Фінансові новини
- |
- 14.11.24
- |
- 03:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Кабмин не может победить налоги
09:19 28.03.2008 |
В начале следующей недели правительство намерено обнародовать собственный проект Налогового кодекса. В течение месяца к нему будут приниматься предложения, и документ станут дорабатывать, после чего собираются подать на рассмотрение в Верховную Раду. Во всяком случае, именно такое поручение дается правительству президентским указом, вводящим в действие решение СНБО, посвященное улучшению налогового администрирования. Проведение налоговой реформы и как результат - принятие проекта Налогового кодекса значится одним из пунктов недавно утвержденной правительством бюджетной декларации на 2009 год. Без указания конкретных сроков принятия "налоговой конституции" об этом говорится и в проекте программы правительства. Очевидно, налоговая реформа не входила в ближайшие планы Кабмина. А потому указ Президента ускорить свои действия в этом направлении стал для него печальной неожиданностью.
Кому не грозят кардинальные пертурбации, так это малому бизнесу. Ликвидация упрощенной системы налогообложения не запланирована в правительственном проекте Налогового кодекса и точно не будет содержаться среди правок к бюджету - 2008. Юлии Тимошенко сейчас ни к чему искусственные конфликты. В 2005 году внезапная ликвидация единого налога бюджетным законом дорого обошлась тогдашнему правительству. Под давлением предпринимательского лобби упрощенную систему пришлось вернуть. Зато за Кабмином еще долго тянулась дурная слава душителя малого бизнеса. Сегодня в финансовом ведомстве рассматривается два подхода реформы этого вида налогообложения: первый - сохранить действующую систему. При этом не исключено, что для предприятий с маленьким оборотом ставки будут уменьшены: для юрлиц в два раза - с 10 до 5% (если предприятие не является плательщиком НДС) и с 6% до 3% (в случае уплаты НДС на общих основаниях). Для физлиц - предпринимателей министерство предложит уменьшить размер надбавки за каждого нанятого работника с 50 до 20%. Второй, менее перспективный вариант - замена упрощенной системы налогообложения налогом на вмененный доход - сложная форма дифференциации ставок в зависимости от объемов выручки.
Из хороших новостей: Минфин не намерен перенимать опыт прошлого правительства и ограничивать перечень видов деятельности и субъектов предпринимательства, на которых распространяется упрощенная система налогообложения. В частности, экс - министр финансов Николай Азаров планировал вычеркнуть из списка упрощенцев предпринимателей, которые предоставляют услуги бухгалтеров, аудита, консалтинга, а также торговцев ювелирными изделиями. Вместо этого правительство намерено сузить перечень видов операций, которые могут осуществляться упрощенцами. В частности, к таковым относятся экспортно - импортные операции. Кроме того, Минфин намерен ужесточить правила применения кассовых аппаратов для единоналожников.
Один правительственный проект кодекса у нас уже имеется - подготовленный отставленным Кабмином Виктора Януковича. Для экс - вице - премьера, министра финансов Николая Азарова наличие этого документа было едва ли не делом жизни. Однако мечтам Николая Яновича войти в историю как налогового реформатора не суждено было сбыться - политический кризис и грядущие парламентские перевыборы поставили крест на документе (его отозвали из парламента). Сегодня, по информации "k:", он активно дорабатывается его авторами с тем, чтобы составить достойную конкуренцию правительственному варианту.
В свое время Юлия Тимошенко жестко раскритиковала проект предшественников и пообещала представить свой, лучший вариант. Глава Минфина Виктор Пинзеник рискнул взять за основу вариант Николая Азарова, за что получил от премьера обидный упрек в плагиате. Юлия Тимошенко потребовала от главного финансиста страны эксклюзива (заменить его на любой другой уже подготовленный документ либо переписать "азаровский" до неузнаваемости). Приказом Минфина для этого также была создана рабочая группа, перед которой, правда, были поставлены еще более глобальные цели - подготовить концепцию реформирования налоговой системы. Однако Минфин не смог организовать ее работу на должном уровне, за две недели не состоялось ни одного конструктивного заседания, вопросы возникли и к составу этой группы, большая часть которых - чиновники Кабмина. В итоге в прошлую среду Виктор Пинзеник вынужден был вынести на рассмотрение Кабмина проект постановления об обновленном составе рабочей группы. Не исключено, что в последующем этот процесс возглавит первый вице - премьер Александр Турчинов.
Сроки разработки и подачи проекта кодекса серьезно затянуты, если правительство не подаст проект кодекса до конца мая, налоговая реформа автоматически перенесется на 2010 год. В августе начнется бюджетный процесс - 2009, а с начала следующего года - президентская кампания. И тогда всем точно будет уже не до налоговой реформы.
По информации "k:", в ходе дискуссии в правительстве вокруг перспектив налоговой реформы ключевыми станут два вопроса: пути реформирования НДС, а также изменение системы администрирования налогов. Первая тема вызовет наибольший резонанс. Точка зрения главы Минфина - забыть о глобальной реформе НДС, ограничившись мелким ремонтом его администрирования. В этом вопросе Виктор Пинзеник находит поддержку у председателя ГНАУ Сергея Буряка, а также (Пинзеник никогда не признает это лично) у экс - министра финансов Николая Азарова. Но такой вариант категорически отметает премьер, одним из ярчайших лозунгов предвыборной кампании которой была отмена НДС (и возможная замена его налогом с оборота), а также глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Сергей Терехин. Он уже заявил, что не пропустит через комитет налоговый кодекс, в котором будет сохранена действующая система НДС.
Аргументация депутата проста - нынешний налог полностью изжил себя, и если ситуация не будет кардинально изменена, в частности, если правительство не отменит налоговый кредит и механизм возмещения НДС, то до конца года, по его подсчетам, задолженность по НДС составит 10 - 15 млрд. грн. Отчасти эти прогнозы на днях подтвердил министр финансов, по информации которого с начала года сумма заявленного к возмещению НДС увеличилась, превысив 9 млрд. грн., а задолженность государства сократилась всего на 0,3 млрд. грн. В итоге правительство будет вынуждено пойти на крайне непопулярный шаг - выпуск очередной порции НДС - облигаций, как это было в 2004 году. Выход из тупика Сергей Анатольевич видит в одном - внедрении системы так называемого входного НДС, при которой этот налог фактически уплачивает конечный получатель товаров и услуг. Что автоматически ликвидирует механизм бюджетного возмещения.
Еще одна плоскость для конфликта по линии "Минфин - ГНАУ", и в конечном итоге "правительство - профильный парламентский комитет" - реформа налогового администрирования. Фискалы традиционно выступают за усиление собственных прав и возможностей, в частности, по проведению проверок, изъятию документов, доступа к информации, наложению штрафов и т.д. Сегодня в налоговой создана отдельная рабочая группа по подготовке предложений к проекту кодекса под кураторством Сергея Чекашкина, соавтора проекта кодекса Николая Азарова. В свою очередь, Виктор Пинзеник и Сергей Терехин позиционируют себя как налоговые либералы.
Наконец, не менее спорным по традиции будет и предполагаемое введение налога на недвижимость. Вероятнее всего, баталии будут разгораться не только вокруг целесообразности этого налога, но и ставок, а также базы налогообложения. Николай Азаров выступал против этой реформы, Виктор Пинзеник - за. Но чтобы добиться своего, главному финансисту страны предстоит преодолеть сопротивление народных избранников, которые вряд ли своими руками захотят вводить "налог для богатых". Предполагается, что владелец недвижимости, имеющий больше 200 м2 на семью, будет платить в среднем около 50 тыс. грн. налога в год., деньги пойдут на обустройство инфраструктуры соответствующего города или села. Как заявил "k:" министр по региональному строительству и развитию Василий Куйбида, сегодня механизм внедрения нового налога по поручению Минфина активно разрабатывает его министерство.
Основные положения налогового законодательства
Светлана Крюкова