Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Разрушение мифов: в чем суть закона о финансовой реструктуризации

09:21 05.07.2017 |

Економіка, Право

Андрей Боровик, Заместитель главы Секретариата, созданного для выполнения Закона "О финансовой реструктуризации".

 С момента старта работы Секретариата, созданного согласно закону "О финансовой реструктуризации", на рассмотрении находятся уже четыре дела. Мы наблюдаем большой интерес банков и бизнеса к процедуре финансовой реструктуризации. Однако, как это бывает с любым новым явлением, уже зародилось много мифов и субъективных толкований.

Закон "О финансовой реструктуризации" дает кредиторам и заемщикам возможность реструктурировать свои кредитные соглашения с помощью добровольной внесудебной процедуры. Но мало кто понимает общую идеологию закона и тот смысл, который закладывали в него разработчики.

Зачем нужен закон "О финансовой реструктуризации"?

Экономика сейчас находится на этапе, когда нужны решительные изменения, направленные на улучшение условий и возможностей ведения бизнеса. Один из важнейших нерешенных вопросов на сегодня - ограниченный доступ к финансированию. В большей степени с этой проблемой сталкивается именно малый и средний бизнес. Производная этой глобальной проблемы - огромный портфель плохих кредитов. По официальным данным на их долю приходится 56,6% от общего портфеля банков, хотя некоторые скептики убеждены, что их часть значительно больше и может достигать 70%.

Особенно остро этот вопрос стоит перед госбанками, которые до введения в действие закона о финансовой реструктуризации, имели довольно ограниченные возможности для взаимодействия со своими клиентами. У них не было определенных отработанных компромиссов для выхода из потенциально опасного положения. В результате, безнадежные кредиты составили 71,43% в портфелях госбанков. Неизвестно, все ли плохие кредиты объективно идентифицированы банками. Отсюда и возникает дисбаланс в официальных данных и оценках участников рынка в отношении реальных объемов плохих кредитов.

Если причины возникновения закона понятны, то с методикой его взаимодействия с общим правовым и финансовым пространством Украины возникают гораздо большие сомнения. Это связано с его действительно реформаторской концепцией. Речь идет об использовании медиативного подхода (принципа доброй воли), который положен в основу закона. В западных экономиках последних лет медиация в юридической и финансовой сфере - достаточно популярный и эффективный инструмент. Для них распространение подобного подхода более естественно, поскольку обусловлено историей развтия правовой системы.

В Украине, как известно, действует правовая система, основанная на нормативных актах (романо-германская). По сути, основное отличие нашей системы лежит в попытке описать все возможные ситуации в отдельном нормативном акте в классическом формате "гипотезы, диспозиции и санкции". У этого подхода много преимуществ, однако он малоэффективен в сфере регулирования хозяйственных отношений. И особенно тогда, когда общий уровень доверия к судебной системе, к сожалению, существенно подорван.

Недавние социологические исследования показывают, в Украине рекордно снизился уровень доверия населения к финансовым учреждениям. 77% украинцев не доверяют банкам, из них 47,4% не доверяют абсолютно. Откровенно говоря, доверие ко всем ключевым административным институтам сейчас находится на похожем уровне, хотя и имеет положительную динамику. Именно поэтому закон "О финансовой реструктуризации" стал одним из первых законов Украины, где основной акцент делается на принципе добровольности и полной прозрачности процесса.

Может ли добровольная сущность процедуры финансовой реструктуризации привести к ее неконтролируемости и безответственности сторон?

Медиация в любой финансовой и юридической процедуре абсолютно не значит отсутствие контроля. Напротив, данный подход считается более эффективным именно благодаря тому, что на всех этапах принятия решений требуется полное согласие и прозрачность действий сторон. При этом в законе "О финансовой реструктуризации" предусмотрен вполне конкретный контроль и ответственность за выполнение этих добровольных договоренностей сторон в рамках процедуры. В частности, штрафы и санкции за невыполнение взятых в рамках процедуры обязательств, как для должника, так и для привлеченных кредиторов.

Для обеспечения баланса интересов всех сторон введено понятие моратория на действия против должника в течение процедуры финансовой реструктуризации (до подписания плана реструктуризации). То есть, внедрен целый комплекс юридически оформленных факторов, которые обеспечат выполнение договоренностей, достигнутых в рамках добровольной процедуры. И именно такой подход, по моему мнению, обеспечит доверие к процедуре в целом и соблюдения выполнения договоренностей в ее рамках.

Если процедура добровольная, почему в ней существует исполнительный орган (Секретариат) и может ли он влиять на ход процедуры?

Секретариат обеспечивает соблюдение временных и формальных норм проведения процедуры. Секретариат никак не вмешивается в саму процедуру и переговоры между сторонами. То есть, деятельность Секретариата обеспечивает оформление добровольного желания должника и привлеченных кредиторов быстро достичь согласия и подписать план реструктуризации. Никаких других контролирующих функций Секретариат или другие лица в рамках процедуры не выполняют. Более того, Секретариат - это не персонифицированная сущность в данной процедуре. Лучше сказать, что он выступает в роли независимого медиатора в каждом отдельном деле о реструктуризации. Ведь процедура финансовой реструктуризации максимально прозрачна и добровольная на всех ее этапах.

За матеріалами: ЛIГАБiзнесIнформ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес