Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Как видит фискальную реформу МВФ и насколько украинское правительство готово выполнять его рекомендации

20:22 09.02.2016 |

Економіка

Вчера МВФ опубликовал отчет об Украине, который содержит ряд рекомендаций от экспертов Фонда. Отчет базируется на данных по состоянию на октябрь 2015 года и посвящен уменьшению ЕСВ и гармонизации системы налогообложения предприятий и малого бизнеса. В предыдущем отчете (IMF, Restoring a Strategic Approach to Tax Reform («Восстановление стратегического подхода к налоговой реформе», март 2015-го. - Forbes) отмечалось, что социальные взносы в Украине слишком высоки.

В то же время утверждается, что вполне обоснованно было бы предположить, что это связано с большим неформальным сектором, по борьбе с которым МВФ дает весьма неоднозначные советы. Например, либерализация законодательства в сфере банковской тайны. Несмотря на то что отчет носит рекомендательный характер, исходя из его содержания, напрашивается вывод, что эти рекомендации имели значительное влияние на формирование новой налоговой политики Министерства финансов. Некоторые рекомендации Минфин уже принял к сведению, а другие наверняка будут внедряться последующие годы.

«Отчет технической миссии - это отчет, с которым я работала каждый день на протяжении двух недель, и я его знаю хорошо. Для нас это было хорошим подспорьем на пути разработки налоговой реформы. Это дополнительное мнение, которое мы использовали во время ее обсуждения», - объясняет заместитель министра финансов Елена Макеева.

Учитывая специфический ход обсуждения налоговой реформы, становится очевидным, что советы Фонда имели большое влияние на Минфин. В то же время для сторонников «либерального» варианта фискальных новшеств рекомендации Фонда «подспорьем» не являлись. Как видно из отчета, МВФ не уделяет особое внимание возможным вариантам стимулирования экономики страны, не переставая при этом говорить о расширении базы налогообложения.

В итоге ряд рекомендаций Фонда уже был воплощен в налоговой реформе Минфина, а еще часть из них будет реализовываться на протяжении 2016 года. «Недавно министр финансов обозначила пять основных акцентов, которые мы для себя видим в KPI в этом году. Один из них - завершение налоговой реформы», - подчеркивает Макеева.

Закат «упрощенки»

Одна из наиболее резонансных норм, которая может настигнуть украинский бизнес в нынешнем году - отмена упрощенной системы налогообложения для юрлиц. «Юридические лица тоже должны быть лишены возможности применять реформированный упрощенный режим налогообложения. [...] Практика большинства стран заключается в отказе от распространения режима упрощенного налогообложения на юридических лиц», - говорится в отчете МВФ.

В рекомендациях Фонда также указано, что право на применение «упрощенки» должно предоставляться только по-настоящему малым налогоплательщикам. Целью этих систем должно быть упрощение соблюдения законодательства малыми предприятиями, которые не в состоянии выполнять все требования к администрированию и бухгалтерскому учету, обязательные для крупных налогоплательщиков.

Однако если эта норма в прошлом году так и не была зафиксирована в законе, то в нынешнем с большой долей вероятности ее все-таки попытаются ввести. «Упрощенная система налогообложения должна остаться, но ее нужно модифицировать, чтобы не дать крупному бизнесу дробиться и использовать упрощенную систему с целью оптимизации и минимизации налогов», - уточняет Макеева.

Битва с «тенью»

В целом оптимизации налогов в отчете МВФ уделяется много внимания. И эксперты Фонда закономерно подчеркивают, что бороться с этим следует не только снижением ЕСВ. «Неформальность - это многомерная проблема, и борьба с ней лишь путем снижения ставок ЕСВ может не принести практически никаких последствий», - указано в документе.

Эксперты Фонда отметили, что работодателям приходится оплачивать фальсифицированные счета, для того чтобы покрыть ту часть зарплат, которая выплачивается наличными. Инструменты, которые предлагает Фонд, весьма противоречивы. «Полномочия ГФС по расследованию операций такого типа компаний [практикующих оптимизацию налогообложения] очень ограничены из-за строгости законодательства о банковской тайне», - говорится в отчете МВФ.

Эксперты Фонда уточняют, что в настоящее время Государственная фискальная служба имеет возможность обрести доступ к банковским выпискам только по решению суда, а полученная таким образом информация сводится, как правило, к данным об остатках средств на счетах. «Для того чтобы предпринять решительные шаги против расширения неформального сектора, необходимо будет смягчить законодательство о банковской тайне: например, сделать так, чтобы для получения информации требовалось только соответствующее решение Национального банка», - советуют аналитики.

При всей кажущейся логичности таких рекомендаций Фонд практически игнорирует коррупционную составляющую в работе фискальной службы. На фоне признания премьер-министра Арсения Яценюка в том, что победить коррупцию в ГФС не удалось, такие рекомендации Фонда выглядят довольно противоречивыми.

«Что касается нерегистрируемой части экономики - основной массы теневой экономики, здесь необходим подход, который я называю подходом «конверсии». Когда конструктивную деятельность в этой сфере должны максимально конвертировать в сферу прозрачных отношений. Для того чтобы эта конверсия произошла, необходимо отсекать сферы, которые способствуют тенизации», - поясняет президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. По его словам, речь идет в первую очередь о коррупции, которая препятствует реформам и поглощает значительную часть необходимых для развития ресурсов. И особенно остро подобные перекосы ощущаются в кризисное время.

«Надо меньше пить»

Немало внимания Фонд уделил и вопросу акцизов, отмечая «очень низкий» уровень налоговой нагрузки на многие подакцизные товары - вино, табачные изделия и пиво. Более того, по мнению Фонда, Украина имеет самый высокий в мире уровень потребления незарегистрированного алкоголя. «Такая ситуация влечет за собой двойные негативные последствия: повышает риски потребления алкоголя и способствует избеганию налогообложения», - говорится в отчете.

Эксперты МВФ уверены, что, помимо уменьшения налоговой базы, это приводит к значительным расходам на здравоохранение. «Огромные негативные последствия оправдывают применение более агрессивного подхода к повышению ставок акцизов на алкогольные напитки», - подчеркивают специалисты Фонда. В итоге можно ожидать значительного повышения акцизов на алкоголь уже в ближайшем будущем. Что касается табака, акцизные сборы на товары этой категории Фонд рекомендует повысить до уровня стран ЕС в среднесрочной перспективе.

Избирательное взаимопонимание

Следует констатировать, что Минфин прислушивался не ко всем рекомендациям Фонда. Учитывая понижение ставки ЕСВ, Фонд предлагал искать компенсаторы в разных налогах, одним из которых был НДС. По словам Макеевой, повышение НДС до 21% дало бы около 10 млрд гривен налогового дохода. «Мы эту идею обсуждали и просчитывали, но для себя поняли, что это непопулярная мера. В итоге отказались от нее. Она не нашла поддержки ни в Минфине, ни в правительстве», - отмечает Макеева.

В целом же рекомендации МВФ типичны для кредитора, который навязывает Украине политику «санации». Большой проблемой остается то, что украинская экономика в текущих условиях не способна выбраться из рецессии. Налоговая система страны по-прежнему несовершенна и никоим образом не содействует привлечению инвестиций. Более того, советы Фонда часто неактуальны для Украины, поскольку не учитывают коррупционных факторов, присущих госструктурам.

«Если мы говорим о борьбе с теневой экономикой за счет ужесточения фискальных процедур, это может вступать в противоречие с задачами антикризисной политики. Антикризисная политика в наших условиях - это максимальное стимулирование предпринимательской деятельности, снижение издержек ее ведения, насколько это возможно», - указывает Жалило.

Это можно сделать при помощи налогового реформирования, за счет упрощения и автоматизации процедур, сокращения субъективизма в налоговых процедурах. «Увы, в предложенных реформах Минфина в комплекте с бюджетом 2016 года их практически не было», - резюмирует эксперт.

За матеріалами: Forbes-Украина
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,5035
 0,0648
0,16
EUR
1
43,6824
 0,2091
0,48

Курс обміну валют на вчора, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1308  0,11 0,27 41,7712  0,09 0,22
EUR 43,2628  0,25 0,57 44,0184  0,18 0,41

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4850  0,08 0,18 41,5100  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес