Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Иван Миклош: Технократы в правительстве - плохие реформаторы

Международную группу советников при правительстве Украины, которая поможет Киеву составить и реализовать новый план реформ, возглавит бывший министр финансов и вице-премьер Словакии Иван Миклош. Сразу после назначения он дал интервью Deutsche Welle.

Deutsche Welle: Господин Миклош, вас пригласили работать советником правительства в Киеве, потому что вы в свое время были успешным реформатором у себя на родине. Как, на ваш взгляд, Украина может использовать ваш словацкий опыт?

Иван Миклош: Думаю, важнее всего проведение обстоятельных, глубоких, комплексных и быстрых реформ. Это должен быть комплекс мер, основанный на макроэкономической стабилизации и финансовой консолидации, на восстановлении дееспособности банковского сектора, а также стабилизации инфляции и валютного курса. Кроме того, нужны структурные реформы в области госфинансирования, налогов, системы социального обеспечения, пенсионной системы и рынка труда.

Все это мы делали в Словакии, которая в конце 90-х годов была в похожем состоянии. Хотя ситуация на Украине сейчас даже сложнее, учитывая войну на востоке и торговую войну с Россией. К этому следует добавить коррупцию, плохо функционирующие государственные институты, отсутствие иностранных инвестиций. Кроме того, в экономике остается достаточно большой государственный сектор. Опыт Словакии показывает: если проводить реформы решительно, то можно довольно быстро найти выход из этого положения. Это трудно, но справиться с этим можно.

- До недавнего времени вы были советником министра финансов Украины Натальи Яресько и министра экономики Айвараса Абромавичуса. Однако украинцы, похоже, были недовольны ходом реформ, которые проводило правительство. В чем, на ваш взгляд, причина того, что реформы не удались?

- На мой взгляд, за прошедшие два года было сделано гораздо больше, чем за два прошедших десятилетия. С другой стороны, по сравнению с тем, что можно и необходимо было сделать, этого недостаточно. Мне кажется, основными причинами стали слабое политическое руководство и плохая коммуникация при проведении реформ. Ведь было сделано довольно много: приняты поправки к законодательству в сфере борьбы с коррупцией, достигнуты хорошие результаты по части макроэкономической стабилизации, сокращению бюджетного дефицита, ценового дерегулирования в энергетике.

К примеру, дефицит бюджета за год, с 2014 по 2015-й, сократился с 10,3 до 2,5 процента. Это невероятное достижение, но этого недостаточно. Самой серьезной помехой для проведения реформ был недостаток единства внутри коалиции, плохая коммуникация между правительством и парламентом, а также между правительством и обществом. В прошлом году только 37 процентов правительственных законопроектов были одобрены парламентом. Это очень низкий показатель.

- Наталья Яресько и Айварас Абромавичус считались успешными реформаторами. Однако в новом правительстве их не будет. Есть ли у вас основания считать, что новое правительство будет реформаторским?

- Посмотрим. С одной стороны, этих реформаторов и технократов уже не будет. Но с другой, технократы имели один существенный недостаток: они не были политиками, а потому не осуществляли коммуникацию, не делали политическую работу. Они не делали в достаточной степени того, что должны делать министры: общаться с парламентом и обществом, бороться за реформы, объяснять их общественности. Я не знаю, будет ли новое правительство лучше, но я надеюсь на это. Ведь чисто с технической точки зрения понятно, что нужно делать. Это все прописано и в программе сотрудничества с МВФ, и в соглашении об ассоциации с ЕС.

- То есть вы не были сторонником технократического правительства во главе с Натальей Яресько, о котором много говорили на определенном этапе?

- Технократическое правительство может быть хорошим решением на короткий период преодоления кризиса. Но если говорить об эффективных реформах, я не знаю ни одной постсоциалистической страны, даже ни одной успешной страны, где реформы осуществляли бы технократы. Несколько стран оказались наиболее результативными в проведении реформ: это прибалтийские государства, Польша, Словакия и Грузия. Во всех этих странах реформы проводили политики.

- Когда Абромавичус уходил с поста министра экономики, он назвал коррупцию главной причиной своего ухода. Насколько коррупция представляет серьезную опасность для успеха нового правительства?

- Коррупция представляет серьезную опасность не только для этого правительства, но и для реформ в любой стране. Мы знаем, что уровень коррупции на Украине очень высокий, но благодаря принятым мерам пространство для коррупции сужается, и успешные реформы будут этому способствовать. Самый эффективный метод борьбы - это не только уголовное преследование коррупционеров, но и либерализация, дерегулирование и приватизация. Всем известно, что государственные предприятия - огромный источник коррупции. На Украине сегодня остается около 3,3 тысячи государственных компаний.

- Проблема в том, при проведении приватизации на Украине западные инвесторы просто не приходили. Что должно сделать правительство, чтобы привлечь к участию в приватизации крупные международные компании?

- Вопрос в том, почему они не приходили. Это происходило потому, что процесс приватизации был непрозрачным и коррумпированным. Когда в 2005 году правительство Юлии Тимошенко организовало открытый международный тендер для продажи Криворожского горно-металлургического комбината, его купила по очень конкурентной цене одна из крупнейших металлургических компаний ArcelorMittal. То есть непрозрачные методы приватизации нужно менять. Вторая причина в том, что работа правоохранительных органов и защита частной собственности были на очень низком уровне. Иными словами, открытая приватизация и необходимые структурные реформы могут изменить условия для бизнеса, это и может привлечь крупных западных инвесторов.

За матеріалами: Deutsche Welle
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес