Фінансові новини
- |
- 23.11.24
- |
- 19:10
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Северный поток" 2.0: кто станет получателем газа?
22:15 19.06.2015 |
DW - о подоплеке решения "Газпрома" и его западных партнеров удвоить мощности газопровода "Северный поток".
Сообщения из Санкт-Петербурга, где в рамках международного экономического форума ПМЭФ-2015, "Газпром" договорился с западными партнерами об удвоении мощностей газопровода "Северный поток", в Германии заметили, но широкого резонанса они не вызвали.
Скорее дежурным можно считать критическое замечание в этой связи немецкого депутата Европарламента Ребекки Хармс (Rebecca Harms), предупредившей о риске усиления зависимости от поставок российских энергоносителей. "Вместо этого нам следует сделать упор на достижение большей независимости", - заявила Хармс.
Немцы хотят жить в тепле
А вот в правительстве ФРГ не комментируют планы расширения "Северного потока". "Мы приняли эту информацию к сведению, - ответила в пятницу, 19 июня, представительница министерства экономики и энергетики ФРГ Беате Брамс (Beate Braams) на вопрос корреспондента DW. - Но речь при этом, совершенно очевидно, идет о предпринимательском решении, которое мы не комментируем".
Как же так? Ведь, по идее, планы наращивания поставок газа в Германию должны идти вразрез с взятым Берлином курсом на постепенное замещение углеводородного сырья альтернативными источниками энергии. Вот и на недавнем саммите "большой семерки" в Эльмау канцлеру ФРГ Ангеле Меркель (Angela Merkel) удалось уговорить партнеров по G7 включить в итоговую декларацию встречи цель "декарбонизации" экономик ведущих промышленно развитых стран в течение текущего столетия. "Прежде чем мы окончательно избавимся от углеводородных энергоносителей, еще пройдет день-другой, - сказал корреспонденту DW высокопоставленный представитель немецкого правительства. - А до тех пор нам еще понадобится зимой немного тепла".
Замена украинского транзита
С предложениями нарастить пропускную способность "Северного потока" менеджеры "Газпрома" стали выступать, едва в 2011 году на приемный терминал в немецком Любмине были прокачаны первые кубометры российского топлива.
Потом проект заглох, а в начале этого года был и вовсе заморожен в связи с падением цен на нефть и соответственно газ, а также стагнацией европейского спроса на него. Заменить украинский транзит в ЕС, соглашение о котором истекает в 2019 году, "Газпром" решил "Турецким потоком".
Что же побудило российского монополиста и его западных партнеров неожиданно реанимировать прежние планы? Ведь цены на нефть и газ, как считают многие эксперты, в скором времени резко расти не будут, а строительство трубопровода в Турцию, хотя пока только его части, предназначенной для удовлетворения ее собственных нужд, уже началось.
Эксперт Немецкого института экономических исследований (DIW), профессор Клаудиа Кемферт (Claudia Kemfert) считает, что такое решение продиктовано исключительно количественными расчетами. "Расширение "Северного потока" - это следствие решения не прокачивать с 2020 года газ через Украину", - заявила Кемферт в интервью DW.
По данным эксперта, удвоение пропускной способности "Северного потока" необходимо, чтобы полностью заменить украинский транзит, по которому в настоящее время в Европу поступают 112 млрд кубометров газа в год.
Дополнительные 55 млрд по дну Балтийского моря и 63 млрд по будущему "Турецкому потоку" в сумме примерно и дают требуемые объемы. "Таким образом, - констатирует Кемферт, - необходимы как "Турецкий поток", так и дополнительные поставки газа, чтобы компенсировать те, что пока еще поступают через Украину".
Уравнение с неизвестными
Никто, впрочем, точно не знает, сколько газа потребуется Европе после 2020 года. Заместитель председателя Совета российской экономики в Германии, немецкий политолог Александр Рар (Alexander Rahr), консультирующий "Газпром" в вопросах европейской политики, считает, что к 2030 году страны ЕС будут потреблять на 90-100 млрд кубометров газа больше, чем сейчас. Есть, однако, и куда более скромные и даже отрицательные прогнозы, учитывающие фактор ожидаемой революции в сфере альтернативной энергетики. Плюс - трудности, которые еще могут возникнуть с "Турецким потоком".
"Будет ли этот газопровод и в самом деле построен, - указывает Клаудиа Кемферт, - в решающей мере зависит от готовности России соблюдать директивы ЕС, действующие на внутреннем европейском энергетическом рынке. Ведь разногласия по этому поводу ранее и привели к остановке проекта "Южный поток".
С "Северным потоком" ситуация проще. Александр Рар называет проект прокладки дополнительных третьей и четвертой ниток "перспективным". "Посмотрите на состав этого консорциума, среди участников которого Shell и австрийский концерн OMV, - говорит он. - Западные инвесторы не станут вкладывать миллиарды евро в зыбкий проект". Проблем с Еврокомиссией быть, по его словам, не может. "Россия будет поставлять газ на границу с Европейским Союзом, и до свидания, - поясняет Рар. - А Евросоюз делает с этим газом все, что хочет".
Например, закачивает его в будущее большое европейское газовое кольцо, инфраструктура которого уже создается. В не очень отдаленной перспективе по такому кольцу алжирский газ, поступающий в Испанию, сможет идти дальше, например, в Польшу, а из Нидерландов или Норвегии - в Грецию или на Украину. В эту же общеевропейскую систему смогут закачивать и российский газ из "Северного потока", в частности через континентальный трубопровод OPAL, и далее - в австрийский хаб Baumgarten.
А Baumgarten - это концерн OMV, новым шефом которого недавно стал Райнер Зеле (Rainer Seele), прежде руководивший компанией Wintershall. Зеле известен своими хорошими связями с Россией и "Газпромом", а также крайне скептичным отношением к западным санкциям, введенным против Москвы в связи с конфликтом на Украине.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :