Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Особенности национального бюджета

11:35 06.07.2007 |

Економіка

Несмотря на отсутствие парламента, правительство не снижает темпов бюджетного процесса. Более того, премьер пообещал, что главную смету страны примут в сентябре. И главное - "социальные параметры будут более высокими, чем в 2007 году". Мол, экономика растет, значит, должны расти и социальные стандарты. Но пока бюджет не справляется даже с нынешним объемом финансирования расходных статей.

На днях Счетная палата опубликовала свои выводы о выполнении бюджета в первом квартале текущего года. Оказалось, что в первые три месяца из 24 субвенций, которые предусматриваются общим фондом госбюджета на этот период, местные бюджеты получили лишь 18. Правительство, стремясь исполнить социальные обещания, пожертвовало программой, которая была предметом ее особой гордости. Речь идет о субвенциях на социально - экономическое развитие регионов. В частности, Кабмин обещал выделить 53,4 млн. на реконструкцию тепловых сетей, о чем говорилось в постановлении #330 от 1 марта. Но механизм распределения средств по объектам был утвержден лишь в последние дни мая. То есть в первом квартале программа не выполнялась. По итогам же второго квартала Госказначейство показывает, что из 1 млрд. грн. бюджетное расписание на первое полугодие предусматривает выделение лишь 217, 5 млн., и якобы все эти деньги в июне уже перечислены в местные бюджеты. Однако, по словам мэра Запорожья Евгения Карташова, из 31 млн. грн. государственных субвенций на жилищно - коммунальное хозяйство города по состоянию на 27 июня не поступило ни копейки. "Пока все только на бумаге. Я общался с коллегами, такая ситуация во всех городах", - говорит Карташов.

Впрочем, головокружительное повышение социальных стандартов привело к тому, что в казне уже не хватает средств не только на капитальные расходы, но и на те же социальные программы. Субвенции на приобретение расходных материалов для больниц и лабораторий местным органам власти обещали еще в феврале. Но соответствующее постановление Кабмин утвердил лишь в конце марта, и 5,3 млн. в первом квартале медучреждения так и не увидели. Также не поступили 1,2 млн. грн. в областной бюджет Киевской области на проведение эксперимента "Деньги ходят за ребенком", которые правительство обещало выделить в январе. Порядок распределения этих средств был утвержден, как повелось, лишь в апреле. Соответственно, по состоянию на 1 июля из обещанных 25 млн. грн. по этой программе было перечислено лишь 3,5 млн., или 14% годового финансирования. Видимо, остальные деньги придут только в конце года. Дальнейший сценарий известен: средства не успеют освоить, и они вернутся в бюджет.

Примечательно, что, повышая зарплаты медикам и учителям путем внедрения второго этапа Единой тарифной сетки, Кабмин умышленно задерживает выплаты по погашению задолженности перед этими категориями бюджетников. Так, бюджетом предусмотрено предоставление местным властям субвенций на реструктуризацию задолженности по зарплате перед работниками учебных заведений на сумму 535,8 млн. грн. Изначально предполагалось, что 268 млн. поступят в марте, но о необходимости распределить эту сумму Кабмин вспомнил лишь 21 марта. В итоге до 1 апреля субвенции были предоставлены не в полном объеме, а местные власти успели провести выплаты лишь на 1,3 млн., или 0,6% от запланированных сумм.Не лучше обстоят дела и с пособиями из специального фонда бюджета. Из четырех субвенций, предусмотренных на первый квартал, местные бюджеты получили только две. В денежном эквиваленте это около 25% от запланированного квартального объема, или 3,3% от годовых расходов по таким программам. Так, в ст. 40 бюджета на 2007 год предусматривалось, что за счет специальной надбавки к действующему тарифу на природный газ местным советам будет предоставлена субвенция на мероприятия по энергосбережению, ремонту и реконструкции объектов газовой и тепловой инфраструктуры. В первом квартале регионы должны были получить 144,5 млн. От самой надбавки в госбюджет в течение первого квартала поступило 234,7 млн. грн., но местным бюджетам из этой суммы так ничего и не перепало. Опять - таки, порядок распределения средств Кабмин утвердил лишь в конце апреля. Кстати, по данным Госказначейства, и во втором квартале по этой программе не было выделено ни копейки, хотя предусматривалось 329 млн. Можно не сомневаться, что деньги в виде надбавки были собраны, а вот куда они подевались - вопрос открытый.

Не менее загадочно выглядит недополучение местными бюджетами средств на ремонт помещений управлений труда и социальной защиты. Дело в том, что субвенции по этой программе предусматривались за счет займа Всемирного банка в рамках программы "Усовершенствование системы социальной помощи". В январе - марте на эти цели предполагалось выделить 7,6 млн., но денег городские и районные управления труда так и не увидели. По итогам двух кварталов предполагалось выделить уже 22,5 млн., но, по данным казначейства, на 1 июля финансирование по этой программе открыто не было. И это при том, что кредит в размере $99,4 млн. ВБ предоставил еще в 2005 году.

Впрочем, если субвенции местным советам худо - бедно, но финансируются, то программы кредитования экономики, о которых так много говорилось при принятии бюджета, видимо, вообще решено проигнорировать. По итогам первого квартала в запланированных объемах выполнена только одна программа из семи. Кредитование операций по финансовому лизингу сельхозтехники было проведено в пределах 45% от плана. Не было начато кредитование сразу по трем программам: предоставления кредитов фермерским хозяйствам (3,9 млн.); развития системы кадастра (200 тыс.) и создания негосударственного пенсионного фонда для работников бюджетной сферы (1,3 млн.). Кстати, МинАПК мало того, что недофинансировало финансовый лизинг, не выполнило и все остальные свои кредитные программы. Возвращение кредитов фермерскими хозяйствами за первый квартал составило 700 тыс. грн. Согласно закону на эту же сумму должно было быть осуществлено перекредитование, но министерство просто "зажало" эти деньги. Аналогичная ситуация и с возвращением средств, ранее предоставленных на формирование продовольственного резерва, - вернули почти 23 млн., но на рефинансирование ушло лишь около 500 тыс. грн.

Похоже, Кабмин прекрасно понимает, что в этом году аграрные программы кредитования выполняться не будут. Так, 20 июня принято постановление, согласно которому неиспользованные средства по программам агрокредитования по итогам 11 месяцев Минагрополитики может перераспределить по регионам. Но вот кому нужны эти деньги в конце декабря?Не выполнена по итогам первого квартала еще одна "инвестиционная" программа. Речь идет о предоставлении кредитов на реализацию инвестиционных и инновационных проектов. За первые три месяца планировалось, что бизнес освоит 30 млн. грн. в рамках такой поддержки. Но конкретный механизм кредитования должно было разработать Агентство по инвестициям и инновациям. Чем оно занималось четыре месяца - непонятно, но соответствующий приказ был подписан лишь 3 мая. В результате финансовые ресурсы в размере 283,4 млн., которые были в наличии еще по итогам прошлого года, в качестве кредитов до сих пор никому предоставлены не были.

Как видим, правительство довольно успешно (на четыре - шесть месяцев) сумело отложить финансирование ряда бюджетных программ. Сколько это позволило сэкономить, подсчитать достаточно сложно, ясно только, что речь идет о девятизначных суммах. Заместитель главы Секретариата Президента Виктор Бондарь считает, что увеличение социальных выплат может привести к нехватке средств для зарплат и пенсий. Мол, в бюджете на эти цели недостает порядка 5 млрд. Однако в правительстве на такие заявления реагируют спокойно - видимо, нужную сумму за первое полугодие чиновники уже сэкономили.

Виктория Пода

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6650
 0,2378
0,60
EUR
1
43,0802
 0,3253
0,76

Курс обміну валют на вчора, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5156  0,08 0,21 40,0389  0,05 0,11
EUR 42,8267  0,08 0,19 43,5678  0,06 0,14

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7900  0,13 0,34 39,8300  0,16 0,40
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес