Фінансові новини
- |
- 06.12.25
- |
- 09:34
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Чем может стать для Украины китайская альтернатива МВФ
18:01 13.08.2020 |

В налоговом комитете Верховной Рады озадачились игнорированием исполнительными властями развития логистического потенциала Украины и в связи с этим предложили премьер-министру, министерствам финансов и инфраструктуры обратить внимание на Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Созданная Пекином финансовая организация не только может профинансировать превращение Украины в международный транспортный хаб, но и имеет потенциал стать реальной альтернативой МВФ и Всемирному банку (ВБ) в качестве дополнительного источника финансирования обеспечения госдолга.
Так образом оценил перспективы участия Украины в АБИИ глава налогового комитета ВР Данил Гетманцев. В своем Телеграмм-канале он опубликовал письмо Комитета к указанным министерствам и премьеру от 20 июля, где предлагалось одновременно с началом переговоров о вступлении в АБИИ рассмотреть и возможные инфраструктурные проекты, которые могли бы быть профинансированы банком.
В Минфине идею депутатов посчитали несвоевременной, аргументировав это двумя причинами: Украина уже пыталась заключить соглашение с Азиатским банком в 2018 году, но предложенные Киевом проекты оказались не соответствующими целям АБИИ. Банк, как указывают в ведомстве, и сейчас продолжает ориентироваться в первую очередь на инфраструктурное развитие Южной Азии и Океании, либо на проекты, так или иначе связанные с данными регионами. С другой стороны, украинского бюджета, в силу коронакризиса и необходимости рассчитываться по пиковым платежам внешних и внутренних заимствований в 2021-22 гг., для партнерства с АБИИ может не хватить.
В то же время, как можно судить из высказываний руководителей самого АБИИ и КНР, которая владеет контрольным пакетом акций в финучреждении, планы Азиатского банка далеко не ограничиваются Южной Азией и Океанией.
АБИИ - платформа "единой судьбы человечества"
В ответе на письмо налогового комитета ВР Минфин сделал вывод, что к вопросу о начале переговоров по вступлению в АБИИ рационально вернуться через несколько лет, с учетом состояния госбюджета и основываясь на опыте других нерегиональных членов финорганизации (то есть не входящих в азиатский регион).
На данный момент, указывают в Министерстве финансов, банк кредитует проекты только региональных партнеров. Финансирование остальных находится на этапе рассмотрения. Такой ситуация была и в 2018 году, когда предложенные украинским Минфином проекты вошли в противоречие со Стратегией финансирования операций в нерегиональных государствах-членах банка, которая, будучи принятой 24 февраля 2018 года, и действует и по се день.
"Отсутствие конкретных предложений касательно инвестиционных проектов сделало невозможным проведение четкого анализа и оценки преимуществ от вступления Украины в указанную международную организацию", - пояснили в Минфине.
Вполне возможно, что через несколько лет Украине действительно придется вернуться к идее сотрудничества с АБИИ, так как уже сейчас Пекин озвучивает планы пересмотреть политику банка.
АБИИ, созданный Китаем в 2015 году совместно с 57 государствами, в числе которых оказались и члены ЕС, сегодня включает уже 103 страны-партнера, расположенные на всех континентах планеты. В последнее время руководства АБИИ и Китая начали рассматривать организацию как нечто большее, нежели механизм инфраструктурного развития стран Азии и Океании.
Как заявлял президент АБИИ Цзинь Люцянь в интервью "Синьхуа" 30 июля этого года, к 2030 году 25-30% от общего объема финансирования АБИИ пойдут на проекты трансграничной взаимосвязанности. Он также, параллельно с председателем КНР Си Цзиньпином, в конце июля этого года заявил о необходимости трансформации финучреждения в платформу "единой судьбы человечества" - продвигаемой Пекином концепции гармоничного и совместного развития всех стран мира.
Между тем, самой известной составляющей концепции является проект Нового шелкового пути ("Один пояс, один путь"), который должен связать Европу и Китай новыми транспортными коридорами по суше и морю. Стоит отметить, что до сих пор деятельность АБИИ и реализация Нового шелкового пути не пересекалась - однако, как метафорично заметил в прошлом году Цзинь Люцянь, АБИИ и Новый шелковый путь, работая независимо, в то же время являются "двигателями одного самолета", и направлены на достижение одних и тех же задач.
Уже сейчас АБИИ финансирует не только инфраструктурные проекты, при этом оказывая поддержку и украинским соседям: так, за время карантина Азиатский банк выделил Грузии (региональный член банка с апреля 2015 года) более $100 млн на борьбу с распространением коронавируса, в частности, для закупки 200 тыс. тестов на COVID-19. Общий объем "антикоронавирусного" Фонда Азиатского банка составляет $13 млрд.
Ведет переговоры о кредитовании инфраструктурных проектов с Азиатским банком и Беларусь, вступившая в финорганизацию в качестве нерегионального члена в 2019 году. Помимо обсуждения инфраструктурных проектов, власти северного соседа Украины и АБИИ в апреле 2020 года рассматривали возможность финансирования банковской системы республики: как сообщал первый заместитель премьер-министра РБ Дмитрий Крутой, для этих целей от АБИИ планировалось привлечь до $350 млн.
Что мешает сотрудничеству с АБИИ
Опрошенные UBR.ua эксперты по-разному отнеслись к отдельным ожиданиям депутатов от сотрудничества с АБИИ: если развития инфраструктуры в рамках партнерства с банком теоретически можно достигнуть, то рассчитывать, что Азиатский банк станет полноценной альтернативой Международному валютному фонду, вряд ли стоит.
Так, сооснователь и директор экономических программ "Украинского института будущего" Анатолий Амелин отметил разные задачи данных финучреждений. Нацеленный на развитие инфраструктуры, что исходит из его названия, АБИИ не выступает в роли кредитора последней инстанции, каким является для Украины и других стран с проблемами в экономике МВФ.
С этим согласился и руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. При этом объяснение Минфина о несвоевременности вступления в АБИИ из-за грядущих пиковых платежей по внешним и внутренним займам он назвал нелогичным.
"Тут есть определенное противоречие: если нам нужно погашать большой объем задолженностей, то, очевидно, необходимо напротив пытаться расширить источники финансирования", - полагает Паращий. Он добавляет, что с точки зрения диверсификации обеспечения госдолга, как один из вариантов АБИИ можно рассматривать.
Паращий, впрочем, обратил внимание, что процесс вступления в любую финансовую организацию занимает время и, что не менее важно, требует определенного денежного участия в виде взносов. Этот фактор, вместе с собственными финансовыми возможностями, также необходимо учитывать перед запуском переговорного процесса.
Со своей стороны Анатолий Амелин высказал убеждение, что переговорам о сотрудничестве, определении возможных инфраструктурных проектов и поискам источников их финансирования должно предшествовать формирование государственной стратегии развития. Только на ее основании можно принимать решение о вступлении в те или иные международные организации.
"Если бы Украина определила, что мы хотим быть частью проекта "Один пояс, один путь", закрепив это в программных документах Кабинета министров и Верховной Рады, то логичным был бы вопрос об источниках и инструментах финансирования. Тогда таким инструментом и мог бы стать Азиатский банк", - считает Амелин. Он указывает, что на данный момент Украина слишком далека от участия в "Новом шелковом пути".
"У нас нет хороших дипломатических отношений с Китаем. Мы публично делаем большой реверанс в сторону Запада и США. Более того, если вспомнить ситуацию с заводом "Мотор Сич", Америка жестко ограничивает нас в диалоге с КНР", - выделил основное препятствие для участия Украины в китайских проектах Амелин.
Данное противоречие возможно разрешить именно за счет создания стратегии развития, определив в ней собственное место на международных экономической, гуманитарной, транзитной и энергетической картах, говорит Амелин.
"После этого можно, например, с американцами вести диалог по энергетическим проектам, а с китайцами - по инфраструктурным. Затем, после подписания соответствующих соглашений на уровне правительства, можно переходить к вопросу о финансировании", - подытожил Амелин.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
У РУБРИЦІ
| "Клуб білого бізнесу" збільшився майже на пів тисячі підприємств: Податкова затвердила новий перелік |


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Відповідне рішення прийняте на засіданні регулятора у п'ятницю, яке транслювалося онлайн, передає кореспондент Енергореформи.
До Переліку платників податків з високим рівнем добровільного
дотримання податкового законодавства (так званого, "клубу білого
бізнесу") станом на листопад включено 7 638 суб'єктів господарювання.
У п'ятницю, 5 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 4 коп. до 58,3 грн/л, на дизельне пальне - на 4
коп. до 58,36 грн/л.
У 2025 році кожен четвертий українець почав отримувати менший дохід.
Команда МВФ опрацьовує повний текст бюджету України на 2026 рік, але, за
попередніми оцінками, в цілому він відповідає зобовʼязанням української
сторони за новою програмою EFF.
Національний банк України працює над концепцією нового проєкту закону
щодо страхування воєнних ризиків, який розраховують зареєструвати в
парламенті у першому кварталі 2026 року.
Державні нафтопереробні компанії Indian Oil Corp і Bharat Petroleum
Corp розмістили січневі замовлення на завантаження російської нафти від
постачальників, які не перебувають під санкціями, через зростання
знижок, повідомили джерела у сфері торгівлі.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.