Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

proUA: РАО ЕЭС России идет на запад

Одним из самых нашумевших событий 2001 года в отечественно энергетической отрасли стал переход на параллельную работу электроэнергетических систем России и Украины. Мероприятию придало большой резонанс активное участие в нем не только компаний - производителей электроэнергии, но и высшего руководства Украины, включая Президента Л. Кучму.

О необходимости использования идентичных стандартов в энергосистемах для украинской экономики спорили и до сих пор продолжают спорить многие. Основным аргументом сторонников "электрического объединения" является относительная дешевизна российского электричества по сравнению с украинским. Это может стать существенной причиной снижения себестоимости продукции украинских предприятий, особенно в восточной Украине. Более того, с чисто технической точки зрения этот регион гораздо удобнее снабжать российской электроэнергией, чем украинской. Основной аргумент противников объединения энергосистем двух стран - способность украинских производителей электричества обеспечить страну без "помощи" восточных конкурентов. То есть, видимые плюсы от использования российской электроэнергии являются одновременно и минусами.

За всеми этими спорами как - то выпадает из поля зрения один важный вопрос: зачем это понадобилось, собственно, РАО ЕЭС России. Причем желание к объединению у российской энергетической монополии появилось, на первый взгляд, неожиданно и было реализовано в кратчайшие сроки. В течение лета в Киеве несколько раз побывали представители руководства компании, а окончательная договоренность была достигнута в августе на личной встрече Л. Кучмы с А. Чубайсом, главой РАО ЕЭС. По - видимому, ответив на вопрос о причинах столь сильного стремления российских энергетиков объединиться, мы сможем оценить реальные положительные и отрицательные стороны этого процесса для украинской экономики.

Как мы уже писали ранее, наиболее вероятной причиной желания унифицировать стандарты электроэнергетических систем России и Украины являются долгосрочные планы российских производителей электричества проникнуть на европейский рынок. По прогнозам экспертов в ближайшие несколько лет в Европе резко увеличится потребность в электроэнергии, в результате чего РАО ЕЭС имеет все шансы стать новым ГазПромом в Европе, сравнявшись с ним в финансовых объемах экспорта своей продукции. Однако для этого россиянам необходимо создать надежную систему передачи электричества на запад. Потенциально Украина является в этом наиболее привлекательным партнером, так как у наших энергосистем много общего, а изначально они создавались как единая энергосистема СССР. Неудивительно, что украинскому направлению было придано такое значение, а "пробиванием" объединения занималось высшее руководство российской компании.

Если общие планы РАО ЕЭС и роль, отводимая им Украине достаточно понятны, то о возможном влиянии таких глобальных изменений в электроэнергетике на экономику страны следует поговорить отдельно. Как всем известно, Украина сумела выйти из довольно существенного энергетического кризиса начала 90 - х путем резкого повышения тарифов на электроэнергию. В результате они стали, например, вдвое выше, чем в России. При этом в Украине большая часть электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях, где себестоимость производства ниже, примерно, на 36%, чем на ГЭС.

В России же удельный вес гидроэлектростанций в общем производстве электроэнергии на порядок выше, но цены на нее остаются ощутимо более низкими. Объединение энергосистем двух стран неминуемо поставит вопрос о необходимости СНИЖЕНИЯ тарифов в Украине, иначе отечественные энергопроизводители НЕ ВЫДЕРЖАТ конкуренции с востока. Конечно, имеется и другой путь, когда специальными решениями правительства могут быть ограничены объемы закупок электроэнергии в России. Но это представляется маловероятным в свете предстоящего вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию, а также будет противоречить общей политике украинских властей по уменьшению административных барьеров в экономических связях с Россией.

Другим аспектом является возможность для украинских производителей электроэнергии "въехать на плечах" РАО ЕЭС в Европу. Самостоятельная разработка таких действий для Украины не выгодна, поскольку потенциально мы не можем предложить такие же значительные объемы поставок, как россияне. Однако использование российских систем сбыта может принести украинской экономике дополнительные доходы за счет экспорта пусть даже небольших объемов электроэнергии.

Помимо того, Украина сможет получать дополнительные доходы от использования своих энергосистем для экспорта российского электричества в Европу. При условии реализации планов РАО ЕЭС в полном объеме, его объем может стать весьма значительным, что принесет немалую прибыль, в том числе, Украине.

Наконец, имеются и чисто политические факторы. Вхождение Украины в систему обеспечения Европы электроэнергией даст новый стимул для интеграционных процессов с европейскими странами. А участие украинских производителей повысит значимость украинской экономики в Европе в целом.

В общем, электрическая интеграция с Россией потенциально имеет гораздо больше положительных, чем отрицательных сторон для украинской экономики. Становится очевидным, что украинское правительство избрало путь содействия этому процессу. Непонятно одно: как это согласуется с неоднократно продекларированной многовекторностью украинской политики. Ведь такое объединение означает однозначную ориентацию Украины на Восток. Тем не менее, премьер - министр Украины А. Кинах заявил на пресс - конференции 16 октября, что он "поддерживает намерения Электроэнергетического совета СНГ начать параллельную работу энергосистем СНГ и Европы". Теперь все зависит от того, как мы сумеем распорядиться предоставляемым шансом, а не пойти по "газовому" пути сотрудничества с Москвой.

Сергей Ильин

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на 26.04.24, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на 26.04.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес