Фінансові новини
- |
- 18.12.25
- |
- 07:24
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Машиностроение в I полугодии обвалилось почти на 20 %
09:12 18.08.2014 |
Машиностроение Украины продолжает сдавать позиции. По данным Государственной службы статистики, в январе-июне наблюдался очередной спад производства в отрасли - на 18 % к аналогичному периоду 2013 г. Виновник - Россия, основной зарубежный потребитель продукции украинского машиностроения, пишет газета "Капитал".
Российское влияние
Чем больше украинское предприятие отправляет продукции в РФ, тем болезненнее по нему бьет политика сокращения закупок наших товаров этой страной, говорит старший аналитик компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. Как показывает статистика, наибольшее падение производства зафиксировано в транспортном машиностроении (-32,5 %). Особенно это касается производства железнодорожного транспорта (-55,3 %). Например, в 2013 г. в Россию отправлялось 71 % всей экспортной продукции для железных дорог. Впечатляет также динамика уменьшения выпуска грузовых вагонов. По данным Госстата, в первом полугодии 2014 г. предприятия этой подотрасли изготовили всего 3,5 тыс. вагонов, в то время как мощности вагоностроителей составляют около 38 тыс. вагонов в год.
«Дело не в ограничении ввоза и росте напряженности украинско-российских отношений, - уточняет замдиректора ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Сергей Поважнюк. - РФ существенно сокращает инвестиции в инфраструктурные проекты, которые предусматривали приобретение украинской машиностроительной продукции». В частности, по его словам, «Российские железные дороги» в текущем году сократили инвестиционную программу на 16 % - с 467 млрд руб. до 392 млрд руб. (если учесть 10 %-ю девальвацию рубля к доллару, снижение инвестпрограммы получится более существенным). Это повлияет на закупки тепловозов «Лугансктепловоза». Насыщен также и российский рынок грузовых вагонов, что резко снизило спрос на продукцию украинских вагоностроителей: Крюковского, Стахановского ВСЗ, «Днепровагонмаша», «Азовмаша». Федеральная сетевая компания (оператор электросетей России) - покупатель украинских трансформаторов «Запорожтрансформатора» - сократила согласованную в прошлом году инвестпрограмму на 2014‑2019 гг. на 43 %: с 620 млрд руб. до 354 млрд руб.
Пострадало от падения заказов и Сумское НПО им. Фрунзе. В нынешних условиях первоочередная задача, которую ставит перед собой руководство предприятия, - заполнить образовавшийся вакуум в портфеле заказов, говорят на заводе. Россия снизила объем заказов на НПО с 65 % до 15 % в 2014 г. В результате потери составили $ 350 млн. «Мы планомерно двигаемся на новые рынки. Предприятие уже получило предварительную квалификацию в качестве поставщика товаров и услуг в таких странах, как Саудовская Аравия, Индонезия, Ирак, Таиланд, Катар. Аналогичную процедуру проходим в Малайзии. Ведем также переговоры о вариантах сотрудничества с Польшей, Турцией, Бразилией и другими странами. Кроме того, сертифицируем нашу продукцию на соответствие стандартам, которые действуют не только в Европе, но и по всему миру», - рассказывает генеральный директор ПАО «Сумское НПО им. Фрунзе» Алексей Цымбал.
Кто устоял
Примечательно, что смогли устоять и даже нарастить показатели два направления машиностроения. И как раз потому, что меньше прочих подотраслей зависели от поставок в Россию. В 2013 г. доля РФ в экспортных поставках украинского электрооборудования составляла всего 35 %. Относительно низкая зависимость от экспорта в эту страну позволила данному сегменту показать 11,7 % роста производства в январе-июне 2014 г.
Наблюдается позитивная динамика и в выпуске оборудования для металлургической отрасли. Этот сегмент показал рост 6 % в первом полугодии благодаря диверсификации географии продаж, говорит Андрейченко. Например, еще по итогам пяти месяцев 2014 г. в производстве прокатных станов и валков к ним суммарный экспорт удалось сохранить. И это притом что доля поставок в Россию упала в указанный период с 66 % до 47 %. Предприятия подотрасли нарастили поставки своей продукции в Италию.
Относительно хорошие показатели у компании «Мотор Сич», которая сумела сохранить поставки в Россию, несмотря на все запреты. Предприятие имеет стабильный спрос, поскольку российские производители не способны в ближайшее время наладить самостоятельный выпуск компонентов, за которые сегодня отвечает «Мотор Сич». Сказывается и нехватка производственных мощностей, и высокая технологичность производственных процессов, которая требует большего времени на освоение технологий и обучение необходимых кадров. «В итоге в долларовом исчислении выручка предприятия в первом полугодии упала всего на 4 % - до $ 455 млн. Но прибыль при этом выросла на 48 % - до $ 149 млн. Помогла девальвация гривни, которая увеличила экспортную выручку, но в меньшей степени повлияла на гривневые издержки производства», - отметил Андрейченко.
Позитивная динамика наблюдается и у «Турбоатома». Его выручка в первом полугодии выросла на 7 % - до $ 101 млн, а прибыль взлетела в 2,6 раза - до $ 66 млн. На продукцию этой компании существует сильный внутренний спрос со стороны энергогенерирующих предприятий. Доля экспорта у «Турбоатома» достигает 49 %, поэтому влияние торговых войн с Россией сказывается на нем меньше. Кроме того, уникальность продукции производителя снижает риск ее замещения на российском рынке, полагают эксперты.
Доля поставок в РФ не превышает 30 % экспорта и у николаевской компании «Зоря» - «Машпроект» (производит силовые установки для кораблей). Это позволит предприятию и в дальнейшем относительно спокойно пережить снижение поставок в Россию за счет широкой диверсификации поставок, считает Поважнюк.
Прогнозы
В целом во втором полугодии показатели машиностроительного производства существенно не изменятся, полагают опрошенные эксперты. Хотя темп падения за 2014 г. к прошлому году, скорее всего, замедлится из‑за низкой базы сравнения во втором полугодии 2013 г., подчеркнул Андрейченко. По его мнению, на плаву останутся предприятия с низкой зависимостью от российского рынка. А также те, у которых конкурентная позиция защищена либо долгосрочными контрактами (как у «Мотор Сич»), либо высокой технологичностью и уникальностью продукции (как у компаний «Мотор Сич», «Зоря» - «Машпроект», «Турбоатом»).
При сохранении напряженности в торговых отношениях Украины и России не стоит ожидать особого оживления в секторе вагоностроения. Вселяет надежду тот факт, что к концу года могут пройти тендеры на поставку грузовых вагонов для «Укрзалізниці», которые немного поддержат вагоностроителей. Хотя заместить те объемы поставок, которые традиционно приходились на Россию (а это 80 % производимого вагоностроителями), внутренним спросом будет невозможно, уверены аналитики.
В автомобилестроении в конце первого полугодия наступил серьезный кризис, связанный со спадом потребительского спроса из‑за военных действий, девальвации гривни, экономической и политической неопределенности. Есть надежда, что по мере урегулирования конфликта на востоке, спада политической неопределенности после выборов в Верховную Раду и нормализации экономического состояния страны потребительский спрос постепенно будет восстанавливаться к концу года. В любом случае такого значительного обвала продаж автомобилей, который наблюдался на пике девальвации в апреле-мае, в ближайшее время не предвидится, прогнозирует Андрейченко.
Использовать ресурс ЕС
Украинским машиностроителям следует использовать возможности зоны свободной торговли с Евросоюзом, считает Поважнюк. Получить доступ на европейский рынок производителям будет нелегко - надо инвестировать в сертификацию и улучшение качества выпускаемой продукции, обратил внимание эксперт. Но в то же время надо понимать, что рынок ЕС огромный. И чтобы на него попасть, необходимо кооперироваться с европейскими производителями. «Показательным является опыт Турции. Эта страна фактически с нуля, не имея такого кадрового потенциала, как Украина, смогла нарастить поставки своей машиностроительной продукции с 2000 по 2007 г. почти в семь раз - с $ 4 млрд до $ 27 млрд», - напомнил собеседник издания.
Примеры такого сотрудничества в Украине есть - в частности, СП с чешкой Skoda по производству электровозов. В 2005 г. ГП «Антонов» планировало создавать совместное предприятие с Airbus, что позволило бы нашей компании выйти на европейский рынок гражданской авиации. Проект не был осуществлен, но его можно попытаться возобновить. Необходимо воспользоваться кредитом доверия ЕС, чтобы дать жизнь проектам, которые снизят зависимость украинских машиностроителей от поставок в РФ и сделают их более устойчивыми на мировых рынках.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
У РУБРИЦІ
Бізнес
| У ChatGPT відтепер можна редагувати зображення в Photoshop. Функція безкоштовна й доступна в Україні |


Згідно з планом, російський скраплений природний газ (СПГ) буде
заборонено в ЄС на початку 2026 року після того, як закон набуде
чинності. Натомість імпорт трубопровідного газу буде поступово припинено
до 30 вересня 2027 року.
The New York Times дізнались деталі заходів стримування з боку партнерів
України, які готують у рамках триваючих переговорів довкола "мирного
плану" Трампа.
Він також анонсував, що Британія незабаром розпочне виробництво нових
безпілотників-перехоплювачів Octopus у Великій Британії, таким чином,
щомісяця тисячі нових безпілотників назад будуть передаватися Україні.ОП, політика, міжн. Тег Британія
Євросоюз оприлюднив план гарантій безпеки для України, що передбачає
шість ключових пунктів, та застеріг проти змін її кордонів силою,
наголосивши на праві українського народу самостійно ухвалювати рашення
щодо своєї території.
Комітет Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної
політики рекомендував парламенту прийняти законопроєкт щодо зміни назви
розмінної монети України на шаг.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Вартість лютневих ф'ючерсів на сорт Brent на лондонській біржі ICE
Futures за даними на 17:38 кч зростає на $0,84 (1,43%), до $59,76 за
барель.
Україна й Німеччина підписали угоду про виробництво 200 самохідних
артилерійських установок "Богдана" на німецькому шасі Mercedes-Benz
Zetros. Про це повідомив у середу міністр оборони Денис Шмигаль.
У середу, 17 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 1 коп. до 58,34 грн/л, середня ціна на дизельне
пальне залишається на рівні 58,41 грн/л.
Флот танкерів, завантажених російською нафтою марки Urals, скупчився
біля східного узбережжя Китаю. Це сталося внаслідок скорочення
закупівель Індією через західні санкції.
Міністерство оборони подало на розгляд Уряду
пакет нормативних актів, що має забезпечити запуск з 5 січня 2026 року
спеціального правового режиму Defence City - інструменту державної
підтримки підприємств оборонно-промислового комплексу.
Верховна Рада зобов'язала міністрів бути присутніми та звітувати про
свою роботу під час розгляду питання їхньої відставки у профільному
комітеті та на пленарному засіданні парламенту.
У Національному технічному університеті «Київський політехнічний
інститут» за підтримки Міноборони перша група фахівців для ОПК пройшла
підготовку за новою програмою гарантування якості.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.
Компанія Adobe запустила свої програми Adobe Photoshop, Adobe Express та Adobe Acrobat для чат-боту ChatGPT.
Уряд ухвалив постанову, яка дає можливість запустити повний цикл
оформлення європротоколу оформлення незначних дорожньо-транспортних
пригод в застосунку "Дія", повідомила премʼєр-міністр України Юлія
Свириденко.
Серед нововведень є шаблони для відео з готовими музичними доріжками
та текстовими накладками.
Водночас прискорюється передача багатства між поколіннями. У 2025
році 91 спадкоємець (64 чоловіки та 27 жінок) успадкував рекордні $297,8
млрд, що на 36% більше, ніж у 2024 році. Загальна кількість
мультипоколінних мільярдерів досягла 860 осіб із активами $4,7
трильйона.