Фінансові новини
- |
- 18.12.25
- |
- 08:27
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Почему суда, заходящие в Крым, остаются безнаказанными
17:19 14.11.2014 |

Артур Ницевич
партнер Международной юридической службы Interlegal, председатель Морского института Украины
По информации из открытых источников, в списке судов, нарушивших порядок захода в Крым, на начало августа значилось 86 судов, в том числе 38 российских, 22 турецких, 13 греческих, по два - немецких, итальянских, румынских и сингапурских; по одному болгарскому, египетскому, панамскому и эстонскому. С тех пор еще 93 судна из 24 стран мира осуществили, как минимум, 152 захода.
С чисто формальной точки зрения запрета на заход судов в крымские порты как такового в публично-правовом международном плане не существует. Можно говорить о закрытии пунктов пропуска через границу, о закрытии украинских портов в Крыму, о нарушении судовладельцами и судами международных кодексов, касающихся безопасности мореплавания.
Базовым здесь является закон Украины №1207-VII «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Но противоправным деянием, за совершение которого предусматривается уголовная ответственность, является не сам заход судна. Здесь корректнее говорить о нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее, причем, как оговорено в законе, с целью причинения вреда интересам государства. Если такая специальная цель установлена не будет, то наступает лишь административная ответственность. Выявление факта захода в порты Крыма может повлечь юридическую ответственность экипажа судна при последующем заходе в украинский порт.
О какой именно ответственности речь? О достаточно серьезной: ч. 1 ст. 332-1 Уголовного кодекса Украины предусматривает санкцию за такое нарушение в виде лишения свободы сроком до трех лет или лишения свободы на тот же срок с конфискацией транспортных средств. Кроме того, Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей 204-2 «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее». Правонарушение влечет за собой наложение штрафа от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест сроком до 15 суток.
То есть речь идет об ответственности физических лиц. В Украине введен институт уголовной ответственности и для юридических лиц (разд. XIV-1 УК), но в настоящее время нарушение судном (экипажем) статьи 332-1 УК Украины не является основанием для привлечения к ответственности юридического лица-судовладельца или арендатора судна. Вид ответственности - административная или уголовная - зависит от квалификации правонарушения.
Очевидно, что в рамках досудебного расследования уголовного дела и в связи с проведением следственных действий судно может быть задержано, что повлечет его простой и сопутствующие убытки. По нашей информации, до настоящего момента фактов задержания судна в связи с расследованием по статье 332-1 УК Украины еще не было.
Ситуация, созданная украинским законодательством, может быть охарактеризована как «бумажная» или «фиктивная» блокада, и в международном публичном праве такая блокада, пожалуй, не создает никаких последствий. В Украине нет официального черного списка судов, заходивших в крымские порты, а существующий черный список поддерживается общественным движением «Майдан иностранных дел».
На практике если нарушители не находятся на территории континентальной Украины, которую контролирует центральная власть, вероятность привлечения их к ответственности за нарушение украинского законодательства крайне мала. Если судно не зайдет в украинский порт, оно вряд ли может подвергнуться опасности применения каких-либо санкций Украиной.
Правда, имеется и специальное законодательство против нарушения суверенитета Украины и в других юрисдикциях. Например, в Европейском Союзе, США и некоторых других странах Украина утверждает, что она не может гарантировать безопасность крымских портов. Таким образом может быть поставлен вопрос об ответственности за заход в небезопасный порт. Если при заходе в порт на судно может быть наложен арест, такой порт считается политически небезопасным.
Так, например, за нарушение санкций Европейского Союза установлена ответственность:
* на территории Европейского Союза;
* на борту любого летательного аппарата/судна, находящегося под юрисдикцией Европейского Союза;
* любого гражданина Европейского Союза, независимо от его местонахождения;
* любого юридического лица (предприятия или организации), основанного в соответствии с законодательством Европейского Союза;
* любого юридического лица, занимающегося деятельностью (полностью или частично) на территории Европейского Союза.
В то же время имеются страны, которые признали действия Российской Федерации в Крыму правомерными. В первую очередь, сама Россия, а также Афганистан, Куба, Никарагуа, Сирия, Венесуэла и некоторые другие.
За нарушение международных санкций сторона не отвечает, если не знала и не имела веских причин полагать, что ее деяния могут нарушить условия, предусмотренные санкциями.
Определенные международные средства воздействия на нарушителей, конечно, существуют. Речь может идти, например, об использовании механизмов, предусмотренных Кодексом ОСПС (Международный Кодекс охраны судов и портовых средств, часть Конвенции СОЛАС). После закрытия крымских портов они перестали соответствовать требованиям Кодекса, а их свидетельства о соответствии утратили силу.
Заход судна в такой порт ставит под вопрос соответствие самого судна требованиям Кодекса ОСПС. Кодекс предусматривает, что в этом случае государство следующего порта захода может применить к судну корректирующие меры, от расширенной инспекции до задержания или запрета захода в порт.
На практике, Украина должна приложить титанические усилия на международной арене, для того чтобы этот механизм эффективно заработал. Необходимо вести интенсивную работу и воздействовать на судовладельцев-нарушителей через государства флагов. Это прежде всего касается Турции и Греции, ведь судовладельцы именно из этих стран чаще всего совершают к нам судозаходы.
Определенная международная поддержка в этом плане уже оказывается дружественными Украине государствами. Так, 26 августа морская администрация Молдовы распространила циркуляр, в котором проинформировала судовладельцев о необходимости избегать заходов в закрытые порты Крыма. Сообщалось также, что суда, заходящие в крымские порты, могут быть лишены регистрации под флагом Республики Молдова.
Однако требуются не только дипломатические усилия, но и усилия частноправового характера на уровне профильных институций, ассоциаций, страховых компаний и клубов взаимного страхования (P&I). Например, страховщикам, в том числе клубам взаимного страхования, санкциями ЕС запрещается страхование и перестрахование в случае совершения рейсов по перевозке судами товаров крымского происхождения в страны ЕС. Заход судна в порты Крыма должен вызвать подозрение в любом государстве ЕС.
Судовладельческие ассоциации и клубы взаимного страхования должны предостерегать своих участников от нарушения законодательства Украины, что, надо отметить, они и делают с достаточной регулярностью.
Таким образом, только комплексные активные действия Украины и международного сообщества могут повлечь реализацию правовых обязанностей судов всех флагов не заходить в порты, находящиеся на оккупированной территории Украины и закрытые, как и другие пункты пропуска через Государственную границу Украины.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
У РУБРИЦІ
Бізнес
| У ChatGPT відтепер можна редагувати зображення в Photoshop. Функція безкоштовна й доступна в Україні |


Згідно з планом, російський скраплений природний газ (СПГ) буде
заборонено в ЄС на початку 2026 року після того, як закон набуде
чинності. Натомість імпорт трубопровідного газу буде поступово припинено
до 30 вересня 2027 року.
The New York Times дізнались деталі заходів стримування з боку партнерів
України, які готують у рамках триваючих переговорів довкола "мирного
плану" Трампа.
Він також анонсував, що Британія незабаром розпочне виробництво нових
безпілотників-перехоплювачів Octopus у Великій Британії, таким чином,
щомісяця тисячі нових безпілотників назад будуть передаватися Україні.ОП, політика, міжн. Тег Британія
Євросоюз оприлюднив план гарантій безпеки для України, що передбачає
шість ключових пунктів, та застеріг проти змін її кордонів силою,
наголосивши на праві українського народу самостійно ухвалювати рашення
щодо своєї території.
Комітет Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної
політики рекомендував парламенту прийняти законопроєкт щодо зміни назви
розмінної монети України на шаг.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Про це голова Комітету Верховної Ради з питань фінансів, податкової
та митної політики Данило Гетманцев ("Слуга народу") повідомив у
Telegram.
Вартість лютневих ф'ючерсів на сорт Brent на лондонській біржі ICE
Futures за даними на 17:38 кч зростає на $0,84 (1,43%), до $59,76 за
барель.
Україна й Німеччина підписали угоду про виробництво 200 самохідних
артилерійських установок "Богдана" на німецькому шасі Mercedes-Benz
Zetros. Про це повідомив у середу міністр оборони Денис Шмигаль.
У середу, 17 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 1 коп. до 58,34 грн/л, середня ціна на дизельне
пальне залишається на рівні 58,41 грн/л.
Флот танкерів, завантажених російською нафтою марки Urals, скупчився
біля східного узбережжя Китаю. Це сталося внаслідок скорочення
закупівель Індією через західні санкції.
Міністерство оборони подало на розгляд Уряду
пакет нормативних актів, що має забезпечити запуск з 5 січня 2026 року
спеціального правового режиму Defence City - інструменту державної
підтримки підприємств оборонно-промислового комплексу.
Верховна Рада зобов'язала міністрів бути присутніми та звітувати про
свою роботу під час розгляду питання їхньої відставки у профільному
комітеті та на пленарному засіданні парламенту.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.
Компанія Adobe запустила свої програми Adobe Photoshop, Adobe Express та Adobe Acrobat для чат-боту ChatGPT.
Уряд ухвалив постанову, яка дає можливість запустити повний цикл
оформлення європротоколу оформлення незначних дорожньо-транспортних
пригод в застосунку "Дія", повідомила премʼєр-міністр України Юлія
Свириденко.
Серед нововведень є шаблони для відео з готовими музичними доріжками
та текстовими накладками.
Водночас прискорюється передача багатства між поколіннями. У 2025
році 91 спадкоємець (64 чоловіки та 27 жінок) успадкував рекордні $297,8
млрд, що на 36% більше, ніж у 2024 році. Загальна кількість
мультипоколінних мільярдерів досягла 860 осіб із активами $4,7
трильйона.