Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Рентабельность "Газпрома" плотнее интегрируют в украинский бюджет

Планы российского правительства провоцируют «Газпром» занимать жесткую позицию в переговорах с Киевом о дальнейших условиях сотрудничества по газовым поставкам. Так Москва надеется обеспечить конкурентоспособность холдинга на рынках стран ЕС, которые обеспечивают его акционерам наибольшую доходность.

Накануне переговоров Николая Азарова и Владимира Путина 26 октября, во время которых украинский премьер попытается добиться изменения условий действующих газовых контрактов, глава Минэнерго России Сергей Шматко заявил о необходимости снижения расходов на транспортировку газа, чтобы «Газпром» имел возможность завоевывать новые зарубежные рынки.

«Снижение издержек в транспортировке является ключевым моментом в обеспечении конкурентоспособности «Газпрома». Чтобы обеспечивать конкурентоспособность российского газа, мы должны серьезно работать, иначе дальше Германии нам поставлять будет сложно...» - сказал Сергей Шматко, отвечая на вопрос председателя российского правительства Владимира Путина, действительно ли затраты на транспортировку составляют 52% цены на газ.

В настоящее время около 80% российского газа в страны ЕС транспортируется через украинскую газотранспортную систему. Таким образом, снижение транспортных затрат «Газпрома» напрямую зависит от договоренностей с украинским правительством о размере транзитной ставки, которая сейчас составляет $1,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км. Эксперты уже давно обращают внимание на заниженную стоимость транзита для «Газпрома» по украинской территории в сравнении с его контрактами со странами ЕС (например, в Венгрии монополия платит $2,7, в Австрии - $3,4 за 1 тыс. куб. м на 100 км). Однако ранее Киеву не удавалось поднять транзитный тариф для «Газпрома» до коммерчески обоснованного уровня. В разных правительствах всегда утверждали, что это одно из условий поставок российского газа на украинский рынок по льготной цене. Очевидно, не сможет записать себе в достижения и Кабмин Николая Азарова наращивание доходов «Нефтегаза» за счет отказа от спорных принципов тарифного ценообразования в отношениях с российской монополией. В повестке дня, судя по заявлениям президента Виктора Януковича и министра топлива и энергетики Юрия Бойко, этот вопрос не стоит.

Не намерены украинские переговорщики обсуждать с «Газпромом» и Владимиром Путиным также вопрос рационального использования украинских подземных газовых хранилищ, за счет которых российская монополия обеспечивает бесперебойные поставки своего газа на западные рынки, а «Нефтегаз», по подсчетам экспертов, теряет возможность дополнительно зарабатывать более $1 млрд. в год. В Минтопэнерго неофициально признают, что это одна из политических уступок российской стороне, суть которой состоит в том, что объемы закупок «Нефтегаза» не зависят от сезонных потребностей украинского рынка в голубом топливе, а его излишки накапливаются в ПХГ. «Зимний отбор из ПХГ создает в трубопроводной системе Украины свободные мощности для роста поставок российского газа в Европу. Для обеспечения зимнего экспорта без украинских ПХГ «Газпрому» пришлось бы построить два новых газопровода из Западной Сибири в Европу вроде «Уренгой - Ужгород»,- пояснил Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis.

Таким образом, Украина остается единственным крупным импортером газа в мире, закупки которого летом превышают реальные потребности. В свою очередь за хранение газа платит не «Газпром», а украинские потребители. То есть действующие договоренности Москвы и Киева по газу позволяют «Газпрому» частично перекладывать финансовое бремя на «Нефтегаз» и украинский госбюджет при исполнении контрактов со странами ЕС за счет согласия Киева использовать мощности украинских ПХГ в угоду российской монополии и себе в убыток.

«Нефтегаз» покупает газ впрок. То, что газ для закачки в ПХГ покупается весной и летом, а продается потребителям зимой, никого не беспокоит. Надо, чтобы этот газ в украинских ПХГ хранил «Газпром» и платил по соответствующим тарифам, как он это делает в Европе»,- сказал «і» Михаил Корчемкин.

В отличие от украинских исполнительных органов, Федеральная таможенная служба РФ озаботилась проблемой наполнения госбюджета и гарантии поступления таможенных платежей, поэтому стремится ужесточить правила таможенного режима для «Газпрома». По данным российского госпредприятия «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса», на 2 октября «Газпром» закачал в зарубежные хранилища 3,4 млрд. куб. м газа. По действующему порядку, концерн продаст это топливо предстоящей зимой и тогда же заплатит пошлины (около $300 млн., если цены не изменятся). Но если новый закон о таможенном регулировании будет принят в нынешней редакции, концерну придется отвлекать средства на аванс или гарантии. Чтобы избежать этого, «Газпром» сейчас бьется с российскими законодателями за право платить пошлины после продажи газа, т.е. пытается добиться для себя особых условий, прописанных в законе о таможенном регулировании.

А Киев, судя по приоритетам украинский властей в предстоящих переговорах с «Газпромом», намерен искать возможность для компенсации потерь «Нефтегаза» и госбюджета от коммерчески необоснованных условий сотрудничества с Кремлем за счет участия в российском газодобывающем секторе. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что говорить о прозрачности сырьевого сектора в России просто не приходится. Но это не препятствие для украинской стороны. По словам Виктора Януковича, «больше всего нас интересует возможность участвовать в добыче газа на территории России и доставке этого газа в Украину». «Россия хотела бы получить доступ к управлению украинскими газопроводами. Мы готовы обсуждать эти вопросы с Москвой. Вполне вероятно, что Россия и Украина договорятся о том, чтобы вместе модернизировать наши газопроводы, а также относительно общего управления новыми ветвями газотранспортной системы»,- заявил на прошлой неделе украинский президент в интервью французской газете Le Figaro. Также, по его словам, Киев обсуждает с Москвой создание совместного предприятия «Нефтегазом» и «Газпромом», но это не означает их слияние.

Эксперты затрудняются прогнозировать исход украинско-российских газовых переговоров в этом году и обращают внимание на неуступчивость Москвы в отношениях с украинскими партнерами. Пока российские чиновники заявляли лишь о готовности снизить контрактные обязательства Киева по отбору газа, установив минимально необходимый отбор топлива в следующем году на уровне 2010 г. - около 36 млрд. куб. м газа. При этом все попытки правительства Украины переписать условия газовых контрактов, подписанных в прошлом году при поддержке премьеров Юлии Тимошенко и Владимира Путина, а также внести в транзитный контракт обязательства «Газпрома» по транспортировке определенных объемов газа, были отвергнуты российской стороной.

Светлана ДОЛИНЧУК

За матеріалами: Экономические известия
 
цкцу
12.10.10, , инфо
лохмандеи

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9403
 0,0956
0,23
EUR
1
43,7479
 0,2357
0,54

Курс обміну валют на вчора, 10:12
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5462  0,04 0,10 42,2262  0,03 0,08
EUR 43,3981  0,03 0,07 44,1527  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,9200  0,09 0,22 41,9400  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес