Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Еще одно условие МВФ - сможет ли Украина его выполнить?

Игорь Богатырев

Генеральный директор предприятия "Региональные электрические сети" Руководитель проекта Международного центра перспективных исследований

 

Прозрачность добычи в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях - неотъемлемое условие интеграции украинского и европейского энергетических рынков. Несмотря на то, что в Украине мало кто слышал об Инициативе прозрачности деятельности в добывающих отраслях (EITI) ее реализация уже сегодня влияет не только на кредитные рейтинги страны, но и является одним из условий главных кредиторов страны - Международного валютного фонда.

Присоединение Украины к EITI предполагает повышение прозрачности финансовых потоков между бизнесом с государством. Компании берут на себя обязательства декларировать платежи в бюджет, а правительство, в свою очередь, "открывать" доходы, связанные с разработкой национальных природных ресурсов.

EITI является добровольным стандартом. На данный момент на пути внедрения инициативы находится 33 страны и более 50 мировых крупнейших энергетических компаний. Задекларированные цифры должны быть подтверждены независимым аудитором, а также утверждены национальной рабочей группой. В последнюю входят представитиели профильного сектора, чиновники, и общественные организации, что должно обеспечить максимальную объективность и незаангажированность. Будучи членом IETI, страна получает такие преимущества как повышение кредитных рейтингов, улучшение инвестиционного климата, в чем Украина остро нуждается.

Официально Украина задекларировала свое желание присоединиться к Инициативе еще в 2009 году. Тогда, Кабмин под руководством Юлии Тимошенко принял постановление «О присоединении Украины к инициативе относительно обеспечения прозрачности в добывающих отраслях» (№ 1098). Новое правительство Николая Азарова подтвердило эти намерения в ноябре 2010: данный вопрос также рассматривался на общественных слушаний в Верховной раде, в январе 2011 года.

Однако, дальше «декларирования намерений» дело не пошло. Страна пока не сделала ни одного шага, чтоб повысить прозрачность добывающего сектора. Так, до сих пор не подготовлен рабочий план по присоединению к инициативе. Более того, остается непонятным распределение ответственности за присоединение к инициативе внутри исполнительных органов власти. «Куратором» проекта может стать заместитель министра топлива и энергетики Владимир Макуха. Во всяком случае, именно с ним встречался региональный представитель EITI в Европе Тим Биттигер во время своего последнего визита в Киев.

Как правило, EITI распространяется на крупные добывающие отрасли, например, нефтегазовую, а переработка, передача (транзит) и реализация энергоресурсов остаются вне поля ее действия. Особенностью реализации EITI в Украине может быть ее применение в сфере транзита газа: транзитные платежи составляют большую долю в бюджетных доходах Украины и поэтому предотвращение коррупции в данной сфере может иметь существенные положительные последствия.

Нельзя сказать, что к данным о добыче и транзите абсолютно нет доступа - большая их часть так или иначе уже публикуется. Однако условия инициативы также предполагают проверку всех цифр международными аудиторами. Например, повышение прозрачности денежных потоков, связанных с транзитом газа, будет предполагать независимый аудит выполнения договоренностей с Газпромом.

Не менее проблемной по уровню прозрачности отраслью для Украины является угольный сектор. По значимости для экономики производство угля превышает добычу углеводородов. По правилам инициативы, именно доля отрасли в ВВП определяет целесообразность повышения уровня "открытости" данных о ней. Поэтому прозрачность угольного сектора для Украины не менее важна, чем нефтегазового. Именно об этом шла речь на последней конференции с представителями EITI в Киеве, которая прошла на минувшей неделе. Однако, участники конференции также признали, что в угольной отрасли применение иницативы столкнется с большими преградами. Например, в Украине ежегодно нелегально добывается (в так называемых копанках) порядка трех млн. тонн угля.

В Европе Инициативу прозрачности деятельности в добывающих отраслях поддерживают десять стран, Европейская комиссия и Европейский инвестиционный банк. Поскольку Украина является одним из ключевых энергетических партнеров ЕС, присоединение государства к инициативе стало бы еще одним стратегическим шагом на пути интеграции с европейским энергорынком. Кроме того, о необходимости имплементации EITI украинским правительством говорится в Меморандуме об экономической и финансовой политике (пункт 13), подписанный Киевом и МВФ.

Первого февраля Украина стала полноценным членом Европейского Энергетического Сообщества (ЕнС), что является одним из ключевых стимулов реформы украинского энергетического сектора. Однако, очевидно, что реформа должна быть комплексной и не замыкаться исключительно на имплементации требований ЕнС. Внедрение прозрачности в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях не только значительно улучшит инвестиционный имидж и инвестиционную привлекательность страны (при чем, в отличие от ЕнС, при минимальных усилиях и затратах со стороны участников рынка), но может обеспечить увеличение поступлений в государственный бюджет от деятельности, связанной с добычей энергетических ресурсов.

Конечно, участие в EITI - не единственный способ повысить прозрачность в украинской энергетике. Например, следование Украиной более прозрачной процедуры выдачи лицензий на добычу природных ресурсов, стало бы убедительным сигналом для участников рынка и потенциальных инвесторов об улучшении бизнес-климата. На практике, о продаже лицензий становится известно постфактум. Однако именно ЕITI является политически и финансово наиболее просто реализуемым шагом к повышению прозрачности в украинской энергетике, который может стать стимулом для последующих.

За матеріалами: Корреспондент.net
 
лин
14.03.11, , инфо
После бомбардировок Хиросимы и Нагасаки мир был шокирован последствиями. Хрущев–Кеннеди кризис не привел к уничтожению Планеты, в том числе и по причине понимания катастрофичности последствий. Мир прогнозирует свое развитие на 20 – 50 лет, но не видит того, что мы на пороге грандиозной серии катастроф сегодня. Япония, к сожалению и со скорбью к пострадавшим, и сегодня лакмусовый знак последствий… Горе нам, слепцам, не видящим, на пороге чего стоит Планета. И это не пессимизм перед неизбежным, а попытка убедить задуматься и изменить путь самоуничтожения… energyland org ua

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на вчора, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес