Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Налоговая реформа как театр абсурда

16:46 09.11.2015 |

Економіка

Словацкий реформатор Иван Миклош 9 месяцев проработал в Украине. Похоже он устал от украинских реалий. И честно рассказал ЛIГАБiзнесIнформ, что думает о происходящем.

Меня очень беспокоят перспективы и успех реформ в Украине. Впервые я посетил Украину сразу после Майдана, в начале марта 2014. С того времени я регулярно посещаю Украину, а с февраля 2015 я работаю советником министра финансов и Министра экономики.

С одной стороны можно сказать, что то, что нам удалось сделать и достичь в политической и экономической трансформации страны за полтора года, превосходит все сделанное за предыдущие 20 с лишним лет. Но с другой стороны, если посмотреть на имеющиеся возможности и то, что необходимо сделать, то результат окажется неутешительным. Более того - то, что я вижу вокруг себя в Украине, не дает мне много поводов для оптимизма в ближайшем будущем.

Во-первых, реформы представляют прежде всего политическую, а не техническую задачу, но политический аспект реформ серьезно недооценивается. Дуальная система высшей власти является одной из причин неэффективного руководства и недостаточного прогресса реформ. Уровень ответственности за реформы низкий, главным драйвером для необходимых преобразований является печать извне. Качество коммуникации, связанной с освещением реформ, просто трагическая.

Борьба с реформами, даже со стороны некоторых членов правящей коалиции, намного заметнее чем поддержка реформ и их разъяснение. Главными мотивами существования коалиции является популизм и собственные интересы, а не осознание необходимости в реформах. Лучшим свидетельством этому является неприемлемый результат работы Верховной Рады в течение первых 9 месяцев существования нынешней коалиции, которая за это время поддержала лишь 36% законодательных инициатив правительства. Я знаю, что в этом виновата не только Верховная Рада, но нам нужен результат в конце, а он просто неприемлемый. В любой стране, которая успешно реализовала программу реформ, данный показатель составлял почти 100%.

Радикальная конкуренция

Существует огромный разрыв между общим восприятием и практической реализацией реформ. Все поддерживают необходимость "радикальных" или "либеральных" реформ, но только на словах. Существует даже довольно странная конкуренция, чье предложение окажется более радикальным и либеральным. Но в реальности почти все необходимые практические шаги по реализации реформ такого рода являются объектом сокрушительной критики и часто блокируются не только оппозицией (это нормальное явление), но и партнерами по правительственной коалиции. Это абсолютно ненормально. Вам нужны примеры? Я могу вспомнить дерегуляцию тарифов на энергоносители, меры по макроэкономической стабилизации, реструктуризацию внешнего государственного долга и, не в последнюю очередь, налоговую реформу.

Соревнования, связанные с налоговой реформой, действительно странные и очень опасные. У нас сейчас есть два варианта налоговой реформы, которые конкурируют между собой - это предложение Министерства финансов и предложение Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой политики под руководством Нины Южаниной, которую также поддерживают неправительственные организации.

Перед тем, как говорить о содержании различных вариантов налоговой реформы, я должен сказать, что сам факт существования альтернативного предложения, поданного членами парламента, представляющих провластную коалицию, является нестандартным и ненормальным. Мне неизвестны страны, которые успешно проводили реформы и в которых подготовкой и представлением налоговой реформы занимался бы еще кто-то кроме Министра финансов.

Возможно, такой шаг имел бы смысл, если бы министерство финансов ничего не делало и парламент был бы вынужден взять его задачи на себя. Но в нашем случае это не так. Министр финансов в марте создала рабочую группу по вопросам налоговой реформы, и председатель парламентского комитета по вопросам налоговой политики и представители неправительственных организаций входили в эту группу. Представители неправительственных организаций участвовали в работе группы, а председатель комитета по вопросам налоговой политики ее проигнорировала. Если бы оппозиционные депутаты Верховной Рады подготовили и зарегистрировали альтернативный законопроект о налоговой реформе, это было бы понятно и нормально. Но тот факт, что это было сделано депутатами из провластной коалиции, нормальным назвать нельзя.

Это странная политическая игра, и мне очень грустно, что в этой игре участвуют уважаемые представители неправительственных организаций и других институций. Я очень уважаю украинские неправительственные организации и их работу. Я был и остаюсь председателем аналитического центра по экономическим вопросам в Словакии, также я соучредитель Центра экономической стратегии в Украине. Но неправительственные организации являются независимыми и должны прилагать усилия для этого. Они неправительственные структуры и должны остерегаться привлечения к участию в странных политических играх, которые мы сейчас можем наблюдать в связи с предстоящей налоговой реформой. Неправительственные организации должны оставаться неправительственными - если они этого не сделают, это будет опасно, прежде всего, для них.

Еще одним удивительным примером украинской реальности является публичное обсуждение налоговой реформы. Альтернативный законопроект комитета по вопросам налоговой политики был зарегистрирован в Верховной Раде и опубликован, его живо обсуждают. В то же время, по предложению Минфина была опубликована лишь базовая информация и вычисления. Но я хочу вновь отметить, что подход Минфина является нормальным и стандартным, но методы комитета по налоговой политике и неправительственных организаций таковыми назвать нельзя.

У Минфина есть полный текст нового Налогового кодекса и перечень фискальных мер по снижению государственных расходов примерно на 60 млрд грн., чтобы компенсировать фискальный разрыв, связанный с предложенной им налоговой реформой. Но обсуждение этих мер и предложений с партнерами в правительстве и в коалиции и их последующая публикация - это нормальный, стандартный и ответственный подход. В свою очередь, регистрация и обнародование проекта налоговой реформы, следствием которой станет фискальный разрыв в размере 200 млрд грн. без каких-либо компенсационных мер и без какого-либо согласования позиций с партнерами - это абсолютно ненормально и безответственно.

Переговоры о (в частности, чувствительные) политические вопросы с привлечением средств массовой информации - это короткий путь к развалу любой коалиции.

Очень радикальная реформа

Теперь несколько слов о содержании альтернативного варианта налоговой реформы от комитета по вопросам налоговой политики. Его авторы и сторонники сначала назвали его "радикальным", а позже - "либеральным". Но на самом деле, это предложение не является ни радикальным, ни либеральным - это ​​просто акт безответственного популизма и инструмент для опасной политической игры.

Обычно, дискуссия об этом варианте налоговой реформы сводится к фискальному разрыву, который действительно является важным, но отнюдь не единственной проблемой в предложении комитета по вопросам налоговой политики и неправительственных организаций. Это предложение также неприемлемо, потому что оно не предлагает путей устранения важных недостатков существующей налоговой системы. Существующая налоговая система огчень сложная, она создает фискальные искажения, а также является несправедливой и неэффективной. Новая система должна быть простой, нейтральной, беспристрастной, справедливой, комплексной, эффективной и предсказуемой. По всем этим показателям вариант реформы, предложенный Минфином, является лучшим.

Простота и нейтральность

Минфин предлагает единую ставку в размере 20% для четырех основных налогов (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, НДС, ЕСВ), предложение комитета по вопросам налоговой политики предусматривает три разные ставки (10% для налога на доходы физических лиц, 15% для налога на прибыль предприятий и 20% для НДС и ЕСВ). Единая налоговая ставка важна не только из-за удобства, но и для того, чтобы очистить налоговую систему от почти всех льгот, исключений, скидок, специальных ставок и специальных налоговых режимов и таким образом, действительно упростить систему и сделать ее беспристрастной ко всем плательщикам.

Справедливость и солидарность

Минфин предлагает снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда для всех работников и работодателей, но прежде всего - для граждан с низкими доходами. С этой целью для всех граждан вводится необлагаемый доход в размере одной минимальной зарплаты. Это означает, что реальная эффективная ставка налога на доходы граждан будет варьироваться от 0% до 20% в зависимости от уровня доходов. Указанный необлагаемый доход предусмотрено для всех граждан, поэтому реальная эффективная ставка подоходного налога не повысится.

Например, для граждан с ежемесячным доходом, ниже средней зарплаты (около 60% граждан), снижение налоговой нагрузки составит от 85% (для ежемесячной зарплаты в размере 1200 грн.) До 40% (для ежемесячной зарплаты в размере 4000 грн.). Предложение Минфина также предусматривает более справедливые правила игры для тех, кто является плательщиком единого налога. Существующая система (и вариант реформы по предложению комитета по вопросам налоговой политики оставляет это без изменений) является радикально регрессивной (от 25% для работников с низким уровнем дохода до 0,5% для высокооплачиваемых частных предпринимателей). Минфин предлагает прогрессивную, но щедрую систему налогообложения от 4% для предпринимателей с низким уровнем доходов до 8% для более высокодоходного малого бизнеса.

Предложение комитета по вопросам налоговой политики является несправедливым, так как оно предусматривает значительный налоговый груз для наиболее уязвимых плательщиков и предусматривает отмену необлагаемого минимального дохода. Это предложение также является несправедливым, так как оно сохраняет существующий неприемлемый разрыв между высокооплачиваемыми работниками, работающими на едином налоге (около 4%), и предпринимателями с низким уровнем доходов, которые работают по этой же системе (около 23%), а также низкооплачиваемыми (около 25%) наемными работниками и работниками с средней зарплатой (около 35%).

Отсутствие фискальных искажений

Минфин предлагает радикально изменить систему единого налога, которой активно злоупотребляли высокооплачиваемые специалисты и крупные предприниматели и компании, которые заставляли своих работников регистрироваться предпринимателями для снижения налоговых обязательств. Следствием такой системы является не только снижение налоговых поступлений, а и искажение конкуренции, так как налогоплательщики на общих основаниях имеют гораздо более высокие расходы по сравнению со своими конкурентами. Минфин предлагает сохранить систему единого налога только для тех, кто действительно в этом нуждается - мелкие субподрядчики и действительно мелкие предприниматели. Предложение Минфина действительно щедрое и справедливое для них.

Предложение комитета по вопросам налоговой политики даже углубляет недостатки современной несправедливой и непредсказуемой системы, увеличивая порог для работы на едином налоге для аграрных компаний.

Комплексный характер

Предложение Минфина носит комплексный характер и базируется на новом Налоговом кодексе, в котором применяются все возможности и инструменты для создания простой, нейтральной и беспристрастной налоговой системы.

Альтернативное предложение предусматривает лишь частичные изменения в существующий Налоговый кодекс в виде переработанных ставок налогов и процедур администрирования налоговых поступлений.

Фискальная стабильность и снижение налоговой нагрузки

Минфин предлагает оба шага - снижение налоговой нагрузки на общую сумму 60 млрд. грн. и конкретные предложения по соответствующему сокращению государственных расходов для сохранения макроэкономической и фискальной стабильности.

Комитет по вопросам налоговой политики предлагает гораздо большее сокращение налогов на сумму около 200 млрд. грн., но не предлагает компенсационные меры, а также меры по устранению крупнейших деформаций в современной непредсказуемой системе. Неизбежным следствием реализации такого варианта реформы станет фискальная и макроэкономическая дестабилизация с реальной угрозой новой волны девальвации, инфляции и рецессии. Макроэкономическая стабильность является необходимым условием для успешного экономического развития, а любая реформа, которая серьезно угрожает тяжело достигнутой и еще очень непрочной стабилизации, не является ни радикальной, ни либеральной - это просто безответственное и популистское предложение.

Эффективность

Эффективная налоговая система должна способствовать и поддерживать

• рост, инвестиции и создание рабочих мест;

• справедливость и солидарность;

• высокое качество и достаточный объем государственных услуг.

Предложение Минфина соответствует этим критериям, а предложение комитета по вопросам налоговой политики - нет.

Указанные выше различия являются главным основанием для моего скептического отношения к возможности компромисса между двумя предложениями по налоговой реформе. Министерство финансов уже взяло на вооружение большинство целесообразных мер по предложению госпожи Южаниной, которые главным образом касаются администрирования налогов. Но дальнейшее сближение невозможно без нарушения принципов, которые являются критически важными. Частичная реформа вреднее, чем отсутствие реформ. Безответственная и популистская реформа хуже, чем отсутствие реформ.

Автор - Иван Миклош, советник министров Экономики и Финансов Украины, бывший министр Финансов Словакии. Считается одним из основных идеологов и авторов словацкого экономического чуда.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6702
 0,1986
0,50
EUR
1
42,5205
 0,3372
0,80

Курс обміну валют на сьогодні, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес