Фінансові новини
- |
- 21.12.25
- |
- 17:38
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Украинская рулетка. Как казино и автоматы обыграли государство на 6 млрд грн
09:31 14.12.2021 |

Поступления от платы за лицензии игорного бизнеса в Украине оказались намного меньше плана. Дальнейшему развитию этой сферы мешает неурегулированная налоговая база и по-прежнему огромный теневой сектор.
Первую лицензию на игорный бизнес в Украине выдали в феврале 2021 г. За нее государству было уплачено 23,4 млн грн. Легализация "игорки" была одной из основных реформ президента Владимира Зеленского и "слуг народа". От этого нововведения ожидали миллиардов гривень. В послании Верховной Раде год назад Зеленский отмечал, что в 2021 г. госбюджет получит 5 млрд грн от легализации игровых автоматов и казино. Более скромные ожидания были у главы фракции "Слуга народа" Давида Арахамии: в ноябяре этого года он посчитал доходы на уровне более 2 млрд грн.
"Появились несколько больших казино. Только за это лето прилетело очень много граждан с различных арабских стран, потратили много денег, больше $100 млн потратили на приобретение недвижимости здесь в Украине. Больше двух миллиардов гривень уже в бюджете. Раньше эти деньги оседали в карманах милиционеров, прокуроров и у судей, которые это все крышевали", - заявлял политик.
Но намного меньшие суммы показывает статистика сейчас. По данным Государственной казначейской службы, за 10 месяцев текущего года государство получило лишь 1,27 млрд от продажи лицензий на игорный бизнес, а по информации Opendatabot на ноябрь - 1,34 млрд грн. Это всего 18% от запланированных доходов, которые должны составить 7,4 млрд грн. Получается, что госбюджет недополучил 6 млрд грн, которые должны были пойти на поддержку медицины, спорта и культуры в Украине. Именно эти благие цели декларировали при принятии базового закона об игорном бизнесе.
Неопределенность в налогах
Такие низкие поступления могут объясняться тем, что до сих пор не улажено налогообложение игорного бизнеса. Как раз с этой целью в июле текущего года был принят законопроект №2713-д, но только в первом чтении. Он предполагает такие принципы:
* единая ставка налога на доход от игорного бизнеса составит по 10% для онлайн-игр и лотерей, 12,5% - для казино и залов игровых автоматов, 5% - для букмекерской деятельности;
* субъекты игорного бизнеса будут платить налог на прибыль по общей ставке 18%, и начисленный налог на доход от такой деятельности является разницей и уменьшает финансовый результат до налогообложения субъекта;
* выигрыши освобождаются от НДФЛ и военного сбора.
Сегодня же игорный бизнес платит налог на доход или сумму поступлений от сделанных игроками ставок (GGR), НДС или налог на прибыль, налоги с выигрышей. Законопроект №2713-д делает налоговую нагрузку на игорный бизнес в Украине существенно меньше. Также меняется плата за лицензии: отменяется тройной размер лицензионного платежа, который действует до введения в эксплуатацию Госсистемы онлайн-мониторинга. То есть если сейчас лицензия на онлайн-казино стоит 23,4 млн грн, то будет - 7,8, для букмекеров 36 млн грн вместо 108 млн грн.
"Сопутствующий НДС при покупке оборудования, таможенные пошлины - все это они, конечно же, платят, но законопроект должен внести определенность. Его ждут многие потенциальные инвесторы или игорные компании. Три-четыре букмекерские компании как раз из-за этого не заходят, а ждут. А если они зайдут, это уже как минимум $18 млн поступлений", - говорит экономический эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский.
"Сейчас в рынок вошли только лудо-оптимисты и застолбили за собой лучшие места любой ценой. В первую очередь 2713-д дает возможность игорным пессимистам оплатить лицензии и начать деятельность, - говорит эксперт игорного рынка Украины Игорь Романюк. - 2713-д дает огромное сокращение затрат на старте и в процессе, он дает возможность оператору зарабатывать до, во время и после. Если оператор этого не получает, это не игорный бизнес. Сейчас у нас завышенные требования к налогообложению игорного бизнеса, их надо сделать вменяемыми. Это не панацея, это просто улучшение и понимание, что налоги не превышают доходы заведения".
Несмотря на легализацию игорного бизнеса, большую дискуссию в обществе и принятие резонансного законопроекта, эта деятельность не привлекла международных инвесторов.
Предполагается, что эту функцию должно выполнить урегулирование "игорки", когда налоговые ставки в этом бизнесе будут в нашей стране чуть ли не самыми низкими в Европе. Но одного закона мало, нужен еще контроль, эффективная работа Комиссии по азартным играм и технические средства мониторинга денежных оборотов. На данный момент не введена Государственная система онлайн-мониторинга, которая позволит отследить валовый игровой доход и уплату налогов. Очевидно, это позволяет бизнесу укрывать выручку.
"Те игорные заведения, которые открылись с начала года, уже отбили лицензию за первых полгода, - рассказывает глава ОО "Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине" Елена Мочалова. - Потом начался несезон. Те, кто купили лицензию чуть позже, отбивают уже сейчас. Сожалеть о том, что у них не все хорошо, я бы не стала. Нет модуля государственного онлайн-мониторинга, они не платят тот GGR, который должны платить. Мы не видим этих налогов ровно по той причине, что нет доступа к модулю и нет модуля как такового. Мы не знаем, какие у них обороты и каким образом они сдают эту кассу".
Эксперт считает, что нужно сбалансировать стоимость лицензии на ведение игорного бизнеса и налогообложение. В Евросоюзе используют принцип: дорогие лицензии - низкие налоги, дешевые лицензии - высокие налоги. Сейчас лицензия в Украине для казино стоит $2 млн для Киева и $1 для других регионов, тогда как, например, в Польше она стоит 290 тыс. евро. По мнению Мочаловой, плату за лицензии нужно снижать и больше делать акцент на налоговые поступления (что, впрочем, идет вразрез с законопроектом №2713-д, которым и удешевляются лицензии и уменьшается налоговое бремя).
"Если сравнивать со стоимостью лицензии, которая вторая по стоимости в Европе и одна из самых высоких в мире, то, естественно, высокая нагрузка налогообложения будет невыгодна бизнесу, он перестанет функционировать и уйдет в тень. Я бы делала ставку на налоги, а не лицензии. Налоги - это поступления в бюджет, а лицензия - поступления в специальный фонд, который непонятно, как будет распределяться", - говорит Елена Мочалова.
Отметим, что игорный бизнес в Украине пока освобожден от проверок. Первая должна состояться весной 2022 г. Также в следующем году этому бизнесу могут сделать ряд послаблений - упростить получение лицензии на игровое оборудование (скорее всего, допустят на рынок технику старше 2019 г.) и разрешить размещение игорных заведений не внутри отелей, а в отдельных зданиях.
Граница азарта
На сегодня в Украине действует около 60 легальных игорных заведений, тогда как теневой сегмент исчисляется сотнями и тысячами. Очень мало и игроков на рынке. Он по сути поделен между 5-6 операторами. Очевидно, чтобы увеличить поступления от игорного бизнеса, нужно выводить его из тени.
"Безопасность бизнеса в моменте легализации абсолютно не обеспечена, - говорит Елена Мочалова. - В Украине работает приблизительно 2-2,5 тыс. игровых заведений, которые действуют вне рамок законного поля. Онлайн висит без разрешений, лицензий. Поэтому понятно, что нормальный инвестор не будет выбрасывать деньги на ветер. Министерство внутренних дел на сегодняшний день не собирается принимать никаких решений о тотальной отработке. Начальники райотделов контролируют сегмент незаконного игорного бизнеса. Если раньше за это была уголовная ответственность, то на сегодняшний день вся сумма дохода передается начальнику райотдела, и у него сейчас звездный час. Вместо 20-ти он зарабатывает от 100 до 150 тыс. гривень в месяц с точки".
Низкие поступления от платы за лицензии могут объясняться и завышенными ожиданиями. В том, что доходы не будут выполнены, говорилось еще в марте текущего года, когда легализация работала буквально месяц. В интервью "Левому берегу" первый заместитель главы консультационно-экспертного совета Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей Борис Баум рассказывал, что Министерство финансов допустило математическую ошибку при определении суммы поступлений в 7,5 млрд грн, да и налоговые изменения также необходимы. Хотя во время подготовки базового закона звучали цифры и больше 7,5 млрд ожидаемого дохода - и 8, и 9 млрд грн. Так что объяснение этого просчета технической ошибкой напоминает отговорку.
По оценкам экспертов, на данный момент легализация игорного бизнеса может принести государству не более 2 млрд грн. В бюджете на 2022 г. от платы за лицензии игорного бизнеса планируют получить 1,2 млрд грн. Это уже более реалистичные цифры. Не стоит также забывать, что это не только эффект от легализации.
"Сами по себе лицензии составляют 1/20 часть, а если брать консервативную оценку - 1/10 часть от всех поступлений, которые могут дать игорные компании и игорный бизнес, - говорит Виктор Скаршевский. - Туда включаются оборудование, гостиницы, реклама, персонал, ремонт зданий, инфраструктура. То есть все, что этому сопутствует. Если сейчас получили 1,34 млрд грн, то это 13-15 млрд грн прямыми и косвенными платежами уже дополнительно привлечено в украинскую экономику. Если примут закон 2713-д, то сумма 1,2 млрд грн на следующий год может быть и больше".
В развитии игорного бизнеса следует учитывать платежеспособность населения, а также то, откуда поступает спрос на игру. Согласно результатам исследования агентства Info Sapiens, только 7,2% опрошенных украинцев хотели бы сыграть в азартные игры на деньги в будущем, а 92,3% сказали, что у них не было опыта азартных игр на деньги в течение последних 5 лет. Следовательно, самого большого спроса на игорный бизнес в Украине следует ожидать от туристов и иностранных гостей.
Итак, пока что официальные поступления от легализации игорного бизнеса далеки от плановых по многим причинам. Реформаторы изначально заложили большой объем поступлений, который трудно выполнить на первых порах. Также сказывается отсутствие баланса между суммой уплаты за лицензию и налогами. Теневой сектор игорного бизнеса остается по-прежнему большим, особенно тот, что работает в режиме онлайн. Наконец, "игорка" имеет небольшой спрос среди населения Украины.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Цього тижня ціни на нафту впали нижче за $60 за барель, оскільки
інвестори намагаються зрозуміти прагнення президента США Дональда Трампа
припинити розв'язану росією повномасштабну війну проти України й
витіснити президента Венесуели Ніколаса Мадуро.
Індекс відновлення ділової активності (ІВДА) в Україні погіршується
третій місяць поспіль і з 0,03 у жовтні знизився до 0 у листопаді,
свідчать результати щомісячного опитування підприємств, проведеного
Інститутом економічних досліджень та політичних консультацій (ІЕД).
У результаті перегляду переліків об'єктів критичної інфраструктури уряду
вдалося вивільнити щонайменше 800 МВт електричної потужності, повідомив
заступник міністра енергетики України Олександр В'язовченко на
ранковому брифінгу в п'ятницю.
Регулятор банківського ринку вважає, що Верховна Рада повинна відійти від практики мораторіїв на роботу з NPL
Щорічне зростання чистих гривневих кредитів бізнесу прискорилося до 35%, а роздрібного кредитування - до 33%.
Міжнародні партнери із початку 2025 року
передали Україні 962 од. обладнання для розподіленої генерації, завдяки
якому в енергосистему додано понад 450 МВт генеруючих потужностей.
На перших з початку війни місячних аукціонах за європейськими
правилами розподілені всі 804 МВт запропонованої потужності міждержавних
перетинів з Угорщиною, Словаччиною та Румунією для імпорту
електроенергії в січні 2026 року, передає Енергореформа.
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.