой власти и приоритетов правительство "передумало" и попыталось через суд признать такое решение незаконным. Но не так давно Окружной административный суд Киева отклонил требование "Газа Украины" об отмене постановления Кабмина №770 от 20 августа 2012 года. Юристам ничего не мешает подать апелляцию на это решение, но особого смысла в этом нет: по странному стечению обстоятельств, соответствующее заявление было подано не в прошлом году (когда озвучивались соответствующие намерения), а в начале этого. Таким образом, был превышен срок исковой давности, что обнуляет шансы государства на победу в этом споре.

Видимо поэтому в Кабмине решили подойти к вопросу с другой стороны. В частности, был подготовлен пакет законопроектов (проекты №3072, №3073, №3074), направленный на внутреннюю газовую реформу. И если внимательно присмотреться, как раз эти документы решат судьбу газораспределительного бизнеса Дмитрия Фирташа.

Так, все газораспределительные системы, собственником которых является государство, должны быть переданы в управление некой государственной компании для дальнейшей передачи ее операторам исключительно на условиях платного пользования. А Минэнерго имеет право в одностороннем порядке разорвать действующие договора с негосударственными компаниями. Другими словами, сети у Фирташа после принятия законов вполне могут забрать, и вопрос только в чью пользу.

Реформа предполагает отобрать у ФГИ и передать Минэнерго право утверждения типового договора аренды в части, касающейся остальных объектов ГТС, подлежащих аренде, а арендодателем утвердить уполномоченную госкомпанию. Значит именно министерство будет решать, кто получит доступ к сетям. Напомним, что компании, связанные с Дмитрием Фирташем, Сергеем Левочкиным и Юрием Бойко еще с далекого 2003 года ограничивали доступ к транспортировке газа конкурентов - холдинг Рината Ахметова "ДТЭК Нафтогаз" и активно работающий в добыче газа холдинг East One Виктора Пичнука. Так что теперь эти олигархи смогут взять реванш за упущенное.

Однако, в этом раскладе могут быть нюансы. В частности, вышеупомянутыми законопроектами на операторов возлагается довольно много обязанностей, чтобы можно было говорить, что документы написаны "под своих". Во-первых, местные газопроводы и распределительные станции будут приравнены к другим "неприкасаемым" активам государства, таким как дамбы, портовые причалы, волнорезы и припортовые навигационные каналы. Проще говоря, тихонько их приватизировать будет очень сложно. Во-вторых, предложено установить, что бесперебойные поставки энергоресурсов населению являются неотъемлемой частью конституционных гарантий со стороны местной и центральной власти. То есть в случае невыполнения операторами своих обязанностей можно смело разрывать договора с ними на основе Конституции. В-третьих, в новых законопроектах появляется Администратор Единой базы абонентов - компания, которая будет вести учет всех абонентов. Определение такой компании совпадает с определением оператора газораспределительных сетей, прописанный в законе "О рынке газа". А за непредоставление НКРЭКУ информации от компании-администратора ЕБА, ей смогут начислять штраф в размере 50 тыс. минимальных доходов. Деньги немалые, особенно с учетом того, что штрафовать можно до бесконечности за каждое нарушение. В-четвертых, на операторов рынка по сути возлагается обязанность обеспечения всех бытовых потребителей газа приборами учета. А если нет - снова штраф.

В таком свете вполне вероятным выглядит предположение, что никто на данный момент не задается целью полностью и бесповоротно выдавить Фирташа с газораспределительного бизнеса, ему лишь предлагают немного подвинуться и взять на себя ряд обязательств. Кстати, что примечательно, на днях Нафтогаз и "Газ Украины", с одной стороны, группа компаний Ostchem, с другой, подписали мировые соглашения относительно графика погашения задолженности и условий возобновления газоснабжения предприятиям группы Ostchem. Задолженность группы была сформирована в 2006-2011 гг. и не погашалась до сегодняшнего дня. Но в случае принятия вышеуказанных законов такую задолженность реструктуризировать будет нельзя (только ту, что сформировалась после 1 января 2014 года). А значит, диалог между Фирташем и НАКом есть, и есть даже определенные уступки.

Это подтверждают и другие факты. В частности, на данный момент требование правительства о разделении бизнеса по распределению и поставке газа профильными региональными компаниями закончилось формальным дроблением этих функций внутри самих компаний и их дочерних структур. А Генеральная прокуратура проиграла спор о признании незаконными контрактов между "Нафтогазом" и "Газпромом", в рамках которых пять лет назад были перепроданы 11 млрд куб м газа, принадлежащие швейцарскому RosUkrEnergo.

Есть и второй вариант. Множественные ограничения - это такой себе "предохранитель", поставленный для будущих новых участников рынка. В частности, если Дмитрия Фирташа все же выдавят с рынка, российский "Газпром" начнет поиск и кастинг преемников, так как контроль над внутренним рынком крайне необходим для сохранения хоть каких-то позиций в Украине. В качестве "бонуса" для будущего украинского партнера российская монополия может использовать свое полнейшее доминирование в образованной на украинском Донбассе "серой зоне" импорта газа. Тяжелее всего от такого партнерства будет оказаться Ахметову, энергоактивы которого, если они не впишутся в газовую реформу, могут серьезно потерять в цене. Но кроме него есть и другие, кто мечтает стать новым хозяином украинского газового рынка благодаря импорту газа в Украину по схеме "через Донецк, минуя Киев".

За матеріалами: Деловая столица
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6628
 0,0344
0,08
EUR
1
43,7043
 0,1195
0,27

Курс обміну валют на вчора, 09:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3592  0,10 0,24 41,9740  0,03 0,07
EUR 43,5828  0,04 0,08 44,3116  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6750  0,03 0,07 41,6950  0,02 0,06
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес