Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Правительство уже начало расходовать свои финансовые накопления, чтобы обеспечить социальные выплаты

09:10 20.07.2007 |

Економіка

Устав от постоянных обвинений в свой адрес относительно неоправданного накопления средств на правительственных счетах, Минфин стал выдвигать контраргументы в свою защиту. "Растут расходы, значит, количество денег, обеспечивающих выплаты, тоже должно увеличиваться", - объясняют в главном финансовом ведомстве. Оппоненты же продолжают настаивать на том, что Кабмин умышленно придерживает финансы, чтобы выбросить их на ублажение электората в канун выборов.

С момента продажи "Криворожстали" данные по остаткам на Едином казначейском счету (ЕКС) стали тайной за семью печатями. Вернее, Госказначейство все так же регулярно отчитывается по этим данным, однако обнародованная информация все чаще вызывает скепсис у независимых экспертов. В январе экс - министр финансов Виктор Пинзеник заявил, что на момент прихода нового правительства в июне 2006 года на казначейском счету оставались более 14 млрд. грн., и этих денег вполне хватало бы на покрытие дефицита бюджета 2006 года. Его утверждения тут же опроверг заместитель министра финансов Сергей Рыбак, по словам которого остатки составляли лишь 1 млрд. грн. Да и то эти деньги принадлежали госпредприятиям, следовательно, правительство не имело права ими воспользоваться. Что интересно, по данным того же Государственного казначейства, среднедневное сальдо ЕКС в июне 2006 года составляло действительно около 14 млрд. грн., что явно не вязалось с официальной позицией Минфина.

Сейчас казначейство утверждает, что среднедневной остаток за июль - 12 млрд. грн. Но и эта информация оспаривается. По утверждению главы Совета НБУ Петра Порошенко, на 1 июля остатки на ЕКС составили 22 млрд. грн., включая средства, привлеченные правительством в июне. Петр Алексеевич делает из этого факта сразу два вывода. Первый - это несоответствие украинскому законодательству.

"Бюджетным кодексом предусмотрено, что остатки на казначейском счете не должны превышать 2% расходной части общего фонда госбюджета. Соответственно, они должны быть менее 1 млрд. грн.", - поясняет Порошенко. Правда в том, что законодательство действительно устанавливает лимиты. Статья 14 - 1 Бюджетного кодекса предусматривает 2% - ное ограничение по максимальному размеру остатков оборотной кассовой наличности. Кроме Бюджетного кодекса этот параметр закреплен и в статье 1 государственного бюджета на текущий год.

Зато, как утверждает пресс - служба Минфина, "действующим законодательством не определен предельный размер остатка средств на ЕКС, а значит, независимо от того, какой объем средств находится на Едином казначейском счете, он является законным и не нарушает ни Бюджетный кодекс, ни любое другое законодательство". Тот факт, что Минфин принялся активно оправдываться, да еще и не находит весомых аргументов, настораживает. Похоже, слова Петра Порошенко попали в цель. И соответственно, им были сделаны правильные выводы, что правительство готовится к выбросу этих денег во время предвыборной кампании и это может спровоцировать повторение ситуации конца 2004 года, когда аналогичные действия власти привели к инфляционному всплеску. Хуже всего то, что соответствующий процесс уже практически пошел.

Как известно, расходы бюджета планируются исходя из месячных доходов, предусмотренных бюджетным расписанием. И лишь кассовые разрывы покрываются за счет остатков на казначейском счету. По словам Виктора Пинзеника, по состоянию на 1 июня остатки на ЕКС - 26 млрд. грн. Доходы общего фонда бюджета за этот месяц, по данным Минфина, составили 9,3 млрд., или 100% от плана. Прибавим к этому $500 млн. (или 2,5 млрд. грн.), которые Минфин сумел занять на внешних рынках в конце июня, - получится 11,8 млрд. Ассигнования из общего фонда главным распорядителям составили 8,35 млрд. грн. Если прибавить к этому межбюджетные трансферты (около 4 млрд.), выйдет 12,3 млрд. грн. Даже если накинуть еще 1 млрд. на погашение долга, кредиты и т.д., то остатки за ЕКС должны были составлять около 24,5 млрд. Но, как уже говорилось, на 1 июля осталось лишь 22 млрд. Это может означать только одно - расходы финансируются вне бюджетного расписания.

Действительно, с 1 июня были повышены сразу несколько социальных стандартов. Речь идет о внедрении второго этапа Единой тарифной сетки. В результате этого, по мнению правительства, затраты из государственного бюджета на оплату труда должны вырасти на 4,2 млрд. грн. А в Секретариате Президента говорят, что подобная инициатива влечет за собой увеличение расходов минимум на 10 млрд. грн. Но в июне по сравнению с маем расходы бюджета на "социалку" сократились: по данным Госказначейства, в мае было открыто ассигнований на сумму 5,2 млрд. грн., тогда как в июне - 4,99 млрд. Следовательно, финансирование осуществляется за счет местных бюджетов. Но у последних явно нет таких средств, о чем говорили главы ряда облгосадминистраций и мэры городов. Правда, к концу июня жалобы прекратились, более того, местные советы увеличили расходы собственных бюджетов на миллионы гривен. К примеру, в конце июня Сумской горсовет увеличил расходную часть почти на 19 млн., из которых часть приходится на субвенции из госбюджета, а часть (дословно) - "расходы свободного остатка средств общего фонда".

При таком подходе могут оказаться правы члены Секретариата Президента, которые говорят, что до конца года денег на "социалку" может просто - напросто не хватить. Дефицит бюджета на этот год установлен в размере 17 млрд. грн. Приблизительно 1 млрд. будет равняться перевыполнение доходной части бюджета, если сохранится нынешняя тенденция. По оценкам Виктора Пинзеника, еще 2 млрд. даст приватизация. Итого останется погасить 14 млрд. В этом году заимствования планируются на уровне около 10 млрд. грн. Значит, 4 млрд. все равно придется покрывать за счет остатков на казначейском счету. Однако если остатки будут уменьшаться на 4 млрд. в месяц, их хватит только до ноября. Но это без сюрпризов в виде дополнительных нагрузок. Речь идет о решении Конституционного Суда, которым упраздняются положения закона о госбюджете, касавшиеся приостановки на 2007 год выплаты льгот, компенсаций и госгарантий для населения. По словам первого заместителя главы Секретариата Президента Александра Шлапака, подобное удовольствие обойдется казне не менее чем в 40 млрд. грн. И тогда денег хватит только на три месяца. Впрочем, нынешнему правительству больше и не требуется.

Наталия Воронецкая

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес