Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Нелегальный рынок алкоголя: бюджет недополучает 9 миллиардов в год

16:14 11.01.2022 |

Економіка

 

Государственный бюджет Украины недополучает 9 млрд грн в год от необложения налогом нелегальной ликеро-водочной продукции.

Как передает Укринформ, об этом сообщает пресс-служба Счетной палаты.

Госорганы в течение 2019-2020 годов и 9 месяцев 2021 года не обеспечили действенную систему контроля за производством и оборотом спиртного, что создало предпосылки для существования нелегального рынка алкоголя и привело к недопоступлениям акцизного налога в госбюджет. Об этом говорится в отчете о результатах аудита эффективности планирования и результативности контроля за полнотой начисления и своевременностью поступления акцизного налога с алкогольных напитков в государственный бюджет.

По информации Государственной налоговой службы, объемы производимой ликеро-водочной продукции в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились почти на 11%, винодельческой продукции и солодового пива уменьшились на 13% и 0,5% соответственно. В то же время, по данным Гостаможслужбы, импорт ликеро-водочной продукции вырос почти на 45%, винодельческой - в два раза, пива - более чем на 11%.

В госбюджет за этот период поступило почти 42 млрд грн акцизного налога с алкогольных напитков, импортированных и произведенных в Украине. Однако его удельный вес в общей сумме налоговых поступлений снизился с 1,9% в 2018 году до 1,6% за 9 месяцев 2021 года.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения доля нелегального спиртного в Украине составляет более трети общего объема рынка алкоголя и более половины рынка крепкого алкоголя.

"Налогообложение нелегально производимой и ввезенной только ликеро-водочной продукции может пополнить госбюджет от акцизного налога расчетно на уровне 9 млрд грн в год", - говорится в сообщении.

В отчете отмечается, что в результате ненадлежащей работы Минфина и Государственной фискальной службы (ГНС) до сих пор не внедрена в полном объеме автоматизированная система контроля "Электронная акцизная марка". Чтобы она полностью заработала, необходимо, в частности, внести изменения в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты. Минфину, ГНС - разработать и подать в Кабмин соответствующие предложения.

Также до сих пор должным образом законодательно не урегулирован вопрос торговли алкогольными напитками через интернет. Невозможно достоверно определить возраст покупателя, а значит, есть риски реализации такой продукции несовершеннолетним.

"ГФС, ГНС, Гостаможслужба не обеспечили надлежащую межотраслевую координацию по вопросам администрирования акцизного налога с алкогольных напитков, действенного контроля за их производством и оборотом. Это создало предпосылки для нелегального производства и оборота этой продукции и, как следствие, к непоступлению этого налога в государственный бюджет", - подчеркнули в Счетной палате.

Специалисты Счетной палаты выявили случаи отчетности об объемах совершенных операций производителями, импортерами и оптовыми торговцами алкоголем, у которых не было действующей лицензии на право проведения такой деятельности. Также были случаи неприменения терорганами ГНС штрафных санкций за непредставление, несвоевременное представление таких отчетов и их представление с недостоверными данными.

По результатам документальных проверок терорганы ГНС доначислили почти 59 млн грн акцизного налога, из которых в бюджет уплачено 0,5%.

За 2 года и 9 месяцев долг по акцизному налогу на алкоголь увеличился почти на 6% и достиг 420 млн грн. За счет списания безнадежного налогового долга по этому налогу погашено 10 млн грн, денежными средствами уплачено около 6 млн грн.

Минфин несвоевременно утвердил порядок планирования таможенными органами документальных выездных проверок, поэтому в течение 2020 года Гостаможслужба их не планировала и не проводила.

В течение 9 месяцев 2021 года терорганы Гостаможслужбы провели всего две документальные проверки субъектов внешнеэкономической деятельности, которые осуществляли операции с алкогольными напитками, по результатам которых доначислили 2,6 млн грн, из них в бюджет уплачено 0,8%.

"Контроль органами ГФС (Гостаможслужбы) за незаконным перемещением спирта и алкогольных напитков был малоэффективным. За 2 года и 8 месяцев таможенники изъяли более 158 тыс. л спирта, свыше 25 тыс. л алкогольных напитков и более 2 млн предметов, похожих на марку акцизного налога. Однако почти 74% объемов изъятого спирта вернули владельцам по решению суда, что свидетельствует о необоснованности отдельных решений таможенных органов, а также непроизводительности расходов средств государственного бюджета на уплату судебного сбора по этим делам", - заявили в Счетной палате.

Из-за несовершенства программного обеспечения информационного блока мониторинга марок акцизного налога, содержащегося в Единой автоматизированной информационной системе Гостаможслужбы, инспекторы на таможенных постах до сих пор контролируют движение марок акцизного налога в основном в бумажном виде, что снижает эффективность контроля.

По результатам аудита Счетная палата рекомендовала правительству усовершенствовать законодательство по администрированию акцизного налога. В частности, ускорить внедрение в полном объеме автоматизированной системы контроля за оборотом алкогольных напитков и табачных изделий "Электронная акцизная марка", усовершенствовать лицензирование деятельности в этой сфере, упорядочить торговлю алкогольными напитками через интернет и т.д.

Как сообщал Укринформ, в Украине с 1 января вступил в силу Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений". Законом в частности предусмотрено расширение перечня товаров, не подлежащих маркировке марками акцизного налога, тестовыми образцами алкогольных напитков и винами натуральными без добавления спирта, крепость которых не превышает 15%.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес