Фінансові новини
- |
- 03.12.24
- |
- 22:27
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Обзор отечественного рынка энергоносителей
09:58 17.04.2001 |
На отечественном рынке нефтепродуктов цены на дизтполиво в апреле прекратили падать. А со второй половины апреля, по мнению специалистов, их уровень даже может повыситься, причем как на дизтопливо, так и на бензины.
За 2000 г. в Украине по сравнению с предыдущим годом произошло сокращение экспорта как сырой нефти, так и нефтепродуктов. Экспорт нефти в 2000 г. составил примерно 270 тыс. т - пятую часть экспорта в 1999 г. Экспорт нефтепродуктов сократился на 30 проц. и превысил в 2000 г. 2160 тыс. т. Экспорт бензинов моторных составил лишь 20 проц. от уровня 1999 г., дизельного топлива и мазута - около 30 проц. В 2000 г. среднегодовой уровень цен при экспорте из Украины составил на: нефть - 140 долл./т, бензины моторные - 255 долл./т, дизельное топливо - 270 долл./т, мазут - 130 долл./т против среднегодового уровня экспортных цен в 1999 г.: нефть - 95 долл./т, бензины моторные - 135 долл./т, дизельное топливо - 125 долл./т, мазут - 80 долл./т.
При этом структура экспорта ГСМ из Украины в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом не изменилась. В основном экспортировался мазут - немногим более 80 проц. Экспорт дизельного топлива составил 16 проц. и совсем ничтожной была доля бензинов моторных - 1 - 2 проц. Нефть из Украины в 2000 г., как и в 1999 г., экспортировалась, в основном, в Польшу и в третьи страны через фирмы, зарегистрированные в Ирландии. Однако, по сравнению с 1999 г. в 2000 г. доля поставок в третьи страны сократилась с 97 до 41 проц. Доля поставок нефти в Польшу, наоборот, возросла с 2 до 31 проц.
Соответственно, с начала этого года украинские нефтеперерабатывающие заводы значительно увеличили свою долю на рынке нефтепродуктов по сравнению с прошлым 2000 годом, вытеснив с него часть импортеров. По данным Министерства экономики, в январе - феврале НПЗ увеличили переработку нефти на 58,9 проц. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года до - 1 349,9 тыс. тонн. При этом с 1 января по 27 марта доля НПЗ на рынке бензина возросла в 2 раза по сравнению с прошлым годом, до 80 проц., или 458 тыс. тонн, доля импорта сократилась в 3 раза до 20 проц., или 122,6 тыс. тонн. Доля НПЗ на рынке дизельного топлива возросла по сравнению с прошлым годом до 53 проц., или 576,2 тыс. тонн. При сокращении доли импорта до 47 проц., или до 343,9 тыс. тонн.
Очевидно, что стремление украинских производителей увеличить свою долю на рынке было одной из причин происходившего в феврале - марте постепенного снижения цен на нефтепродукты. Сегодня наиболее активно действует на рынке "ТНК - Украина", владеющая вторым по величине в стране Лисичанским нефтеперерабатывающим заводом. (В 1999 - 2000 гг. государство продало 3 из 6 нефтеперерабатывающих заводов под обязательства о поставках нефти.) В частности, в этом году Тюменская нефтяная компания, по условиям покупки завода, должна поставить на Лисичанский НПЗ 4 млн. тонн нефти, "ЛУКойл" обязался завезти на Одесский НПЗ не менее 2,4 млн., "Казахойл" должен поставить на Херсонский НПЗ 1,8 млн. тонн нефти.
Кроме того, в конце января - начале февраля импортеры ожидали отмены налогов на импорт топлива. Соответственно, на февраль пришелся пик импорта дизельного топлива, который составил 159,5 тыс. тонн. Как известно, налоги были отменены, и с 20 февраля закон, отменяющий НДС, акциз (30 евро/тонна) и пошлину (1,5 евро/тонна) на импорт дизтоплива с 1 февраля по 1 октября, вступил в силу. Впрочем, соответствующие изменения в налоговые законы внесены все же не были. И льготы остались исключительно на бумаге. Во всяком случае, таможенники попросту отказались применять эти льготы и пропускать без внесения указанных платежей импортируемое топливо. В результате в марте 2001 г. на оптовом рынке нефтепродуктов Украины произошло снижение цен на все виды топлива. Так, уровень цен предложений в оптовой торговле на рынке бензина А - 95 и А - 76 снизился в среднем на 50 - 150 грн./т, или на 2 - 7 проц., и составил на конец марта 2001 г.: бензин А - 95 - 2010 - 2400 грн./т, А - 76 - 1650 - 1850 грн./т. В то же время на рынке бензина А - 92 произошло снижение уровня цен предложений в оптовой торговле в среднем на 100 - 300 грн./т, или на 5 - 15 проц. И в результате на конец марта он составил - 1800 - 2000 грн./т. Уровень цен на дизельное топливо снизился в среднем на 90 - 130 грн./т, или на 5 - 7 проц. и составил на конец марта - 1600 - 1800 грн./т.
Однако уже в марте, после того, как таможня отказалась предоставлять льготы, импорт дизельного топлива сократился до 93,3 тыс. т. К тому же снижение цен сделало импорт явно невыгодным. И на фоне возросшего спроса на дизтопливо для проведения весенне - полевых работ снижение "топливных" цен по рынку в целом прекратилось. С начала апреля оптовые цены на дизельное топливо не изменились, снова прервав длившуюся с января постепенную тенденцию к снижению: по словам трейдеров, цены на дизтопливо остались на уровне 1540 - 1620 грн/т.
Между тем цены на бензин продолжают снижаться. Причина - сохранение невысокого спроса, так как сезон активного потребления нефтепродуктов еще не начался. В течение первой недели апреля цены на бензин А - 76 снизились на 1 - 2 проц. с 1640 - 1680 до 1610 - 1680 грн./т, на А - 92 - с 1820 - 1860 до 1800 - 1860 грн./т, на А - 95 - с 2020 - 2080 до 2000 - 2080 грн/т. Всего же с начала года цены на дизельное топливо снизились на 12 - 15 проц., цены на бензин А - 76 упали на 7 - 9 проц. Стоимость бензина А - 92 и А - 95 с начала года снизились на 3 - 5 проц.Исходя из конъюнктуры на европейском рынке, расчетный уровень цен при поставках нефтепродуктов в Украину во второй декаде апреля 2001 г. на условиях поставки DAF граница Украины составляет на А - 95 - 290 - 300 долл./т, А - 92 - 280 - 290 дол./т, А - 76 - 240 - 250 долл./т, дизельное топливо - 220 - 240 долл./т. С учетом уровня цен при импорте, можно прогнозировать, что расчетный уровень цен на импортные нефтепродукты (с учетом всех платежей, с доставкой потребителю) на внутреннем рынке Украины в оптовой торговле во второй половине апреля 2001 г. может составлять: А - 95 - 2450 - 2550 грн./т, А - 92 - 2350 - 2450 грн./т, А - 76 - 2100 - 2200 грн./т, дизельное топливо - 1850 - 2000 грн./т. А сопоставляя текущий фактический уровень цен предложений в оптовой торговле на внутреннем рынке нефтепродуктов Украины и расчетный уровень цен на ГСМ, поставляемых по импорту, можно также предположить, что со второй половины апреля уровень цен на внутреннем рынке Украины может повыситься на бензины на 50 - 150 грн./т, на дизельное топливо - на 20 - 50 грн./т.
Впрочем, изменение цен будет во многом зависеть от развития ситуации вокруг закона о льготах импортерам дизтоплива. Сегодня Кабмин пытается добиться отмены этих льгот импортерам. Причем один раз это предложение уже было вынесено в сессионный зал. Однако Верховная Рада не приняла его, хотя, как мы уже писали, многие народные депутаты, во всяком случае незаинтересованные лично, прекрасно осознают несуразность предоставленных по импорту дизтоплива льгот и тяжесть последствий такого шага для отечественных НПЗ и внутреннего рынка нефтепродуктов.