Фінансові новини
- |
- 08.12.25
- |
- 16:25
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Украина определила узкий круг покупателей нашей ГТС
09:26 25.11.2014 |
Выход на газовый рынок Юго-Восточной Европы экспортеров Ирана, Иракского Курдистана и Израиля снова подогреет интерес инвесторов к украинской трубе.
На прошлой неделе премьер Арсений Яценюк пригласил норвежские корпорации к запланированному в скором времени международному конкурсу на право управления частью отечественной ГТС. "Я хотел бы сделать четкое политическое заявление: если Норвегия, которая не является членом ЕС, но полностью разделяет европейские ценности, примет решение об инвестировании в украинскую ГТС, правительство готово изменить закон. И дать норвежскому бизнесу такую возможность", - заверил он. Наиболее вероятным претендентом на вхождение в нашу ГТС в этом случае стала бы норвежская государственная нефтяная компания Statoil, интересы которой представлены в 42 странах мира. По словам гендиректора инвестфирмы AYA Capital и директора по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз України" Юрия Витренко, государство сможет продать 49% своей компании-оператора примерно к 2017 г.
Закон (№ 4116-а), оговаривающий возможность допуска иностранцев к нашей трубе, парламент принял еще в августе. Согласно его положениям входящие в состав украинской ГТС, магистральные газопроводы и подземные хранилища газа могут передаваться в аренду или концессию исключительно предприятиям США или ЕС. Таким образом, документ дискриминировал не только Норвегию, которая не входит в ЕС, но и арабские страны, а также газовые фирмы КНР, которые с 2006 г. почти полностью вытеснили российский "Газпром" из Средней Азии. Чтобы норвежские компании получили право участия в активах отечественной ГТС, парламенту придется утвердить поправки в закон. Сделает ли украинское правительство в будущем аналогичные заявления относительно компаний КНР и стран Персидского залива - пока непонятно.
Американские претенденты
Заявление премьера не случайно прозвучало так задолго до конкурса по продаже ГТС. Готовность Норвегии поучаствовать в торгах должна как минимум подхлестнуть других возможных покупателей, максимум - принести Украине пользу уже сегодня. Например, расширить источники поставок природного газа, обеспечив правительству Яценюка политическую славу за сокращение доли российского "Газпрома" на украинском рынке.
Хотя некоторые называют иную причину: якобы Киев уже утратил доверие США в деле реформирования ГТС и поэтому начал поиск других претендентов. Такую версию, к примеру, недавно озвучил российским СМИ украинский эксперт Юрий Корольчук (он работал в аппарате НАК "Нафтогаз України" в середине 2000-х годов, когда в газовой политике страны с подачи экс-премьера Виктора Ющенко безраздельно господствовали интересы Дмитрия Фирташа). По мнению г-на Корольчука, предложение Арсения Яценюка норвежской компании - это "шаг отчаяния, порожденного отсутствием реальных заинтересованных предприятий из ЕС". "США вообще отодвинулись от процесса. Хотя обещали содействовать в поиске инвестора", - утверждает он.
Озвученный в российских СМИ сценарий мало похож на правду. Главными фигурами в США, заинтересованными в дальнейшем развитии украинской ГТС, сейчас являются две корпорации - ExxonMobil и Chevron. Их интерес к нашей трубе остается неизменным, хотя в полной мере проявится не ранее 2015 г. Так, Chevron Exploration в конце нынешнего года планирует заключить соглашение о разделе продукции по Олесской площади залегания сланцевого газа в Западной Украине. Если подпишут этот контракт, то будет и интерес корпорации к ГТС. Ведь без участия в ее управлении Chevron вряд ли сможет эффективно продавать добытый в нашей стране сланцевый газ. Едва ли такая крупная корпорация согласится продавать его через посредников.
Приблизительно в это же время свою политику относительно наших газовых реформ озвучит и ExxonMobil. Эта корпорация уже несколько лет ведет успешную добычу на прилегающем к Украине богатом морском шельфе Румынии. Но чтобы окупить дорогостоящие глубоководные румынские проекты, ей нужно работать и в других секторах Черного моря. Для повышения окупаемости румынских проектов ExxonMobil вместе с партнерами выкупила у нашей страны в 2011 г. право разработки Скифского нефтегазоносного блока на шельфе Одесской области. Чуть позже, в 2012 г., заключила соглашение с компанией "Роснефть" о разработке блока Вала Шацкого к югу от порта "Керчь". Агрессия РФ против Украины заморозила проект на Скифском, санкции против "Роснефти" - проект на Вале Шацкого. Но в Москве наивно верят, что когда-нибудь ЕxxonMobil решится привязать и эти проекты к полумифическому российскому экспортному газопроводу "Южный поток".
ГТС нарасхват
В ближайшее время расстановка сил на европейском рынке может серьезно измениться. Благодаря проектам ЕxxonMobil и других компаний Румыния намерена к 2018 г. перейти на полное самообеспечение голубым топливом, а затем начать экспорт в соседние страны как своего газа, так и транзитных ресурсов из Ирака, Ирана и Азербайджана. Вряд ли ЕxxonMobil будет ждать этого момента сложа руки. К примеру, Азербайджан, успешно вышедший на рынок Греции с 2010 г., сократил на нем долю российского "Газпрома" в два раза.
Ситуация станет еще более увлекательной в 2015-2016 гг. Тогда на газовый рынок Юго-Восточной Европы ворвутся экспортеры Ирана, Иракского Курдистана, а также Израиля, который с недавних пор с завидным упорством оглашает планы начать с 2016 г. экспорт своего природного газа в ЕС. Эти недалекие перспективы повышают интерес крупных инвесторов к газотранспортным системам региона. В том числе и к самой протяженной и мощной в Европе украинской ГТС. Перемены на данном региональном рынке Старого Света только входят в активную фазу. Поэтому если Киев и променяет интерес ведущих американских игроков на Норвегию, то уж точно не от отчаяния.
Что касается интересов самой норвежской Statoil, то их вполне четко можно отследить по последним инвестиционным проектам компании в регионе. Так, признав весной нынешнего года грандиозные последствия грядущего выхода Ирана и Ирака на газовый рынок ЕС, норвежцы решили распродать часть своих крупных добывающих активов в Азербайджане. Судя по всему, компания намерена усилить борьбу за свою долю на газовых рынках Восточной Европы. Здесь в ближайшем будущем столкнутся газовые ресурсы очень многих производителей, и норвежцы не упустят шанс на этом заработать. Нельзя сказать, что поход Statoil на Юго-Восток был затеян впопыхах. Еще в начале 2000-х годов компания попыталась потеснить "Газпром" на рынке Польши, а в 2007 г. начала строительство собственного крупного ПХГ в Чехии, которое должно завершиться в 2016 г. После этого норвежской компании придется отрабатывать вложенные средства. Это значит, что ее экспансия неминуемо будет двигаться дальше к югу и востоку от чешских границ.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
| Лідери Європи радять Зеленському не погоджуватися на вимоги РФ без гарантій безпеки з боку США – WSJ |
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
У РУБРИЦІ
| "Клуб білого бізнесу" збільшився майже на пів тисячі підприємств: Податкова затвердила новий перелік |


Європейський Союз і країни G7 ведуть переговори про заміну "стелі" цін
на російську нафти повною забороною доступу РФ до морських послуг з
метою зменшення доходів від енергоносіїв, які дозволяють Кремлю
фінансувати війну проти України.
У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
неділю, 7 грудня, почались перші виплати 6500 грн для вразливих
категорій громадян, повідомила прем'єр-міністерка Юлія Свириденко.
Відповідне рішення прийняте на засіданні регулятора у п'ятницю, яке транслювалося онлайн, передає кореспондент Енергореформи.
Відповідне рішення прийняте на засіданні регулятора у п'ятницю, яке транслювалося онлайн, передає кореспондент Енергореформи.
До Переліку платників податків з високим рівнем добровільного
дотримання податкового законодавства (так званого, "клубу білого
бізнесу") станом на листопад включено 7 638 суб'єктів господарювання.
У п'ятницю, 5 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 4 коп. до 58,3 грн/л, на дизельне пальне - на 4
коп. до 58,36 грн/л.
У 2025 році кожен четвертий українець почав отримувати менший дохід.
Команда МВФ опрацьовує повний текст бюджету України на 2026 рік, але, за
попередніми оцінками, в цілому він відповідає зобовʼязанням української
сторони за новою програмою EFF.
Італійська компанія Prada Group у вівторок повідомила про завершення
угоди щодо придбання свого колишнього конкурента - модного дому Versace.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів