Фінансові новини
- |
- 20.12.25
- |
- 11:23
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Утилизационный сбор: три причины для беспокойства
10:15 07.08.2013 |
Киевское предприятие «Укрвторчермет» с оборотом 2,1 млрд гривен занимается сбором и переработкой металлолома еще с довоенных времен. В середине 2000-х годов компания решила стать пионером в новом направлении для нашей страны - утилизации автомобилей. В новую линию по переработке старых машин (шреддерному производству) было вложено $5 млн. Но окупить инвестиции не удалось: загрузка мощностей оказалась меньшей, чем ожидалось, а за более качественный лом (типа «шреддед») покупатели доплачивать не хотели.
С тех пор повторить попытку «Укрвторчермета» в Украине не решался никто, но вскоре у компании могут появиться последователи. С 1 сентября 2013 года вступят в силу два закона об утилизационном сборе, которые обяжут импортеров автомобилей платить дополнительный сбор за переработку их авто, а украинских производителей - решать проблему б/у машин самостоятельно. Владелец корпорации «УкрАвто» и депутат Верховной рады Тариэл Васадзе обещает, что в результате в Украине будет создано более 150 пунктов по сбору автолома и около 10 утилизационных центров. Forbes нашел три причины, почему эти планы могут не сбыться.
1. Спрос есть, нет предложения
На британском заводе в г. Ньюпорт австралийско-американской компании Sims Group каждый час можно почти в буквальном смысле стирать в порошок до 450 авто. Это - крупнейшее шреддерное производство в мире. Если отдать ему в утиль все старые авто в Украине (до 1985 года выпуска), этот завод можно было бы загрузить почти на 20 месяцев непрерывной работы. По подсчетам корпорации «Богдан», на начало 2011 года в Украине насчитывалось 2,1 млн автомобилей старше 1985 года выпуска.
Спрос на продукты переработки - то есть металлолом - в Украине также, казалось бы, есть. С ноября 2012 года мы не экспортируем, а, напротив, ввозим из-за рубежа лом черных металлов. Лишь с января по июнь, согласно данным Министерства доходов и сборов, его импортировали около 100 000 тонн. Но инвестировать в шреддерный бизнес никто не решается. Почему?
Несколько лет назад киевская компания «Элан», которая специализируется на утилизации техники, попыталась расширить свой ассортимент и б/у автомобилями. «Элан» принимал старые машины у собственников, разбирал - вручную - на запчасти, а ненужный остаток продавал на металлолом.
Бизнес не пошел. Отдать автомобиль «в утиль» за долгий период работы решилось не больше 10 человек, и от этого направления отказались. «Украинцы хотят получать деньги за то, что сдали авто на металлолом, а мы платить не могли, напротив, еще и брали небольшую комиссию за утилизацию», - говорит специалист по технической экспертизе «Элана» Алексей Шевалин.
Роман Тополюк из Concorde Capital объясняет: у владельца старого автомобиля есть выбор - продать машину на запчасти на авторынке, или отдать ее «в утиль». «В первом случае он может выручить условно $300-500, значит, и в случае утилизации авто его выгода должна быть сопоставимой», - подчеркивает он. Но для этого цены на металлолом в Украине должны быть выше - сейчас его тонна на оптовом рынке стоит $260, то есть, за переработку легкового авто весом в 1,5 тонны можно выручить $390 (без учета цветного лома). «Росту цен мешает ограничение на экспорт металлолома из Украины», - считает аналитик Concorde Capital.
2. Плохой опыт
Правительство на деньги налогоплательщиков пытается сделать то, что во всем мире является прибыльным бизнесом, говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. «Это как брать налог с посетителей столовой на то, чтобы построить ресторан», - приводит он аналогию.
По крайней мере, одну такую попытку, хотя и в меньших масштабах, Кабмин уже делал. Еще в 2001 году в Украине был введен сбор на переработку упаковки и тары. С тех пор ежегодно на счет ГП «Укрэкоресурсы» производители тары и ее импортеры платят около 100 млн гривен (2012 год - 120 млн гривен).
Задача госпредприятия - создание систем по сбору, сортировке и утилизации мусора. За эти деньги ежегодно можно сдавать по два-три перерабатывающих объекта, отмечает руководитель национального проекта «Чистый город» Иван Алексеевец. Но за десять лет ГП смогло запустить лишь одну сортировочную линию на Левом берегу в Киеве в апреле 2013 года. Да и она, говорит Алексеевец, довольно примитивна и не решает проблемы накопления мусора.
Директор «Укрэкоресурсов» Дмитрий Родионов возглавил госпредприятие в 2012 году и не берет на себя ответственности за результаты работы предшественников. Он обещает, что в ближайших планах госпредприятия - запуск в эксплуатацию больших мусоросортировочных линий в Днепропетровске и Львове.
Однако даже если так, время уже потеряно, и сотни миллионов гривен, собранных за десятилетие с бизнеса в виде сборов, потрачены на невнятные цели.
То же самое сейчас происходит в России - но уже именно с утилизационным сбором. В сентябре 2012 года Москва первой подала пример Киеву, внедрив утилизационный сбор на импортные авто. Благодаря ему, за год в российскую казну должно поступить 54 млрд рублей ($1,6 млрд.). Но с тех пор новых мощностей по переработке авто в России не появилось, и планов по их созданию нет, констатирует профессор кафедры торговой политики российской Высшей Школы Экономики Андрей Портанский.
Все шесть российских шреддерных производств, которые сейчас занимаются утилизацией автомобилей, были построены до 2008 года, добавляет Назаренко. Правда, в отличие от Украины, в России изначально утилизационный сбор рассматривался не столько как защита экологии, сколько как протекционистская мера, уточняет Портанский.
3. Собрать деньги - полдела
Последние три года финансирование экологических программ в Украине растет двузначными темпами - в среднем на 30% ежегодно. Только в прошлом году на финансирование природоохранных мер из госказны было потрачено 5,3 млрд гривен, свидетельствует отчет о выполнении госбюджета-2012. С учетом административных расходов в прошлом году через Минэкологии и входящие в его орбиту структуры было распределено 8 млрд бюджетных гривен.
После внедрения утилизационного сбора динамика расходов министерства обещает стать еще более выразительной. Согласно новым законам, утилизационный сбор будет частью экологического налога и должен поступать не в общий, а в специальный фонд госбюджета. Главный распорядитель этих средств - Минэкологии.
Правда, сколько поступлений новый сбор добавит в бюджет, в Украине никто не знает. В пояснительной записке к первоначальной версии проекта закона говорилось о дополнительных 2 млрд гривен. В документе, подписанном президентом, размер сбора был значительно снижен, и оценить потенциальные поступления от его введения теперь не могут ни в Министерстве доходов и сборов, ни в Минэкологии.
Но даже если разница будет существенной и сборы окажутся меньше первоначальных расчетов, скажем, на порядок, доходы бюджета все равно вырастут значительно - на 200 млн гривен. Этого хватит, чтобы построить три завода по утилизации - по оценкам владельца «УкрАвто» Тариэла Васадзе, инвестиции в один завод составляют около 7 млн евро.
Но механизм распределения средств до сих пор неизвестен: сколько производств по утилизации планируют построить в Минпромполитики, сколько - частные инвесторы и будет ли государство компенсировать им расходы. Хотя главным распорядителем этих средств будет Минэкологии, отвечать за создание утилизационных мощностей должно Министерство промышленной политики. Для этого в Минпроме уже создана специальная рабочая группа. Есть ли у Минпрома какие-то наработки в этом вопросе, узнать не удалось: телефон министра промышленной политики Михаила Короленко вчера, 5 августа, был вне зоны доступа.
Другими словами, меньше чем за месяц до вступления закона об утилизационном сборе в силу в правительстве есть понимание, лишь как взимать этот сбор, но нет - как правильно эти деньги тратить.
Дарья Марчак
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Цього тижня ціни на нафту впали нижче за $60 за барель, оскільки
інвестори намагаються зрозуміти прагнення президента США Дональда Трампа
припинити розв'язану росією повномасштабну війну проти України й
витіснити президента Венесуели Ніколаса Мадуро.
Індекс відновлення ділової активності (ІВДА) в Україні погіршується
третій місяць поспіль і з 0,03 у жовтні знизився до 0 у листопаді,
свідчать результати щомісячного опитування підприємств, проведеного
Інститутом економічних досліджень та політичних консультацій (ІЕД).
У результаті перегляду переліків об'єктів критичної інфраструктури уряду
вдалося вивільнити щонайменше 800 МВт електричної потужності, повідомив
заступник міністра енергетики України Олександр В'язовченко на
ранковому брифінгу в п'ятницю.
Регулятор банківського ринку вважає, що Верховна Рада повинна відійти від практики мораторіїв на роботу з NPL
Щорічне зростання чистих гривневих кредитів бізнесу прискорилося до 35%, а роздрібного кредитування - до 33%.
Міжнародні партнери із початку 2025 року
передали Україні 962 од. обладнання для розподіленої генерації, завдяки
якому в енергосистему додано понад 450 МВт генеруючих потужностей.
На перших з початку війни місячних аукціонах за європейськими
правилами розподілені всі 804 МВт запропонованої потужності міждержавних
перетинів з Угорщиною, Словаччиною та Румунією для імпорту
електроенергії в січні 2026 року, передає Енергореформа.
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.