Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Григол Катамадзе: Все частичные изменения, в том числе повышение минимальной зарплаты, не выведут украинскую экономику из тени

09:27 09.02.2017 |

Економіка

 Татьяна Омельченко, Деловая столица

Глава Ассоциации налогоплательщиков Украины, экс-посол Грузии в Украине рассказал "ДС", что мешает экономике Украины быстро расти.

ДС Как влияют на условия работы бизнеса ежегодные налоговые реформы?

Г.К. Действующая налоговая система Украины не соответствует нынешним реалиям страны и не дает развиваться бизнесу. Такой вывод я сделал за время работы в АНПУ, а также встречаясь с украинскими предпринимателями.

ДС А в чем проблема?

Г.К. Налоговый кодекс и закон о госбюджете предусматривают, что изменения в налоговое законодательство нельзя вносить позже, нежели за шесть месяцев до нового фискального года. А в 2014-2016 годах они вносились в конце декабря и вступали в силу 1 января. В итоге, они не могут быть успешными. И только это уже отрицательно влияет на бизнес, ибо он не может подготовиться за новогоднюю ночь к налоговым изменениям.

ДС Что подразумевается под "гибкостью"?

Г.К. Когда меняются экономические условия, а также политическая ситуация в стране и вне ее, налоговая система должна быстро адаптироваться к новым реалиям. А в Украине наоборот - правительство меняет правила игры, и бизнесу (в том числе всем гражданам) приходится к этому приспосабливаться. И пока в Украине не будет так, как в цивилизованном обществе, страна будет топтаться на месте. Я не сторонник огульной критики. К тому же ГФС работает в рамках налогового законодательства, проблема в том, что в нем не прописаны четкие нормы. Результат - постоянная чехарда с изменениями, за которыми бизнес и граждане не поспевают. И это создает условия ГФС действовать так, как сейчас.

ДС В чем собственно проблема?

Г.К. В чрезмерной фискализации, это основа коррупции, в нагрузке на ФОП, зарплатах "в конвертах", а также в том, что более 50% экономики пребывает в тени. Ввиду этого не развивается малый и средний бизнес (его доля в ВВП 10-15%). Зато в Польше, экономика которой 25 лет назад находилась в ужасном состоянии, более 60% удельного веса ВВП страны составляет малый и средний бизнес. А в Англии - 97%! Поэтому АНПУ в 2016 году приняла решение о подготовке проекта Либерального налогового кодекса.

ДС Как вы его видите?

Г.К. Декларирование всего, что есть на руках у населения (движимое и недвижимое имущество, средства и т. д.), без уплаты налога и уголовно-административного преследования. По статистике, на руках у украинцев находится $60-100 млрд. То есть эти деньги находятся в тени и не облагаются налогом. А задекларированные средства дадут возможность стране развиваться, и банки не будут "падать". Если же физлицо за полгода не подаст декларацию - это уже его ответственность перед государством.

ДС И как будет выглядеть процесс декларирования?

Г.К. Нужно создать новую Службу финансовых расследований (в подчинении министра финансов, со штатом 6000 человек), которая будет заниматься аналитикой и отслеживать, живет ли человек по задекларированным доходам.

ДС И какие еще новшества Вы предлагаете?

Г.К. Например, объединение подоходного налога физлиц и ЕСВ в единый и постепенное уменьшение его ставки: в 2018 году - 32%, в 2019-м - 28%, в 2020-м - 20%.

Сейчас бизнесу невыгодно реинвестировать в Украину. Посему местные предприниматели выводят капитал в офшоры и т. д. А в стране нужно создать экономические условия немного лучше, чем в соседних странах.

Если говорить об инвестициях, то для Украины главный инвестор - ее граждане, на руках которых находится, по разным оценкам, от $60-100 млрд. Если говорить о внешних глобальных инвесторах, то они не придут сюда, пока не будет понятных и привлекательных правил игры. Инвесторов отпугивает не столько война на Донбассе, как непрозрачная налоговая и судебная системы, незащищенность инвестиций. К тому же важный аргумент не в пользу Украины - регулярный вывод национального капитала за границу. Естественно, любого инвестора это насторожит.

ДС Как решают подобную проблему в Грузии?

Г.К. Действующее грузинское правительство запустило в 2015 году программу "Произведи в Грузии". Мои друзья взяли кредит в коммерческом банке под 9% годовых, приобрели за рубежом оборудование для бизнеса и пришли со своим проектом предприятия в министерство экономики Грузии. В течение недели минэкономики утвердило проект, бесплатно выделив земельный участок в Тбилиси, который после реализации программы перейдет в их собственность. Кроме того, по условиям программы 8 из 9% (в течение первых двух лет) оплачивает государство, и эти деньги производитель не возвращает. Поэтому таких предприятий в Грузии стало появляться много. И еще один момент. С 1 января 2017 года в силу вступил закон, согласно которому при реинвестировании капитала в национальное производство бизнес освобождается от уплаты налога на прибыль.

ДС Теперь понятно, почему "Грузинская мечта - Демократическая Грузия" повторно побеждает на выборах...

Г.К. Именно. Конечно, есть масса других ключевых моментов этой победы. Но только за названные мною можно было голосовать за нынешнее правительство. Почему в Украине нельзя принять такие изменения?

ДС Считается, что у нас война...

Г.К. Да, в Украине сегодня нестандартная ситуация. Значит, надо принимать нестандартные шаги. Ибо мелкими ежегодными изменениями страну не спасти! Разве нельзя принять решение: если бизнес реинвестирует полученную прибыль в развитие местного производства, он будет иметь преференции? Можно.

ДС Возвращаясь к Грузии, что Украина могла бы перенять из опыта проведения налоговой реформы?

Г.К. Откровенно говоря, не нужно ни у кого ничего заимствовать. И в этом отношении Грузия - хороший пример. Те же Дома юстиции - всецело грузинская идея. Их по стране более 20. В них человек может получить свыше 600 сервисов. Если говорить сугубо о позитивных моментах налоговой реформы в Грузии - это дерегуляция, либерализация, в частности, сокращение количества налогов и их ставок. Также Конституцией было закреплено, что увеличение налогов возможно лишь путем референдума.

ДС Среди наших чиновников распространено мнение, что в Украине низкий уровень налогообложения и налоги надо увеличивать, а в качестве примера ссылаются на ЕС...

Г.К. Перефразирую слова премьер-министра Владимира Гройсмана: тех, кто говорит об увеличении налогов и их количестве, нужно гнать в шею. Украина приглашает к себе польских и словацких советников по экономике. А они, когда вводили изменения в своих странах, проходили через дерегуляцию, уменьшение числа налогов и размеров налоговых ставок. Словакия, которая ранее не была крупным автопромышленником, сегодня - страна №1 (на душу населения), выпускающая автомобили. Это произошло, потому что правительство создало в стране особые экономические условия и привлекательные налоги. И мировые автобренды захотели именно там собирать свои машины.

ДС В Украине разве нельзя создать такие условия?

Г.К. Я думал, что в Украине поразмыслят над этим во время предвыборной президентской кампании в США, когда уже действующий президент Дональд Трамп говорил, что намерен акцентировать внимание на возвращении производства в страну. Украина должна думать о собственном производителе. Ибо чем больше производства и конкурентоспособной украинской продукции, тем выше экспорт, валютная выручка и т. д.

ДС Что ждет Украину в случае увеличения налогов и налогообложения?

Г.К. Экономика сразу рухнет. Но если изменения, о которых я рассказал, не сделать вовремя, потом будет поздно. Если же успеем, то к 2020 году будем жить в совершенно новой стране.

ДС Сокращение уровня налогообложения приведет к падению доходов бюджета, как говорят фискалы, "бюджет недополучит". Предусмотрены компенсаторы?

Г.К. Верно, но по нашим расчетам провал будет лишь в течение полугода. А потом за счет оборота и развития бизнеса бюджет станет быстро пополняться. Но за этот 2017 год государство должно "избавиться" от крупных предприятий (которыми не умеет управлять) - то есть отдать их на приватизацию. Тем самым оно создаст "подушку" экономической безопасности на время проблемного периода. Так поступают в развитых государствах.

ДС Правительство и руководство ГФС декларировало, что повышение обязательного уровня минимальной зарплаты поможет победить теневую экономику. Полагаете, сработает?

Г.К. Все частичные изменения, в том числе повышение минимальной зарплаты, не выведут украинскую экономику из тени. Я не являюсь оголтелым критиком, скорее, наоборот, но уверен: без принятия новых правил игры в виде нового Налогового кодекса небольшие поправки ситуацию не поменяют. К примеру, когда уменьшали ЕСВ, ассоциация сказала, что это не решение проблемы. Так и вышло: зарплаты "в конвертах" остались. А теперь опять появляется возможность чрезмерной фискализации. Нынче можно на любое предприятие наложить штраф, но это не решит проблему.

ДС А есть ли будущее у упрощенки?

- Если мы будем иметь либеральные Налоговый кодекс и налоги, то говорить об упрощенке и отдельных преференциях - некорректно. Это не создает равных конкурентных условий для всех. В начале 1990-х годов, когда государство не могло выплачивать зарплаты, на законодательном уровне приняли решение о создании упрощенной налоговой системы, что дало возможность многим украинцам создавать небольшие предприятия и содержать свои семьи. Это было правильное решение. Но вскоре некоторые "предприимчивые" граждане стали этим злоупотреблять. Долгие годы и по сей день государство закрывает глаза на миллиардные обороты крупных и средних компаний, которые раздроблены на ЧП с целью минимизации налогов. А это тупик!

ДС То есть в идеале вы против упрощенки?

Г.К. Да. Но эту систему можно трансформировать в особый режим налогообложения с предоставлением субъектам предпринимательства статуса малого и микробизнеса.

ДС Что он подразумевает?

Г.К. Это физлица-предприниматели, осуществляющие лишь розничную продажу товаров с торговых мест на рынках, занимающиеся традиционными промыслами, осуществляющие хоздеятельность по предоставлению бытовых услуг населению. Штат микробизнеса максимум пять человек, а годовой объем - не более 1 млн грн. Ставка налога предлагается в размере 8% от минимальной зарплаты. Что касается малого бизнеса, этот статус могут иметь физлица-предприниматели, которые осуществляют хоздеятельность по предоставлению услуг населению и плательщикам (на которых распространяется особый режим налогообложения); и те, кто осуществляет производство или продажу товаров. Количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не может превышать 25 человек, а годовой объем дохода - 5 млн грн. В этом случае предлагается ставка налога 3% от дохода. Причем субъектам малого бизнеса предоставляется право добровольной регистрации плательщиком НДС, но они должны применять регистраторы о расчетных операциях.

Кстати, вы спрашивали меня о налоговой реформе в Грузии. Думаете, легко было ввести те же кассовые аппараты? В стране проходили бунты! Но Служба доходов объявила лотерею на чек. Первая премия составляла $30 000, были и другие ценные призы. И это сработало! Люди, желая участвовать в лотерее, отоваривались у торговцев с кассовыми аппаратами.

ДС У нас тоже пытались их вводить.

Г.К. В Украине пошли другим путем: с применением "масок-шоу" и автоматов. И где кассовые аппараты? Их нет... А они должны быть повсеместно. Еще пример. В Украине создали патрульную службу. Но у патрульного должен быть терминал и кассовый аппарат, как в Грузии. Когда меня остановил грузинский полицейский за непристегнутый ремень, то оформил мой штраф за три минуты. С помощью кассового аппарата выдал чек, в котором указаны сроки оплаты и штрафные санкции в случае неуплаты или просрочки. Когда меня оштрафовала киевская патрульная служба за неправильную парковку, пришлось ждать 45 минут оформления всех процедур...

ДС У вас есть представление об идеальной налоговой системе?

Г.К. Ничего идеального не существует, так как жизнь идет вперед. Если кто-то думает, что можно провести реформу в течение года, а потом почивать на лаврах, - это не так. Реформа - это постоянное движение. И пока шло внедрение реформы, жизнь не стояла на месте. Соответственно, она стала устаревать. Приближенной к идеалу я бы назвал налоговую систему Сингапура. Но не надо мои слова интерпретировать однозначно и переносить сингапурскую специфику в украинские реалии. Точно так же, как нельзя утверждать, что налоговая система Польши (где сейчас высокие налоги) подойдет Украине. Ибо сегодняшняя Украина - это Польша 25 лет назад, в период глубочайшего кризиса.

Григол Катамадзе, глава Ассоциации налогоплательщиков Украины, экс-посол Грузии в Украине

Родился 12.08.1961 г. в Кутаиси (Грузия).

Образование: 1985 г. - окончил факультет международного права и международных отношений Киевского госуниверситета им. Т.Шевченко, кандидат юридических наук.

Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Карьера: 1985-1993 гг. - занимал ряд должностей в МВД Грузии; 1993-1994 гг. - замдиректора департамента внешнеэкономических связей МИД Грузии; 1995-1998 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посланник в Посольстве Грузии в Украине; 1998-2000 гг. - замминистра обороны Грузии по вопросам военной политики и международного военного сотрудничества; 2000-2007 гг. - Посол Грузии в Украине, (2001-2005 гг. - по совместительству Посол Грузии в Молдове и Румынии); 2007-2008 гг. - замминистра иностранных дел Грузии; февраль 2008 г. - директор по развитию международного бизнеса Банка Грузии, член наблюдательного совета БГ Банка, советник главы правления БГ Банка по вопросам частного банковского обслуживания; январь 2009 - январь 2013 гг. - Посол Грузии в Украине; сентябрь 2013 - январь 2014 гг. - советник по международным вопросам Восточно-европейской топливно-энергетической компании; август 2014 - апрель 2015 гг. - основатель и президент компании TNK Global Group (Грузия); с 29.05.2015 г. - глава АНПУ.

Семейное положение: женат, 2 детей и 4 внуков.

Увлечения: автомобили, театр и кино, любит строить.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4716
 0,1144
0,29
EUR
1
42,1833
 0,0787
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:26
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3646  0,03 0,06 39,9142  0,05 0,11
EUR 42,1417  0,03 0,06 42,9504  0,03 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4500  0,13 0,32 39,4700  0,13 0,32
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес