Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Правительство начало урезать финансирование «большого строительства», несмотря на призывы президента Зеленского

08:59 27.03.2020 |

Экономика

 Дмитрий Филипенко / Дело

Правительство собирается существенно перекроить бюджет в связи с активно надвигающимся на страну экономическим кризисом. Из-за карантина остановлены сотни тысяч предприятий, налоговые недопоступления в бюджет даже сложно себе представить. При этом нужно платить зарплаты бюджетникам и выплачивать пенсии и соцпособия, которые являются защищенными статьями. Одна из статей расходов, на которых Кабмин Дениса Шмыгаля решил сэкономить с подачи министра финансов Игоря Уманского - это строительство дорог. И это худшее из возможных решений.

Как стройки помогают в кризис

Большое дорожное строительство - один из ключевых проектов, на которые возлагали надежды и правительство Алексея Гончарука, и офис Президента Владимира Зеленского. Первому программа должна была позволить закрепить за собой хотя бы какую-то часть имиджа "хозяйственника", второму - подтянуть падающий рейтинг за счет беспрецедентного объема средств, выделяемых на финансирование новых и реконструкцию существующих дорог в регионах. Именно поэтому когда, благодаря погодным условиям, дорожные работы удалось начать раньше сроков, политтехнологи вздохнули с облегчением: картинка "реальных дел" пошла.

Общий объем финансирования дорог из всех возможных источников, который анонсировали в "Укравтодоре" и Министерстве инфраструктуры, на 2020 год должен был составить порядка 112 млрд грн, из них порядка 32 млрд грн предполагалось потратить из специально наполняемого Дорожного фонда, до 20 млрд грн - получить за счет предоставления правительством государственных гарантий "Укравтодору", 35 млрд грн дорожники должны были получить за счет средств, взысканных в Стокгольмском арбитраже у "Газпрома". Субвенция для местных бюджетов на работы на региональных автомагистралях должна была составить порядка 22 млрд грн.

За счет этих средств планировалось построить не менее 4 тысяч км дорог и еще 6 тысяч км отремонтировать. Конечно, учитывая, что в плачевном состоянии, по данным самого "Укравтодора", пребывает не менее 120 тыс км дорог, то такие планы - это капля в море. Но они, безусловно, в разы масштабнее задач, которые ставились перед отраслью в предыдущие годы. И если не снижать темпы, участники рынка оптимистично давали всего несколько лет на полное обновление основной дорожной сети.

Дорожное строительство очень хорошо ложилось и в концепцию поддержания экономики в кризис. Мировой опыт неоднократно доказал, что государственные инвестиции в инфраструктуру способны эффективно сглаживать падение промышленности и прочие сопутствующие кризису явления, создавать новые рабочие места ("большое строительство" создаст до 150 тысяч, по подсчетам МИУ) и сохранять на приемлемом уровне покупательную способность населения. Аксиома о том, что 1 доллар, вложенный в строительство, дает от 4 до 8 долларов заработка в соседних отраслях - как никогда актуальна для сложных времен. Особенно учитывая тот факт, что улучшение качества дорог способно создать условия для прорыва экономики после завершения рецессии благодаря ускорению логистики и повышению общей инвестиционной привлекательности государства.

Именно поэтому Президент Зеленский прямо призвал правительство и руководство областных администраций не останавливать проект "большое строительство". "Полностью остановить страну мы не имеем права. Проект "Большое строительство" необходимо продолжить, но все должно быть безопасно", - отметил Зеленский. О том, что замедлять работы из-за пандемии коронавируса не планируется, заявляли и в "Укравтодоре".

Разрушенные надежды

Тем удивительнее аналитикам и участникам рынка было обнаружить цифры, заложенные в обнародованных накануне поправках к закону о бюджете на 2020 год, связанных с мероприятиями по преодолению последствий приближающегося экономического кризиса. Финансирование автодорожной отрасли предлагается на первом этапе урезать почти на 10 млрд грн. Из них на 5,5 млрд грн или на 15% предлагается сократить дорожный фонд, и на 3,2 млрд грн - или на те же 15% - уменьшить субвенцию на региональное дорожное строительство.

Формально цифры выглядят незначительно, однако нужно понимать, что речь идет о "первом приближении", то есть о проекте, который предлагает правительство парламенту. Кроме того, непонятной остается судьба еще 19,5 млрд грн государственных гарантий, решение предоставить которые "Укравтодору" было принято буквально несколько недель назад. Фактически сегодня правительство подает сигнал обществу и дорожным строителям, что о выполнении грандиозных планов на строительство рекордного количества автомагистралей можно забыть.

В среде участников рынка и руководителей местных государственных администраций уже идут разговоры о том, что такое предложение правительства (а по факту - министра финансов Игоря Уманского и его заместителя Василия Шкуракова, который курирует вопросы бюджета) - это лишь "прощупывание почвы" перед тем, как начать тотально сокращать расходы и на другие инфраструктурные проекты в пользу исключительно социальных выплат. Среди специалистов по государственным финансам этот почерк Игоря Уманского узнают "с полувзгляда", поскольку его левые социалистические взгляды (не зря же он был и. о. министра в последнем правительстве Юлии Тимошенко) - это секрет Полишинеля.

Почему сокращение дорожного строительства - не лучшая, а возможно даже худшая идея во время кризиса.

Во-первых, это нерациональное использование ресурсов. Дорожники едва успели развернуть свои мощности, чтобы приступить к масштабным работам. Здесь стоит напомнить, что в отличие от предыдущих лет, когда дороги, как правило, дробили на мелкие кусочки по 1-2 км, а иногда и по 40-100 метров, чтобы раздать разным подрядчикам и никого не обидеть, теперь на торги выставляют преимущественно крупные лоты. Соответственно, компании несут огромные затраты по предоплате техники, материалов, сырья, чтобы иметь возможность за сезон реализовать 30-40 км ремонта в рамках одного лота. Некоторые даже специально инвестировали в дорожностроительные подразделения.

Во-вторых, сокращая затраты на дорожную отрасль, правительство само себя лишает дополнительных поступлений. По разным подсчетам, от 50 до 60% средств, которые выделяются на закупку товаров, работ и услуг на дорожном строительстве возвращаются в бюджет в виде налогов (на добавленную стоимость, на доходы граждан, на прибыль компании), акцизов, единого соцвзноса и так далее. Не говоря уже о создании новых рабочих мест и за счет этого - снижения давления на систему соцзащиты (субсидии, пособие по безработице).

В-третьих, уменьшая расходы на дорожное строительство со стороны государственного бюджета, Кабмин дает четкий отрицательный сигнал международным партнерам Украины (в частности, ЕБРР и Европейскому инвестиционному банку), которые намеревались профинансировать отдельные дороги совокупно на 900 млн евро (27 млрд. грн). Если государство само не заинтересовано в развитии транспортной и логистической инфраструктуры, и не понимает необходимости воспользоваться для этого временной "экономической паузой", то почему международные партнеры Украины должны оставлять финансирование проектов на прежнем уровне? То есть, очевидно, стоит ожидать если не замораживания, то точно сокращения этих программ. Кроме того, "Укравтодор" может попрощаться с возможностью выпускать собственные еврооблигации под дорожное строительство.

Нужно добавить, что Министерство финансов всегда недолюбливало дорожников. При малейших намеках на кризисные явления в экономике им задерживаются выплаты, ведь большинство работ строители делают за свои деньги, фактически кредитуя правительство. Например, буквально недавно, в конце 2019 года, Национальная ассоциация дорожников Украины обращалась к правительству Гончарука с требованием погасить 2,7 млрд грн долгов за уже выполненные работы. В том числе и на трассе Запорожье - Мариуполь, скоростными темпами строительства которой так гордился Владимир Зеленский. Кроме того, подрядчики хорошо помнят 2013-2014 годы, когда многим из них деньги за осуществленные строительные и ремонтные работы не вернулись вовсе. А затем крохи от этих средств пришлось выбивать у одного из руководителей "Укравтодора" через различные коррупционные схемы. По всей видимости, история через 7 лет может снова повториться.

По данным издания, уже сегодня дорожники готовят отдельное обращение к правительству и Президенту с требованием не урезать инфраструктурные проекты, которые должны стать "костяком" восстановления экономики после грядущего кризиса. Однако хватит ли у Кабмина управленческого опыта и политической воли, чтобы принять адекватное решение - большой вопрос.

 

ПО РУБРИКАМ

27.03 Наличная гривня 27 марта упала почти до 30. Что будет с курсом на следующей неделе?

27.03 Binance выпустила дебетовую карту с поддержкой криптовалют

27.03 Депозитные ставки для физлиц 27.03.20

27.03 НБУ на 2-м обмене наличного доллара 30 марта увеличит предложение до $180 млн при неудовлетворенном спросе 25 марта $130 млн

27.03 НБУ отмечает существенное падение спроса на валюту, сократил интервенции до $80 млн за неделю

27.03 НБУ перечислит в госбюджет-2020 42,7 млрд грн прибыли за 2019г, на 2 млрд грн больше плана

27.03 НБУ разрешил реструктуризировать рабочие кредиты до конца сентября-2020 в рамках «кредитных каникул»

27.03 Доллар 27 марта продолжает дешеветь к иене на мерах стабилизации экономики

27.03 Справочный курс гривны 27 марта понижен на 12 коп до уровня 28,2320 грн/$1

27.03 Курсы валют по карточным операциям украинских банков на 27.03.2020

27.03 Биржи АТР 27 марта закрылись в основном ростом вслед за рынками США

27.03 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 27.03.20

27.03 Остаток средств на корсчетах банков 27.03.20

27.03 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 26.03.20

27.03 Золото дешевеет 27 марта на фиксации прибыли инвесторами

27.03 Задолженность по зарплате в Украине в феврале сократилась на 0,5% - Госстат

27.03 МВФ еще не дал ответа относительно реструктуризации долгов Украины - Зеленский

27.03 Рада начинает согласовывать с ЕС энергетические законопроекты по новой процедуре

27.03 Кризис доверия: чем опасны для Украины дефолт и разрыв с МВФ

27.03 Госдолг Украины в феврале-2020 снизился на 1,46% в гривне - Минфин

27.03 В феврале средняя зарплата выросла на 120 гривен — Госстат

27.03 Региональные сети АЗС 27 марта продолжили снижать цены на бензин и дизтопливо

27.03 Цены на топливо мелком опте 27 марта снизились в среднем на 15 коп

27.03 АМКУ рекомендует упростить предоставление статуса защищенного потребителя

27.03 За какую землю можно не платить налоги во время карантина - разъяснения ГНС

27.03 Северная Македония официально стала новым членом НАТО

27.03 Конгресс США одобрил двухтриллионный пакет помощи экономике

27.03 Споры в ВТО: Евросоюз и 15 стран согласовали «временный инструмент»

27.03 У премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона обнаружен коронавирус

27.03 Испания вернула в Китай некачественные тесты на коронавирус. Точно такие покупал Киев

27.03 США начали первую миссию национальной безопасности в космосе

27.03 США обвинили президента Венесуэлы в использовании криптовалют для сокрытия наркотерроризма

27.03 ЕС взял две недели на план по спасению Италии

27.03 Коронавирус: голосование из дома и небывалое единство в Европарламенте

27.03 Почему Швеция отказывается от жестких мер в борьбе с коронавирусом?

26.03 Италия заблокировала решения саммита ЕС

26.03 Экономический спад из-за коронавируса будет хуже, чем в 2008 году - глава ВТО

26.03 Строительному сектору Польши угрожает коллапс из-за отъезда украинских рабочих, – Bloomberg

26.03 Девять стран ЕС хотят выпустить общие облигации для борьбы с коронавирусом

26.03 Мнучин ожидает эффекта от $2 трлн помощи экономике США в течение трех месяцев

27.03 Google запускает украиноязычный учебный проект «Навчайте з дому»

27.03 Рейтинг экономической свободы: Украина поднялась на 13 позиций, но осталась последней в Европе

27.03 Испания вернула в Китай некачественные тесты на коронавирус. Точно такие покупал Киев

26.03 Кабмин на время карантина увеличил допустимое число пассажиров в общественном транспорте

26.03 Каждая пятая стройка в Киеве остановилась на время карантина. Что с ценами

26.03 В Украине зафиксировано 156 случаев коронавирусной болезни COVID-19 - Минздрав

25.03 Правительство Украины намерено полностью закрыть до конца пятницы любое пассажирское сообщение через госграницу – премьер

25.03 Кабмин ввел режим чрезвычайной ситуации по всей Украине на 30 дней до 24 апреля – Шмыгаль

25.03 Работники киевских банков получили пропуска в общественный транспорт

25.03 В Украине зафиксировано 113 случаев заболевания коронавирусом COVID-19 – ГСЧС

25.03 Стоимость съемного жилья в Киеве может упасть на 40%

24.03 В Украине нет необходимости вводить ЧП, считает Аваков

24.03 «Масочный режим» и закрытие МАФов с кофе и шаурмой: карантин в Киеве ужесточили

24.03 Ляшко: в Украине 97 подтвержденных случаев коронавируса

24.03 Зеленский перенес весенний призыв на май-июль

27.03 МВФ еще не дал ответа относительно реструктуризации долгов Украины - Зеленский

27.03 Внеочередное заседание Рады состоится в понедельник – Зеленский

27.03 Коломойский страшнее коронавируса. Почему Зеленский рискует потерять $5 млрд от МВФ

27.03 Саботаж под шумок карантина: Как новая власть сворачивает реформу питания ВСУ

26.03 Віталій Портников: Корупція перетворюється на інституцію

26.03 Днепровский гамбит. Как, борясь с коронавирусом, Филатов схлестнулся с Пинчуком

26.03 Коронавирус в Раде и секвестр бюджета: Спасут ли Зеленского от статуса «президента дефолта»

26.03 Противовирусный бюджет. Когда Зеленский попросит Коломойского оплатить выборы в Днепре

26.03 Окружной админсуд Киева разрешил контролируемой Коломойским Укрнафте не платить дивиденды государству

26.03 В Совете Европы раскритиковали Украину за вялое предотвращение коррупции

26.03 Коронавирус, банки, земля и Сытник: Для чего Зеленский собирает Раду в субботу

26.03 Три списка олигархов плюс Коломойский. С кем Зеленский поделил Украину

26.03 Денег много не бывает. Как Коломойскому будут компенсировать за Приватбанк

25.03 В оппозицию и обратно. Зачем Тимошенко опять подставляет плечо Зеленскому

25.03 Совета по Донбассу пока не будет

27.03 Huawei P40 Pro оказался самым медленным флагманом современности. Появились результаты тестирования смартфона в AnTuTu

27.03 Google запускает украиноязычный учебный проект «Навчайте з дому»

27.03 Щупальца осьминога послужили прототипом для мягкого роботизированного захвата

27.03 Представлены смартфоны Huawei P40, P40 Pro и P40 Pro+. Самый огромный оптический датчик и первый в мире 10-кратный оптический зум

27.03 Босс Peugeot объяснил, почему исчезают кабриолеты и купе

26.03 В Лондоне появилась улица, где от каждого фонаря можно зарядить электрокар

26.03 Bugatti начала печатать детали гиперкаров из титана

26.03 В Google Play появятся сотни бесплатных фильмов

26.03 Европейский уборщик космического мусора стал на шаг ближе к реальности

26.03 Теперь аккумуляторы смартфонов Huawei и Honor будут жить дольше. В EMUI появилась новая функция

26.03 У AMD украли исходные коды будущих графических процессоров, в том числе и Xbox Series X

25.03 Microsoft и NVIDIA сообщили о начале восстановления цепочек поставок

25.03 Игровая графика уровня настольных ПК на смартфонах? Crytek готова выпустить мобильную версию движка CryEngine

25.03 Может ли коронавирус привести к долгосрочным проблемам со здоровьем?

25.03 Из-за коронавируса ключи покупателям Geely начали доставлять дроны

26.03 Рекламный рынок во время пандемии. Что происходит в украинской рекламе и чего ждать завтра

24.03 Как достучаться до тех, кто не любит Facebook

10.02 Специалисты прогнозируют рост рынка коммерческого PR в этом году на 5-12%

07.02 Лучшая автомобильная реклама Супербоула-2020

12.12 Крупнейшие финансисты мира назвали основателя Amazon Безоса бизнесменом десятилетия

26.11 Facebook будет платить пользователям за их данные

05.11 Четырехдневная рабочая неделя повысила производительность на 40% - Microsoft Japan

29.10 10 компаний Китая, вызывающих восхищение

23.10 Глава Nvidia — самый эффективный руководитель в мире

18.10 Грядёт революция в рекламе. Искусственный интеллект сможет дорисовывать рекламу в уже готовом видео

20.09 Где платят больше всего: топ-10 компаний мира

10.09 Основатель Alibaba Джек Ма уходит в отставку

22.08 Как стать геймером-миллионером и во что это обходится

26.06 Топ-10 причин изучать иностранные языки

21.06 Как добиться, чтобы к вашему мнению прислушались коллеги и начальство

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно