Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Призрачные перспективы Украины в Евро-Азиатском нефтетранспортном коридоре

09:45 17.04.2001 |

Економіка

Основные нефтетранзитные магистрали, проходящие по территории Украины, транспортируют российскую нефть. Однако с каждым годом объемы поставок и транзита нефти из России сокращаются - по сравнению с 1990 в 2000 году поток российской нефти сократился в 6 раз. Стремление уменьшить зависимость Украины от российского нефтетранзита заставило украинское правительство искать альтернативные пути нефтепоставок. Так возникла идея присоединения Украины к Евроазиатскому нефтетранспортному коридору (ЕАНТК). С этой целью еще в начале 90 - х годов и началось строительство нефтетерминала "Южный" (г. Одесса) и трубопровода Одесса - Броды.

Но и Европейский союз ищет возможность диверсификации поставок нефти, так как его собственные топливные ресурсы не покрывают потребностей всех входящих в него стран. А в 2000 году потребление нефти в Европе возросло приблизительно на 2% по сравнению с 1999 годом. И ЕАНТК оказался одним из ключевых направлений европейской нефтяной политики.

Сегодня каспийская нефть транспортируется в Европу по нефтепроводам Баку (Азербайджан) - Новороссийск (Россия) и Баку - Супса (Грузия). Они поставляют азербайджанскую нефть в объеме 0,1 млн. барр. в сутки каждый. Помимо этого, по нефтепроводу Атырау (Казахстан) - Самара (Россия) ЕС получает казахскую нефть в объеме 0,2 млн. барр. в сутки. Однако эти объемы составляют лишь незначительную долю от потребностей ЕС в углеводородах.

Для увеличения объемов поставок каспийской нефти в 1995 г. дополнительно был введен в эксплуатацию азербайджано - грузинский железнодорожный коридор - ТРАСЕКА. Кроме того, в Каспийском регионе в марте 2001 года был введен в эксплуатацию мощный российский экспортных трубопроводов Тенгиз - Новороссийск. Продолжается строительство иранской магистрали Нека - Рей (будет введена в эксплуатацию в 2002 г.).

Впрочем, запасы нефти в Каспийском регионе намного превышают пропускные возможности существующих и достраивающихся нефтепроводов. Так, по оценкам экспертов, коммерческие запасы нефти на Каспии составляют 30 млрд. т, а прогнозируемые - около 100 млрд. т. Лишь в Казахстане на месторождениях Тенгиз и Кашаган запасы нефти оцениваются в 7 млрд. т.

Следовательно, страны Каспийского региона могут увеличить объем поставок нефти (в том числе из новых месторождений) только после ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей транспортной системы. И именно это дает Украине надежду на возможность участия в транспортном коридоре.

По утверждению председателя правления магистрального нефтепровода "Дружба" Любомира Буняка, нефтепровод Одесса - Броды будет введен в действие в середине 2001 г. (на сегодняшний день построено 90% трубопровода). Украинская магистраль станет продолжением одного из двух основных проектов транспортирования каспийской нефти (Баку - Супса). По словам экспертов, одним из свидетельств в пользу успеха реализации данного проекта является тот факт, что нефтепровод Одесса - Броды практически построен, в то время как альтернативные транспортные пути (турецкий, румынский, болгарский и российский) находятся лишь в стадии экономико - технической разработки. Плюс к этому, будучи вдвое короче, трубопровод Одесса - Броды позволяет существенно снизить цену транспортировки. Так, путь нефти через Джейхан и Босфор в Европу составляет 9,3 тыс. км, стоимость перекачки 1 тыс. тонн нефти - $28,9. А через Украину и Польшу - соответственно 4,7 тыс. км и $20,4.

Таким образом, каспийская нефть, которая может пойти в Европу через Украину по нефтепроводу Одесса - Броды, будет иметь достаточно конкурентоспособную цену по сравнению с традиционной для Европы ценой нефти с Ближнего Востока. Таково было первоначальное обоснование перспектив Украины в плане интеграции в Евро - Азиатский нефтетранспортный коридор.

Однако изменение конъюнктуры на каспийском рынке нефтетранзита существенно пошатнуло позиции Украины как транспортного узла ЕАНТК.

Украинский проект продолжения Евроазиатского транспортного коридора встретил ожесточенное сопротивление со стороны заинтересованных государств - участников европейского нефтетранзита.

По мнению государственного эксперта Национального института проблем международной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины Андрея Мишина, строительство нефтетерминала в Южном и нефтепровода Одесса - Броды, "включило Украину в конкурентную борьбу за схемы транспортировки каспийской нефти в Европу с Турцией, Болгарией, Румынией и Россией".

Турция уже на протяжении нескольких лет лоббирует собственный путь транспортировки "большой" каспийской нефти по линии Баку - Джейхан. Дело в том, что в результате эмбарго на торговлю с Ираком, нефтяной терминал в Джейхане (построенный для перевалки иракской нефти в 1977 г.), пропускной способностью 100 млн. т, в данное время практически бездействует. Поэтому Турция остро нуждается в его загрузке каспийской нефтью. Кроме того, проект транспортировки нефти через Джейхан, в качестве альтернативы иранскому и российскому путям нефтетранзита, поддерживается США (Турция является членом НАТО и стратегическим союзником Вашингтона в Малой Азии). А это достаточно веское основание для Анкары надеяться на финансовое участие американских компаний в проекте.

Турция не была лишена оснований для оптимизма относительно успеха своего проекта Баку - Джейхан. Если ранее администрация Била Клинтона политическими методами пыталась провести данный проект, то с приходом к власти в США республиканцев трубопровод Баку - Джейхан обрел реальные очертания.

Так, в конце февраля 2001 года крупнейшая американская нефтяная компания Chevron заявила о своей готовности присоединиться к Спонсорской группе по строительству основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку (Азербайджан) - Джейхан (Турция). Напомним, что Chevron является основным разработчиком казахстанского месторождения Тенгиз (потенциал - около 7 млрд. т), запасы которого и составляют основу так называемой большой каспийской нефти.

Известно, что вокруг Каспия сосредоточены интересы ведущих операторов мирового нефтерынка. Прежде всего США и России. Госдепартамент США активно поддерживает проект строительства нефтепровода Тенгиз - Баку - Джейхан в противовес российским проектам. В свою очередь РФ лоббировала строительство нефтепровода Тенгиз - Новороссийск - Бургас. Таким образом, главный спор между Россией и США был сконцентрирован вокруг маршрутов казахстанских нефтепоставок.

Экономическая состоятельность обоих проектов возможна лишь при условии, что через него пойдет казахская нефть из месторождений Тенгиз и Кашаган. Азербайджане собственной разведанной нефти явно недостаточно, чтобы в полном объеме загрузить трубопровод Баку - Джейхан. (В конце прошлого года Азербайджан оказался не в состоянии обеспечить загрузку трубопровода Баку - Новороссийск).

Как считают аналитики российского Института СНГ, Казахстан в силу ограниченности собственных финансовых возможностей не может освоить свои участки Каспийского шельфа без привлечения крупных иностранных инвесторов. Таким образом, добыча нефти на основных месторождениях Каспия оказалась под контролем западных компаний.

Наблюдатели отмечают, что после того, как транснациональные нефтяные компании (НК) закрепились на каспийском нефтерынке, они перешли к решающей фазе реализации своей стратегии - созданию маршрута транспортировки "большой каспийской нефти" в обход России - их основного конкурента.

Еще летом 2000 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявлял об отказе его государства участвовать в проекте Баку - Джейхан и настаивал на увеличении поставок казахской нефти в Россию и Украину. Однако "под давлением инвесторов, - считает эксперт Национального института проблем международной безопасности Рустем Жангожа, - казахстанское руководство было вынуждено пересмотреть свое отношение к реализации проекта нефтепровода Баку - Джейхан".

В конце февраля этого года по сообщению российского ИА Media - Press, во время встречи президентов Грузии и Казахстана, казахстанский лидер подчеркнул, что собирается оказывать политическую поддержку проекту нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. По информации казахстанского ИА "Хабар", Астана выразила готовность транспортировать по данному трубопроводу ежегодно около 20 млн. т нефти.

Как считает бывший специальный представитель президента и госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Каспия Элизабет Джонс, присоединение Астаны к магистрали Баку - Джейхан значит, что основной поток каспийской нефти пойдет на мировой рынок именно по трубопроводу Баку - Джейхан. И по прогнозам экспертов Интернет - агентства "Транскаспий", уже к 2008 году объемы казахстанских поставок по этому нефтепроводу возрастут до 60 млн. т/год.

Элизабет Джонс считает, что участие компании Chevron в Спонсорской группе строительства ОЭТ Баку - Джейхан ускорит аккумулирование средств для завершения строительства трубопровода, которое запланировано на 2004 год. (В настоящее время в Спонсорскую группу по строительству ОЭТ Баку - Тбилиси - Джейхан входят британские компании British Petroleum и Ramco, американская Unocal, норвежская Statoil, японская Itochu, турецкая Turkish Petroleum, азербайджанская Socar и Delta Hess из Саудовской Аравии). Таким образом, по мнению экспертов, через три года основной поток "большой каспийской нефти" будет проходить в обход восточноевропейских нефтетранспортных коридоров.

Тем не менее, России все же удалось увеличить объемы гарантированных поставок казахстанской нефти для загрузки собственных нефтепроводов. Так, после подписания соглашения об энергетическом сотрудничестве между РФ и Казахстаном в начале этого года Москва увеличила квоту на прокачку казахстанской нефти по российским трубопроводам с 14 млн. т в 2000 г. до 15,8 млн. т в 2001 г. Плюс к тому, по словам вице - премьер - министра РФ Виктора Христенко, в систему прокачки каспийской нефти из Казахстана, кроме трубопровода Атырау - Самара, войдет Балтийский трубопровод. Строительство последнего россияне планируют завершить к концу 2001 года. Таким образом, Казахстан увеличит объемы транзита своей нефти по российской территории на Запад в обход Украины.

В конце марта 2001 года был сдан консорциумом "Каспийский трубопровод" в эксплуатацию 1580 - километровый нефтепровод Тенгиз - Новороссийск.

Как считают эксперты, реализация данного проекта представляет собой первоначальную победу России в борьбе за сферы влияния на Каспии. Однако, по мнению английского эксперта по Каспию Дж.Доббса, эта победа может оказаться временной. Мощность трубопровода составляет 560000 баррелей/сутки впоследствии она будет увеличена примерно до 1,5 млн. баррелей/сутки, что станет существенной добавкой к суммарным потребностям мировых рынков в нефти, выражающимся цифрой около 75 млн. баррелей/сутки.

Однако этот нефтепровод не исчерпывает все объемы транспортировки каспийской нефти.

В настоящее время изучается несколько крупных проектов реконструкции и строительства казахстанско - российских трубопроводов: Аксай - Большой Чаган - Атырау - Самара для транспортировки нефти из месторождения Карачаганак и нефтепровода Кенкияк - Атырау - Самара, который позволит экспортировать углеводороды из месторождений Актюбинской области.

Альтернативу украинскому проекту нефтепровода предлагает и Болгария, планирующая задействовать для приема танкеров с казахской и азербайджанской нефтью терминал в районе Бургаса (нефть из Бургаса поступает через территорию Македонии в албанский порт Влера, а оттуда - в Европу). Болгарский путь каспийской нефти тоже поддерживается США - американские компании (Шеврон, Ексон - Мобил и др.) изъявили желание участвовать в данном проекте. Таким образом, казахско - российско - болгарско - греческий проект нефтепровода является привлекательным для инвестиций ведущих операторов мирового нефтерынка, что будет способствовать его успешной реализации.

Первый шаг к реализации данного проекта был сделан в конце марта 2001 года. Правительство России заявило, что достигнуто соглашение между РФ, Грецией и Болгарией о совместной реализации проекта нефтепровода Новоросийск - Бургас - Александруполис. Из месторождения Тенгиз (Казахстан) нефть по трубопроводу пойдет на терминал Новороссийска, далее танкерами перевозится в порт Бургас (Болгария) откуда направится по нефтепроводу на Адриатическое побережье в порт Александруполис (Греция) - танкерами на мировые рынки.

По информации ИА "Прайм - ТАСС", посол Греции в Москве Димитриос Кипреос заявил, что в скором времени Россия, Греция и Болгария намерены создать "Трансбалкан Ойл Компани", которая и будет контролировать нефтетранспортный коридор Новоросийск - Бургас - Александруполис.

Помимо этого, существует также совместный румынско - российский проект (при участии ЛУКОЙЛ) транзита каспийской нефти из порта Новороссийск через нефтетерминал Констанци со следующей ее реализацией в Европу по строящемуся нефтепроводу Констанца (Румыния) - Триест (Италия).

Кроме того, Россия ускоренными темпами сооружает нефтепровод Суходольная - Родионовская, который даст возможность прокачивать нефть из магистрального нефтепровода "Дружба" в обход Украины.

По словам президента российской компании "Транснефть" Семена Вайнштока, строительство нефтепровода Суходольная - Родионовская завершиться уже к концу 2001 года. В настоящее время получено уже 203 км. труб из 259 необходимых. Также ведется закупка оборудования для насосных станций. Как заявил С.Вайншток, целью данного проекта является получение приемлемой стоимости транспортировки нефти, а также независимость в данном вопросе от украинских властей.

Впрочем, ЕС, по крайней мере на официальном уровне, пока не спешит отдавать предпочтение тому или иному проекту транспортировки каспийской нефти в Европу. Глава Еврокомиссии Романо Проди заявил, что "новые трубопроводы - дело частных компаний, и Евросоюз не будет в это вмешиваться".

До недавнего времени Украина надеялась поучаствовать в транспортировке каспийской нефти. Ранее украинское правительство рассчитывало на то, что сможет загрузить нефтепровод Одесса - Броды за счет азербайджанской нефти. Однако после того, как Баку оказался не в состоянии обеспечить поставками российскую магистраль Баку - Новороссийск, основные надежды украинского правительства были возложены на казахстанскую нефть. И не безосновательно.

Так, еще в конце 2000 года компания "Казахойл" (коммерческий агент Казахстана на мировом нефтерынке) заявила о готовности в несколько раз увеличить объемы поставок нефти в Украину. Такое намерение казахской НК было связано с тем, что Астана проявляла повышенный интерес к украинским НПЗ - Дрогобычской "Галичине" и Надвирнянскому "Нефтехимику Прикарпатья". А глава Фонда госимущества Украины Александр Бондарь в конце прошлого года заявил, что был бы рад участию "Казахойла" в тендере по приватизации этих заводов ("Казахойл" уже является владельцем контрольного пакета акций Херсонского НПЗ).

По мнению экспертов журнала "Компаньон", "Казахойл" намеревался выйти на украинские рынки оптовой и розничной торговли нефтепродуктами. По словам президента "Казахойла" Нурлана Балгимбаева, НК "рассматривала планы диверсификации поставок нефти в Европу". И в этих планах фигурировал нефтепровод Одесса - Броды - Гданьск. Но, как заявил г - н Балгимбаев, "этот нефтепровод интересует казахскую сторону только вместе с Дрогобычским и Надвирнянским НПЗ".

Однако в конце февраля 2001 года Дрогобычский НПЗ и российская НК "ЛУКОЙЛ" достигли соглашения о стабильных поставках в 2001 году сырой нефти на завод. Агентство отмечает, что российская НК таким образом фактически стала приоритетным покупателем данного НПЗ. Тем самым возникло сомнение в том, что "Казахойл" сможет приобрести государственный пакет акций Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода, следовательно - загрузить казахстанской нефтью трубопровод Одесса - Броды.

Фактически планы участия Украины в Евроазиатском нефтетранспортном коридоре оказались на грани срыва. Для того, чтобы быть рентабельным, нефтепровод Одесса - Броды - Гданьск должен пропускать 9 млн. т нефти в год. А такой загруженности можно достичь только при условии поставок из казахстанских месторождений, так как Азербайджан сможет предоставлять не более 0,1 - 0,2 млн. т/год, а других потенциальных нефтеисточников для данного трубопровода Украина пока не имеет.

И все же украинское правительство не проявляют активности в привлечении поставщиков углеводородов для транспортировки по украинской нефтяной магистрали. Так, по информации ИА "Українськi Новини", во время визита в Баку спикер Верховной Рады Украины Иван Плющ отметил низкую деловую активность украинских нефтяников в каспийском регионе.

Пассивность украинского руководства и бизнеса может привести к тому, что трубопроводная магистраль Одесса - Броды из - за отсутствия гарантированных нефтепоставок в 9 млн. т/год окажется не загруженной для рентабельной работы. И еще недостроенный нефтепровод превратится в изначально убыточное предприятие.

Единственной европейской страной, прямо заинтересованной в участии Украины в транспортировке каспийской нефти, является Польша, поскольку украинский нефтепровод Одесса - Броды предполагает продление трубы по польской территории в страны ЕС (Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск).

Но Польша сегодня - кандидат на вступление в ЕС, и поэтому Украине придется фактически самостоятельно конкурировать на рынке каспийского нефтетранзита с сильными соперниками (транснациональными нефтяными корпорациями), имеющими многолетний опыт работы на международных нефтерынках и являющимися режиссерами "мировой нефтяной игры". Так что по сути, можно говорить лишь об отдаленной перспективе превращения трубопровода Одесса - Броды - Гданьск в основной поток транспортируемой в ЕС каспийской нефти. Помощи одной Польши пока не достаточно.

За матеріалами: Uatoday
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6688
 0,0673
0,17
EUR
1
42,4972
 0,0563
0,13

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4063  0,03 0,07 39,9633  0,02 0,05
EUR 42,2488  0,03 0,08 43,0083  0,01 0,02

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6900  0,10 0,25 39,7100  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес