Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Что не так с желанием Миндоходов ввести налог с оборота

09:22 09.08.2013 |

Економіка

Министерство доходов и сборов предлагает с 1 января 2014 года снизить ставку НДС до 9%. И одновременно, в качестве компенсации, ввести налог с оборота со ставками 1% и 2%. Он должен начисляться по тем же правилам, что и НДС, но в отличие от налога на добавленную стоимость, налогоплательщик не сможет включить уплаченную при покупке товаров сумму налога с оборота в состав налогового кредита.

Косвенные налоги на потребление в той или иной форме сегодня взимают практически все страны мира. Самые распространенные их формы - НДС (Value added tax или его аналог Goods and Service tax) и налог с оборота (или налог с продаж). В абсолютном большинстве стран применяется только один из этих налогов. Причем в течение последних 60 лет все больше стран отказываются от налога с оборота в пользу НДС.

Особое мнение

НДС применяется в более чем 150 странах, а поступления от этого налога составляют около 20% от всех налоговых доходов в мире. Налог с оборота взимается примерно в 30 странах - в основном, в небольших государствах Азии, Ближнего Востока, Африки и Океании. Правда, применяют его и в двух крупнейших экономиках мира - США и Китае. Но и в этих двух странах, и во всех остальных принцип начисления налога с оборота отличается от того принципа, что предлагается Министерством доходов и сборов Украины. В этих странах налог с оборота начисляется только при продаже товаров конечному потребителю, а не на каждом этапе его поставки, как предлагает украинское ведомство.

Справедливости ради, та модель, что предлагается МДС, также имела место в мировой истории системы налогообложения, но была раскритикована - ведь она стимулирует к вертикальной интеграции бизнеса и имеет каскадный эффект, то есть приводит к налогообложению одного и того же товара несколько раз. В итоге налог с оборота в предложенном министерством варианте сегодня в мире практически не встречается. И даже в тех нескольких странах, где он есть, и где одновременно действует НДС и налог с оборота, второй налог начисляется только на конечное потребление, а не на каждый этап поставки.

Речь - о Китае, Канаде и Индии. Китай в рамках реализации программы полного перехода на НДС начал применять этот налог в определенных отраслях экономики и в отдельных регионах страны, в то время как налог с оборота продолжает применяться в остальных случаях. В Канаде, кроме федерального НДС, в части провинций взимается местный налог с продаж, а в других - дополнительно взимается локальный НДС. Индия применяет оба налога, которые могут одновременно действовать и на государственном, и на локальном уровне. На данный момент Индия, как и Китай, разрабатывает план отказа от налога с оборота и применения только НДС на государственном уровне.

Другими словами, модель косвенного налогообложения, разработанная министерством, скорее всего, уникальна и носит инновационный характер. Но вот влияние таких инноваций на бизнес - неоднозначно.

Новая модель начисления косвенных налогов может быть выгодна предприятиям сферы услуг. Большинство их затрат - без НДС, а значит, снижение ставки НДС до 9% приведет к возможности уменьшения стоимости таких услуг для конечного потребителя или к росту прибыльности таких предприятий.

Кроме того, такая модель может быть интересна бизнесу без длинных цепочек поставки (вертикально интегрированным предприятиям). Наконец, снижение ставки НДС поможет снизить объемы бюджетного возмещения, а следовательно, и бюджетной задолженности перед экспортерами.

Неприятные последствия

Но внедрение такой модели будет иметь и негативные последствия для экономики Украины.
Каскадный эффект налога с оборота может снизить конкурентоспособность украинских товаров как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

К примеру, в связи с введением данного налога увеличится стоимость украинского экспорта. Сейчас украинские экспортеры имеют, пусть часто и декларативно, возможность возмещения уплаченного в Украине НДС, то есть могут не учитывать его в стоимости своих товаров, продаваемых на внешние рынки. Но вот налог с оборота будет учитываться в стоимости этих товаров. С введением налога с оборота пострадает сфера торговли и посредничества. Ей свойственна разветвленная система поставок с использованием торговых домов, дилеров, дистрибьюторов и других посредников. А значит, уплата налога с оборота в размере 2% на каждом этапе поставки приведет к росту себестоимости товаров, и в итоге - или к их подорожанию, или к убыточности предприятий. Следствием будет ликвидация ряда компаний и увольнение их сотрудников. Такая модель налогообложения будет стимулировать процесс укрупнения бизнеса.

Плохо скажется внедрение налога с оборота и на низкомаржинальных сферах бизнеса, которые функционируют с рентабельностью 1-2% при больших объемах и с высокой оборотностью средств. При условии уплаты 2% от всего оборота в виде налога их хозяйственная деятельность просто потеряет смысл.

Наконец, применение двух налогов еще более усугубит инвестиционную привлекательность Украины. Одной из целей принятия Налогового кодекса в 2010 году была унификация налогового законодательства и обеспечение его стабильности. Но всего через три года после его вступления в силу предлагается существенно изменить сам принцип применения косвенных налогов в Украине. В таких условиях инвесторы не могут корректно оценить период возврата их инвестиций, построить план развития бизнеса в Украине и определить целесообразность такой инвестиции в целом. Это усилит восприятие Украины как страны с высокими рисками в глазах инвесторов.

И последнее. Одно из условий интеграции Украины в Европейский Союз - это приближение украинской системы налогообложения НДС к принципам использования этого налога в странах ЕС. Ими параллельное применение налога с оборота не предусмотрено. В этой связи возникает вопрос: а Украина все еще собирается в ЕС?

Виктория Тимошенко
старший менеджер отдела налоговых и юридических услуг PwC

За матеріалами: Forbes.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес