Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Согласно оценкам налоговиков, объем теневого сектора экономики Украины составляет как минимум 350 млрд. грн. в год

09:21 20.08.2012 |

Економіка

Ставшее сюрпризом ускорение динамики официального отечественного ВВП во втором квартале 2012 года (до 3% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом), согласно практически единодушным оценкам экспертов-аналитиков, вряд ли продолжится до конца текущего года. Основные причины - низкий по сравнению с прошлогодним уровень урожайности, а также неблагоприятные перспективы отечественной промышленности из-за весьма вероятного спада в общемировой экономике.

Так что и официальному сектору отечественной экономики полагаться на привычные драйверы ее роста тоже не приходится - дай Бог, чтобы они не ушли в минус.

Единственный серьезный «загашник», в том числе и для роста бюджетных поступлений, о котором в последнее время много разговоров и которому уже многократно уделяло внимание ZN.UA в своих публикациях, - теневая экономика, оценки которой колеблются от приблизительно трети регистрируемого статистикой ВВП до масштабов, сопоставимых с объемами официального сектора.

Согласно оценкам налоговиков, опубликованным в ходе презентации Концепции реформирования налоговой системы, объем теневого сектора составляет как минимум 350 млрд. грн. в год. При этом этот объем, по оценкам фискалов, распределяется следующим образом: 170 млрд. грн. составляет зарплата в «конвертах», 100 млрд. - доходы собственников активов - выведение безналичных средств в наличную форму или на инвалютные счета в иностранных банках, 35 млрд. - неофициальные платежи, 45 млрд. грн. - основные средства, материальные ресурсы и услуги теневого сектора.

Видимо, эти оценки (менее четверти заложенного в бюджете прогнозного значения номинального ВВП на нынешний год - около 1,5 трлн. грн.) являются сильно заниженными. Стоит лишь вспомнить, что согласно последним опубликованным официальным правительственным данным доля теневого сектора в 2010 году составляла около 38% официального ВВП, увеличившись после наступления кризиса более чем на десять процентных пунктов. А последние оценки, например, Всемирного банка были еще менее оптимистичными - по подсчетам его экспертов, доля неформальной экономики в Украине составляла около 50%.

Однако, что происходило и происходит с отечественной экономикой с тех пор и как повлияли на долю ее теневого сектора реформы нынешней власти, оценить на основании официальных данных в последнее время не представлялось возможным.

Раньше на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины (до начала админреформы - Министерства экономики Украины) в разделе «Информационно-аналитические материалы» регулярно обнародовались публикации под рубрикой «Тенденции теневой экономики» и соответствующие оценки. В последнее время такие материалы в указанном разделе отсутствуют.

В связи с этим ZN.UA обратилось в Минэкономразвития с просьбой дать ответы на следующие вопросы.

1. Почему обнародование информации о тенденциях теневой экономики прекращено и когда?

2. Анализируются ли сейчас в Министерстве экономического развития и торговли Украины тенденции теневой экономики и можно ли ознакомиться с результатами соответствующих исследований?

3. Одной из последних опубликованных оценок было увеличение в результате кризиса объемов теневого сектора в Украине до 39% ВВП в 2009 году с дальнейшим уменьшением до 38% в 2010-м. Какая тенденция наблюдается сейчас?

4. Чем объясняется значительное отличие оценок Минэкономразвития и Всемирного банка, согласно которым доля теневого сектора в экономике Украины составляет около 50%?

На этой неделе наше издание получило ответ от Минэкономразвития, согласно которому публикация аналитических материалов о тенденциях теневой экономики будет возобновлена в ближайшее время. ZN.UA знакомит своих читателей с информацией министерства, которая, на наш взгляд, может быть интересной не только для специалистов.

К вопросам 1-3 (относительно публикации аналитических материалов и последних тенденций теневого сектора)

- Оценка уровня теневой экономики проводится Минэкономразвития согласно Методике расчетов уровня теневой экономики, утвержденной приказом Минэкономики от 18.02.2009 г. №123.

Начиная с 2009 года оценка уровня теневой экономики проводится Минэкономразвития на постоянной основе с периодичностью раз в квартал.

Согласно методике уровень теневой экономики рассчитывается следующими методами оценивания: «расходы населения - розничный товарооборот», монетарный, финансовый и электрический методы, а также методом убыточности предприятий.

Анализируя динамику теневого сектора экономики на протяжении нескольких лет, можем отметить, что она напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Так, в период негативного влияния мирового финансового кризиса (2008-2009 годы) определенная часть бизнеса с целью сохранения производства и снижения размеров убытков проводила политику минимизации расходов за счет уклонения от уплаты налогов и уменьшения суммы обязательных платежей. То есть теневой сектор исполнял роль «амортизационной подушки» для корпоративного сектора и домохозяйств в условиях экономического кризиса. Сейчас с улучшением общеэкономической ситуации отмечаются переход этой части бизнеса в легальный сектор и постепенное приближение уровня тени к докризисным значениям (28% в 2005-2007 годах).

По предварительным оценкам Минэкономразвития, в 2011 году уровень теневой экономики в Украине сократился на 4 п.п. по сравнению с 2010 годом и составлял 34% от объема официального ВВП.

Снижение уровня тенизации национальной экономики произошло в условиях завершения острой фазы кризиса и перехода к фазе возобновления экономического роста. Так, на протяжении 2010-2011 годов наблюдались рост уровня реального ВВП (на 4,1 и 5,2% соответственно) и снижение уровня безработицы (до 8,1 и 7,9% соответственно по методологии МОТ). Это сопровождалось замедлением инфляционных процессов в экономике, возобновлением динамики роста депозитов и кредитов в банковской системе, снижением напряжения в бюджетном секторе в связи с сокращением дефицита бюджета.

Аналогичная тенденция по посткризисному снижению доли теневой экономики наблюдалась и в странах Европейского Союза (см. рис.).

 Однако, кроме экономической ситуации в стране, на объем и динамику теневого сектора влияют и другие факторы, в частности, условия ведения бизнеса в стране, степень защиты прав собственности, уровень коррумпированности, эффективность функционирования органов судебной и правоохранительной системы, уровень монополизации внутреннего рынка и т.п.

 

С учетом указанного текущая политика правительства направлена на детенизацию национальной экономики и строится, с одной стороны, на принципах, комбинирующих мероприятия по устранению первопричин, предопределяющих уход экономических агентов в тень, и поощрению их к легальной деятельности, с другой - на предотвращении недобросовестных действий, которые носят преступный и антиобщественный характер.

К правительственным мерам первой категории можно отнести:

- комплексное реформирование налоговой системы;

- дерегуляцию предпринимательской деятельности и сферы лицензирования;

- государственную поддержку малого и среднего бизнеса;

- разработку ряда нормативно-правовых актов, направленных на детенизацию экономики и занятости граждан.

К мерам, направленным на предотвращение и борьбу с нелегальной или полулегальной экономической деятельностью, можно отнести:

- борьбу с преступлениями экономической направленности;

- ужесточение контроля за целевым и прозрачным использованием бюджетных средств;

- предотвращение отмывания доходов, полученных преступным путем, и уклонения от уплаты налогов;

- предотвращение незаконного возмещения налога на добавленную стоимость и т.п.

В целом необходимо отметить, что такое явление, как «теневая экономика», характерно для всех экономик мира. Это означает, что мотивы ухода в «тень» везде одинаковы, они отличаются только остротой их проявления. Да, уровень тенизации экономик развитых стран значительно ниже, чем в развивающихся странах, и это связано с высоким доверием граждан к государственным институтам. В условиях переходного периода в экономике и обществе, а также трансформации института государственного управления (от административно-планового регулирования к управлению в условиях рыночных отношений) причины тенизации имеют более острое проявление, что выражается в высокой составляющей части обращения теневого капитала в экономике.

К вопросу 4 (относительно разницы в оценках Минэкономразвития и Всемирного банка доли теневого сектора
в экономике Украины)

- Согласно аналитическому материалу Всемирного банка «Shadow economies all over the world, new estimates for 162 countries from 1999 to 2007», опубликованному в октябре 2010 года, уровень теневой экономики в Украине в 2007 году, по оценкам ВБ, составлял 46,8% (средний показатель по 162 странам, взятым для оценки, равнялся 31% при максимальном показателе среди всех стран в 62,7%).

Оценки Всемирного банка относительно уровня теневой экономики Украины близки к расчетам Минэкономразвития при условии вычитания объемов неформальной экономики, которая непосредственно не наблюдается и досчитывается Госстатом к официальному ВВП (17,7% в 2010 году - последние имеющиеся данные). Например, уровень теневой экономики Украины в 2011 году для целей международного сравнения составит около 41% от уровня наблюдаемого ВВП (расчеты проводились по формуле: 34х100/(100-17,7) = 41% от ВВП).

Кроме того, отличия в оценке уровня теневой экономики могут вызывать методы (и их количество), взятые для проведения расчетов, а также вклад каждого отдельного метода оценивания в интегральный показатель уровня теневой экономики. Так, разные методы расчетов уровня теневой экономики, использовавшиеся Минэкономразвития для расчетов интегрального показателя, также продемонстрировали довольно значительные расхождения в оценках - от 25 до 45% в 2011 году, что является абсолютно допустимым, учитывая, что каждый метод расчетов охватывает определенную сферу национальной экономики (с разной долей в ней нелегального сектора), поэтому только интегральный показатель уровня теневой экономики может служить комплексным индикатором такого явления, как теневая экономика.

В расчетах, проведенных по заказу Всемирного банка, был использован единый эмпирический метод - Multiple Indicators Multiple Causes (MІMІC), суть которого заключается в том, что уровень теневой экономики определяется путем определения условий экономической деятельности, уровень неблагоприятности которых и определяет уровень теневой экономики. Данный метод удобен для сравнения уровня тенизации экономики между разными странами мира, но малоэффективен для определения его номинального значения. То есть этот метод является трендовым, а как базовый показатель для расчетов принимается значение уровня теневой экономики, рассчитанного другим методом. В частности, в исследовании Всемирного банка как базовое значение для Украины был принят показатель тенизации экономики в 52,7% от уровня ВВП в 1999 году (рассчитанный профессором Ф.Шнайдером методом спроса на денежную наличность). То есть, по данным Всемирного банка, уровень теневой экономики в Украине в период 1999-2007 годов снизился на 5,9 п.п., и это практически совпадает с динамикой соответствующего показателя, рассчитанного Минэкономразвития за указанный период.

Юрий Сколотяный

За матеріалами: Зеркало недели
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес