Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украина готовит себе очередной конфуз на Дунае.

09:55 20.08.2007 |

Економіка

На позапрошлой неделе Украина и Румыния утвердили план сооружения новой паромной переправы на Дунае, которая соединит Измаил (Одесская область) с румынским городом Тульча. Затишье вокруг этого проекта длилось с октября 2006 года. Тогда на выездном заседании парламентского комитета по транспорту и связи в Одессе обсуждался вопрос развития сети автодорог вокруг Черного моря, а глава подкомитета по водному транспорту Юрий Крук (ныне #77 в списке БЮТ) заявил, что "объединенные транспортные коридоры должны завершаться переправой Измаил - Тульча".

Специалисты всегда скептически оценивали экономическую целесообразность очередного "проекта века", коим является строительство автобана вокруг Черного моря. Впрочем, выгоду извлечь смогут, как минимум, отдельные предприятия. Это справедливо, например, для ОАО "Измаильский судостроительно - судоремонтный завод" (ИСРЗ), на базе которого планируется возвести паромный комплекс. Владельцем 66,86% акций предприятия является одесское ООО "Альфа - Инвест". Председателем наблюдательного совета компании до 11 октября прошлого года был Юрий Крук. Интересен и состав учредителей ООО "Измаильская паромная переправа", созданного в ноябре 2004 года с уставным фондом 23.700 грн. Среди них упомянутое ООО "Альфа Инвест" (35,5%) и Юрий Крук (17%, сын нардепа. - Ред.). Также соучредителями являются Андрей Абрамченко (17%), Анатолий Гайдаржи (25,5%) и Татьяна Шемшур (5%). Кстати директором ИСРЗ является Николай Шемшур.

О том, что этот проект все же будет реализован, стало известно 10 августа, когда был сделан мощный информационный выброс в СМИ. Во многих сообщениях говорилось о том, что под строительство отведен земельный участок в 20 га, планируемая мощность комплекса составляет порядка 10 тыс. автомобилей и около 150 тыс. т грузов в год. Вместе с тем причиной такой информационной активности стало якобы стремление мэра Измаила Георгия Дубенко затормозить этот "важный для всего человечества" проект. Дело в том, что 22 июня на сессии горсовета был поддержан вопрос о предоставлении в аренду на 49 лет участка в 2 га под строительство паромного комплекса (а не 20 га, как указали многие СМИ. - Ред.). При этом инвесторы должны были выделить на реализацию городских программ около 320 тыс. грн. Когда же документы попали на подпись мэру, выяснилось, что из обязательств инвесторов куда - то "девались" 200 тыс. грн. на программу "Дети на дорогах". Как поговаривают в Измаильской горадминистрации, это произошло не без участия одного из заместителей мэра, то ли по недосмотру, то ли по каким - то другим причинам.

Обвинения Дубенко в том, что из - за его действий инвесторы не получили разрешения на аренду земли и городской бюджет уже потерял "солидную сумму", тоже не выдерживают критики. За 2 га земли, примыкающей к стратегическому предприятию возле Дуная, городской бюджет будет ежегодно получать всего около 80 тыс. грн., то есть пока что "солидная сумма" потерь составляет около 8 тыс. грн. Не стоит забывать и о том, что получить на таких условиях землю невозможно без участия сильных покровителей.

Заявленная сумма вложений составляет около 1 млн. евро, хотя Украина в лице "Укравтодора" уже потратила практически аналогичную сумму. Одной из целей инициаторов возведения паромной переправы являлось строительство за бюджетные средства автомобильной дороги к Измаильскому СРЗ и около 3 км железной дороги. На сегодняшний день автотрасса уже построена, что обошлось "Укравтодору" в 6 млн. грн.

Правда, суть проблемы состоит не только в экономности инвесторов. В действительности проект переправы Измаил - Тульча является блефом. Даже если представить эксплуатацию наиболее экономичного паромного судна в виде баржи - площадки с буксиром - толкачом, имеющихся в Украине (или, в идеале, паромного судна - секции как, например, в Болгарии), то вряд ли этот проект себя оправдает. Расстояние между Измаилом и Тульчей составляет 30 км, время в пути около трех часов вниз по течению и около четырех часов вверх по течению. Аналогичный проект пытались реализовать несколько лет назад, организовав линию Рени - Тульча. Далее нескольких экспериментальных рейсов дело не пошло: тариф в $250 за перевозку одной фуры не прельстил "дальнобойщиков". Расстояние между Измаилом и Тульчей в полтора раза меньше, чем на линии Рени - Тульча. Посему тариф на этой линии должен быть на уровне $150 - 170. Но в Рени паромный комплекс был построен еще в советские времена. А в Измаиле в тарифе придется учесть еще и возврат инвестиций.

По большому счету, все прекрасно понимают, что эта линия вряд ли будет работать. В то же время благодаря госпрограмме поддержки этой паромной переправы ОАО "Измаильский судостроительно - судоремонтный завод" уже получил хорошую подъездную автодорогу, а если за государственные средства будет достроено и 3 км железнодорожных путей, этот завод может превратиться в небольшой порт. Дело в том, что причальные мощности, включая краны грузоподъемностью до 30 т, и глубины более четырех метров позволяют там заниматься перевалкой грузов. Судя по всему, это и есть основная скрытая цель создания переправы Измаил - Тульча.

Безусловно, паромная линия между Украиной и Румынией на самом деле нужна. Отсутствие прямого перехода в Одесской области в нижнем течении Дуная приводит к значительному перепробегу автотранспорта, направляющегося на Балканы из центральных и восточных областей Украины, а также из России.

Для едущих в районы Констанцы и Варны при наличии паромной переправы в районе Измаила можно сэкономить 250 км пробега и 5 - 6 часов на прохождение четырех пограничных переходов. При сокращении расстояния и времени на погранконтроль суммарный выигрыш по времени составит 10 - 12 часов. Но это не относится к линиям Рени - Тульча, Измаил - Тульча. Среднее время в пути составит четыре часа, плюс два часа на погранично - таможенные формальности. Это без учета времени ожидания парома и подъезда к Измаилу от трассы Одесса - Рени, на что минимум уйдет еще час - полтора. Итак, у "дальнобойщика" появляется выбор: потратить на паромный вариант семь - восемь часов и минимум $20 или ехать по привычному для них маршруту через Молдову (девять - десять часов в пути при расходе $80 - 100 на топливо).

Правда, существует третий проект паромной линии Орловка - Исакча, который был заблокирован еще в 1998 году. Орловка находится в месте выхода трассы Одесса - Рени к Дунаю посередине между Измаилом и Рени. Здесь еще с советских времен остались береговые объекты и съезды, предназначавшиеся для форсирования Дуная Болградской дивизией. Протяженность линии - 1 км, а время движения парома всего 15 - 20 мин. Суда могут отправляться каждый час. Стоимость перевозки одного грузовика составила бы всего $20 - 25. Этот проект был заблокирован на уровне местных властей и правоохранительных органов, несмотря на выполнение всех необходимых согласований вплоть до землеотвода. Ситуацию, почему не начал работать этот выгодный проект и делаются попытки реализовать заведомо провальные инициативы, несколько прояснил одесский экс - губернатор Сергей Гриневецкий. 19 мая после встречи с жителями Рени в статусе одного из лидеров Народной партии Литвина он в кулуарах заметил, что линия Орловка - Исакча и многие другие важные проекты в Придунавье не были реализованы по геополитическим причинам, а он как губернатор ощущал сильное давление Киева. И даже сейчас уже правительство Януковича отказалось от такого стратегического проекта, как строительство железной дороги из Измаила в Рени, который связан с Украиной через территорию Молдовы. Примечательно и то, что официальный Кишинев пока что никак не реагирует на развитие новой паромной переправы, видимо, не усматривая в нем никакой угрозы своим интересам.

Александр Арбузов

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9403
 0,0956
0,23
EUR
1
43,7479
 0,2357
0,54

Курс обміну валют на вчора, 10:12
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5462  0,04 0,10 42,2262  0,03 0,08
EUR 43,3981  0,03 0,07 44,1527  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,9200  0,09 0,22 41,9400  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес