Фінансові новини
- |
- 26.12.24
- |
- 09:39
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Кабмин обеспечит стране долги
09:11 30.11.2007 |
Еще не будучи вынесенным в сессионный зал, бюджетный законопроект уже был существенно откорректирован. Одной из серьезнейших правок, внесенных правительством в документ, стал пересмотр дефицита казны - его уменьшили с 18,9 млрд. грн. (2,34% ВВП) до 16,5 млрд. грн. (1,86% ВВП). В Кабмине подсчитали, что в следующем году доходы сводного бюджета могут составить на 19,3 млрд. грн. больше, нежели предполагалось в первой версии проекта бюджета - 2008. Отчасти наполнить казну позволит более высокий уровень инфляции (годовой прогноз роста цен увеличен с 6,8 до 9,6%). Кроме того, еще 3,6 млрд. грн., как ожидается, "дадут" налоговые новации, которые Минфин приложит к проекту бюджета - 2008. Тем не менее с повестки дня не снимается вопрос: откуда правительство намерено взять средства для латания запрограммированной бюджетной дыры? Кабмин надеется получить от приватизации 6,5 млрд. грн. Соответственно, как минимум, 10 млрд. грн. придется снова одалживать (надежды на то, что ФГИ выполнит спущенный ему приватизационный план, ничтожны).
Нынешнее правительство к такой перспективе относится положительно. Напомним, что одним из первых заявлений Николая Азарова на должности первого вице - премьера были сетования на неприлично низкий уровень государственного долга. Свои идеи о наращивании госдолга Николай Янович воплотил сперва в бюджетной резолюции, согласно положениям которой ключевым источником покрытия дефицита являются внутренние и внешние заимствования, а затем в бюджетном законопроекте.
Согласно последним оценкам Минфина, по результатам девяти месяцев 2007 года уровень государственного прямого и гарантированного долга к ожидаемому годовому объему ВВП составляет всего 11,6%, против 15% ВВП на конец 2006 года. На днях Азаров заручился еще одним аргументом в защиту своей позиции. По прогнозам агентства Fitch Ratings, в следующем году объем совокупного государственного долга по отношению к ВВП увеличится незначительно: если по итогам этого года указанный параметр составит 13,7%, то к началу 2009 - го - 13,8%. При том, что по международным стандартам критичным является отношение госдолга к ВВП на уровне 20%.
"Оранжевые" относятся к перспективе накапливания госдолга с точностью до наоборот. Во всяком случае, лидеры БЮТ и НУ - НС неоднократно ставили в упрек представителям экономического блока правительства неэффективную долговую политику. "Объем заимствований за последние два года формирует серьезную проблематику для будущих календарных платежей. При подготовке бюджета следующего года я категорически требую минимизировать дефицит национального бюджета - замену средств, одолженных на внутреннем и внешних рынках, ресурсами, которые мы можем добыть за счет рациональной фискальной политики", - увещевал Виктор Ющенко представителей Кабмина. По мнению руководителя группы советников главы Национального банка Валерия Литвицкого, Украине в следующем году необходимо принять бездефицитный бюджет, или хотя бы отказаться от его финансирования за счет внешних займов."Дефицит госбюджета не должен превышать размер ожидаемых поступлений от приватизации и уровень 1% ВВП. При этом средства от приватизации целесообразно направлять на развитие инфраструктуры, а не на финансирование социальных программ", - говорит эксперт.
В той же стилистике звучит критика и со стороны БЮТ. "Я вообще плохо отношусь к долгам. Работая на должности главы Минфина, я планировал покрытие дефицита за счет приватизации, а не увеличения долга. В 2006 году, например, дефицит должны были покрыть средства, оставшиеся от приватизации "Криворожстали", а занимать нужно было только для удешевления старых долгов", - рассказал в интервью "k:" экс - министр финансов Виктор Пинзеник, убеждая, что с каждым месяцем пребывания правительства Януковича у власти шансов влезть в "безвылазную долговую яму становится все больше". Оставаясь у власти, нынешнее правительство способно удвоить госдолг к 2010 году (он может вырасти до 188 млрд. грн.). Именно такая норма относительно уровня долга (20% ВВП) предусмотрена одобренным правительством прогнозом экономического развития. По подсчетам господина Пинзеника, ежегодные бюджетные расходы на обслуживание такого долга достигнут 15 млрд. грн.Впрочем, долговая политика "оранжевых" не менее спорна. Согласно тексту коалиционного соглашения, будущее правительство намерено, в первую очередь, провести инвентаризацию законодательно утвержденных обязательств государства с точки зрения возможности их финансового обеспечения.
Следующий шаг - удержание на экономически безопасном уровне долговых обязательств. С этой целью могут быть предприняты действия по оптимизации структуры госдолга с тем, чтобы уменьшить его обслуживание (в частности, пересмотрено соотношение внутренних и внешних заимствований. Напомним, что недавно председатель совета НБУ Петр Порошенко рекомендовал правительству сосредоточиться на выходах на внутренний долговой рынок). Теоретически новое правительство может пролоббировать сокращение текущих заимствований, пустив под нож некоторые социальные или инвестиционные программы. Однако от этого размер госдолга не уменьшится, а может, даже и возрастет. Дело в том, что БЮТ и НУ - НС договорились о переводе некоторых видов задолженностей в разряд государственных. В частности, речь идет о "старых" долгах предприятий жилищно - коммунального хозяйства перед энергетическим сектором, бюджетной задолженности по заработной плате, а также долгах перед вкладчиками Сбербанка СССР. По расчетам экспертов, такие действия могут повысить уровень госдолга по отношению к ВВП до 50%. Тем не менее полностью "легализировать" долги, которые во всем мире относятся к государственным, правительство не собирается. К таковым, к примеру, представители "оранжевого" Кабмина не собираются относить суммы займов, привлекаемых местными властями. При этом они намерены всячески стимулировать дальнейшую эмиссию долговых ценных бумаг на муниципальном уровне с целевым использованием средств на реализацию целей развития.
Финансовые аналитики уверены, что сейчас ни одна из политических сил, претендующих на право сформировать правительство, не способна обеспечить стране эффективную долговую политику. Но, пожалуй, хуже всего, что стратегия государства в этой сфере меняется с каждым приходом нового правительства. И в ближайшей перспективе изменить ситуацию шансов практически нет. Даже самые непримиримые оппоненты сейчас демонстрируют поразительное единодушие, когда речь заходит о законодательном закреплении долговой стратегии государства - главные политические силы попросту дружно игнорируют этот вопрос.
Светлана Крюкова